Судья Агеев О.М. Дело № 33- 6435
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ22 декабря 2010 года г. Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Ретунской Н.В.
судей Пункиной Т.М. и Шмаленко Т.А.
при секретаре Сивашовой А.В.
с участием прокурора Медведевой З.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ретунской Н.В.
дело по кассационной жалобе администрации Степновского муниципального образования Советского муниципального района Саратовской области
на решение Советского районного суда Саратовской области
от 02 ноября 2010 года, которым постановлено: Признать незаконными действия администрации Степновского муниципального образования Советского муниципального района Саратовской области по снятию с учета нуждающихся в жилом помещении Шевырёвой А.А.
Возложить на администрацию Степновского муниципального образования Советского муниципального района Саратовской области в течение десятидневного срока с момента вступления решения в законную силу восстановить Шевырёву А.А. на учете нуждающихся в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Ретунской Н.В., объяснения представителя Шевырёвой А.А. – Сычева В.Б., возражавшего против удовлетворения жалобы, объяснения прокурора Медведевой З.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора Советского района Саратовской области обратился в суд заявлением в интересах Шевырёвой А.А. к администрации Степновского муниципального образования Советского муниципального района Саратовской области о признании действий незаконными и о возложении обязанности по постановке на учет нуждающихся в жилом помещении.
В обоснование указав, что 31.08.2010 г. решением комиссии по жилищным вопросам при администрации Степновского муниципального образования Советского муниципального района Саратовской области Шевырёва А.А. была снята с учета нуждающихся в жилом помещении. Основанием снятия с учета явилось признание ее действий по передаче принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения совершенными с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Истица является ветераном Великой Отечественной войны и инвалидом 2 группы по общему заболеванию, принадлежащее ей жилое помещение передала в дар дочери 10.04.2006 г., то есть задолго до издания Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны» 1941-1945 годов» и до постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении 30.10.2009 г. Причиной отчуждения жилья послужил тот факт, что Шевырёва А.А. в силу преклонного возраста, нетрудоспособности, состояния здоровья неспособна была самостоятельно проживать и содержать жилое помещение, а не намеренные действия, направленные на ухудшение своих жилищных условий и приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. Просил признать действия ответчика по снятию истицы с учета нуждающихся в жилом помещении незаконными, обязать ответчика восстановить Шевырёву А.А. на учете нуждающихся в жилом помещении.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
В кассационной жалобе администрация Степновского муниципального образования Советского муниципального района Саратовской области, будучи не согласна с решением суда, просит его отменить и дело направить на новое рассмотрение. Считает, что гражданам, признанным по установленным Указом Президента РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма. Администрация Степновского муниципального образования не наделена государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанных в ст. 49 ЖК РФ категорий граждан.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе (п.1 ст. 347 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно ч.2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. (в ред. Федерального закона от29.12.2006 г №250-ФЗ).
Статьей. 49 ЖК РФ определен круг лиц, которым по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. К ним относятся: малоимущие граждане, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях; иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
В силу ч.3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов» считать необходимым завершить до 1 мая 2010 г. обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 г. ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
Федеральный закон «О ветеранах» устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
С учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.
Согласно Закона Саратовской области от 02.07.2009 г. №85-ЗСО «О мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и о внесении изменений в Закон Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» граждане, указанные в статье 1 настоящего Закона, не состоящие на учете в органах местного самоуправления, признаются в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации нуждающимися в улучшении жилищных условий уполномоченным органом исполнительной власти области в сфере жилищных отношений (далее - уполномоченный орган области), если указанные граждане:
1) не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 14 кв. м;
3) проживают в помещениях, не отвечающих установленным для жилых помещений требованиям;
4) являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеют иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решения которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.
Согласно ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
Из материалов дела следует, что Шевырёва А.А., 27.02.1923 г. рождения, является ветераном-участником Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, инвалид второй группы, зарегистрирована и проживает в семье дочери Сычевой Н.Ю. в <адрес> (л.д. 27-33, 39). Решением жилищной комиссии при администрации Степновского муниципального образования Советского муниципального района Саратовской области от 30.09.2009 г. Шевырёва А.А. была поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в общую очередь (л.д. 6).
Решением жилищной комиссии при администрации Степновского муниципального образования Советского муниципального района Саратовской области от 31.08.2010 г. Шевырёва А.А. была снята с учета нуждающихся в жилом помещении (л.д. 10). Из протокола заседания жилищной комиссии следует, что основанием снятия ее с учета явилось то, что в период с 14.04.1993 г. по 07.09.2006 г. Шевырева А.А. проживала и являлась собственником жилого <адрес> (л.д. 8-9).
Согласно договору дарения земельного участка с находящимся на нем жилым домом от 10.04.2006 г. Шевырёва А.А., 27.02.1923 г. рождения, передала безвозмездно дочери Сычевой Н.Ю. земельный участок и размещенный на нем жилой дом, находящиеся по адресу: <адрес> (л.д. 14-16). Передача жилого помещения Шевырёвой А.А. дочери – Сычевой Н.Ю. было обусловлено престарелым возрастом (истице было 83 года), инвалидностью 2 группы и невозможностью самостоятельно осуществлять уход как за собой, так и за жилым помещением. Указанное обстоятельство подтверждается пояснениями прокурора (л.д. 57 оборот-58), представителя Шевырёвой А.А. – Сычева В.Б. (л.д. 57 оборот), паспортными данными Шевырёвой А.А. (л.д. 26), справкой серии ВТЭ-139 об инвалидности (л.д. 39). Администрацией Степновского муниципального образования Советского муниципального района Саратовской области данные обстоятельства не оспаривались.
С учетом этих обстоятельств и приведенных положений материального закона суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что Шевырева А.А., как ветеран Великой Отечественной войны была признана нуждающейся в жилом помещении Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. №714 (в ред. от 09.01.2010 г.), в силу ст. 49 ЖК РФ она не могла быть снята с учета с данного учёта. Совершение истицей действий по отчуждению имущества (дарение земельного участка и дома) действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, было без намерения приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях поскольку Указ Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» был принят 07.05.2008 г., то есть спустя 2 года после совершения сделки истицей.
Судом всесторонне, полно и объективно исследованы представленные сторонами доказательства, им дана надлежащая правовая оценка, на основании чего правильно принято решение об удовлетворении заявленных истицей требований.
Довод автора жалобы о том, что ответчик не наделен государственными полномочиями на обеспечение граждан жилыми помещениями не может быть принят судебной коллегий во внимание, поскольку истицей заявлялись требования о возложении обязанности по постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, что в силу ст.14,52 ЖК РФ входит в компетенцию органов местного самоуправления.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела (в том числе и те, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе), судом не допущено.
Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда Саратовской области от 02 ноября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи