33-6533/2010 от 23.12.2010



Судья: Ладченкова О.П. Дело № 33-6533\10

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 декабря 2010 года г. Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Захарова В.Н.

судей Бартенева Ю.И., Бугаевой Е.М.,

при секретаре судебного заседания Новикове М.А

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Петровском районе Саратовской области на решение Петровского городского суда Саратовской области от 25 октября 2010 года, которым постановлено:

восстановить нарушенное право Елгановой М.В. на получение денежной компенсации набора социальных услуг, начиная с 13 июня 2009 года и в течение 2010 года.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда России в Петровском районе Саратовской области произвести начисление Елгановой М.В. стоимости набора социальных услуг за период с 13 июня 2020 года по 31.12.2009 года, а также с 01.91.2010 года.

В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.

Заслушав доклад судьи Бугаевой Е.М., объяснения представителей ГУ Управления Пенсионного фонда в Петровском районе Саратовской области Стаскевич И.А. по доверенности от 21.12.2009 года, Гутаровой С.В. по доверенности от 12.01.2010 года, Щербаковой Е.Н. по доверенности от 20.12.2010 года, просивших суд отменить решение суда и удовлетворить кассационную жалобу, объяснения представителя Елгановой М.В. – Елганову Т.В. по доверенности от 08.06.2010 года, просившую оставить решение суда без изменения, исследовав материалы дела, судебная коллегия,

установила:

Елганова М.В. обратилась в суд с иском к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда России в Петровском районе Саратовской области (далее – ГУ – УПФР в Петровском районе Саратовской области) о восстановлении нарушенного права на получение денежной компенсации набора социальных услуг и взыскании компенсации морального вреда, обосновывая заявленные требования тем, что до достижения совершеннолетия истицы – до 12 июня 2009 года – установлена инвалидность по основанию – ребенок-инвалид, а с 13 июня 2009 года установлена третья группа инвалидности по причине инвалидность с детства. В соответствии с Федеральным законом РФ № 178- ФЗ от 17.07.1999 года «О государственной социальной помощи» она, как ребенок-инвалид, получала социальную помощь в виде набора социальных услуг, которая по ее письменному заявлению с 01.01.2009 года была заменена денежной выплатой. По достижению совершеннолетия, с 13 июня 2009 года, ей была установлена третья группа инвалидности по причине – инвалид с детства с указанного же времени ответчиком без ее ведома была произведена замена денежной выплаты предоставлением набора социальных услуг. Заявление Елгановой М.В. в пенсионный фонд по поводу необоснованного ее права лишения права на получение денежной компенсации взамен набора социальных услуг оставлено без удовлетворения.

Представители ГУ УПФР в Петровском районе Саратовской области возражали против удовлетворения иска, поскольку истица утратила право на получение пенсии как ребенок – инвалид, а также на получение ежемесячной денежной выплаты, так как в соответствии с п.16 Порядка осуществления ежемесячной выплаты отдельным категориям граждан в РФ, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 30.11.2004 года № 294 ежемесячная денежная выплата назначается на срок, в течение которого гражданин относится к категории лиц, имеющих право на указанную выплату в соответствии с законодательством РФ. Если по достижению 18-летнего возраста ребенок-инвалид признается инвалидом с определенной степенью ограничения способности к трудовой деятельности, он приобретает право на ежемесячную денежную выплату (далее – ЕДВ) по другому основанию, предусмотренному ст.28.1 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

Рассмотрев указанный спор, судом постановлено вышеназванное решение.

В кассационной жалобе представители ответчика просили отменить решение и вынести новое решение, которым отказать в удовлетворения иска Елгановой М.В. При вынесении решения суд не учел, что истице на основании заявления о назначении, в соответствии с п. 14 Порядка, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30.11.2004 года № 294, согласно которого ежемесячная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату, с 19 июня 2009 года назначена ЕДВ как инвалиду 3 группы. За период с 13.06.2009 г. по 18.06.2009 г. истица не являлась получателем ЕДВ, следовательно, права на ее получение не имела. Учитывая, что набор социальных услуг является неотъемлемой частью ежемесячной денежной выплаты, получение которой ограничивается строго периодом, в течение которого гражданин является получателем последней, то заявление об отказе от предоставления набора социальных услуг действует до даты утраты гражданином права на получение ЕДВ. Согласно представленных документов истица является получателем ЕДВ по категории «ребенок-инвалид» по 12.06.2009 года, а с 13.06.2009 года по категории «инвалид с соответствующей группой инвалидности». С 13.06.2009 года выплата ЕДВ по категории «ребенок-инвалид» прекращена, что влечет за собой прекращение действия заявления об отказе от социальных услуг, которое, в свою очередь, действует в пределах срока на получение ЕДВ.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения по доводам кассационной жалобы в соответствии с пунктом 1 статьи 347 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного акта по следующим основаниям.

В соответствии со ст.28.1 Федерального закона РФ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на ежемесячную денежную выплату имеют право инвалиды 1, 2, 3 группы, дети-инвалиды, которую выплачивают территориальные органы Пенсионного фонда РФ.

В соответствии со ст.6.1 Федерального закона Российской Федерации от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (в редакции ФЗ от 25.12.2009 г.) право на получение государственной социальной помощи в виде набора имеют поименованные в данной статье категории граждан, среди которых в пункте 8 указаны инвалиды (1, 2, 3 групп) и в пункте 9 дети-ивналиды.

Елганова М.В. , 12.06.1991 года рождения, до совершеннолетия, являлась получателем ЕДВ, как ребенок-инвалид.

С 13.06.2009 года ей повторно установлена третья группа инвалидность как инвалиду с детства, на основании акта освидетельствования № 696 от 16.04.2009 года (л.д.10).

В связи с этим, Елганова М.В. являлась получателем ежемесячной денежной выплаты как ребенок-инвалид по 12.06.2009 года, а впоследствии, как инвалид 3 группы.

Согласно пункту 1 статьи 6.3 Федерального закона РФ от 17.07.1999 года № 178-ФЗ (с изменениями от 24.07.2009 года, 25.12.2009 года) «О государственной социальной помощи» учет права граждан на получение социальных услуг осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты.

Иными словами, право на получение гражданином социальных услуг возникает с момента возникновения у гражданина права на получение ЕДВ.

В соответствии со ст.6.2 ФЗ «О государственной социальной помощи» в набор социальных услуг включаются: дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии законодательством об обязательном социальном страховании; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Гражданин, имеющий право на получение социальных услуг, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату (п.3 ст.6.3 ФЗ «О государственной социальной помощи»).

Гражданин может до 01 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг на период с 1 января года, следующего за годом подачи заявления, и по 31 декабря, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг. Заявление о возобновлении предоставления набора социальных услуг подается до 1 октября текущего года на период с 1 января года, следующим за годом подачи заявления (п.4 ст.6.3 ФЗ «О государственной социальной помощи»).

До 01.10.2008 года Елганова М.В. в лице своего представителя своевременно отказалась от получения набора социальных услуг, в связи с чем ей производилась выплата в денежном выражении до 12.06.2009 года.

Елгановой М.В. производилась выплата ЕДВ без вычета стоимости социальных услуг, в связи с отказом ее представителя от получения социальных услуг в период с 01.01.2009 года по 12.06.2009 года.

В соответствии с требованиями закона указанная выплата должна была производиться по 31 декабря года, в котором гражданин обратился с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг. С таким заявлением Елганова М.В. к ответчику не обращалась.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Елганова М.В., с момента достижения ею совершеннолетия и установления ей 3 группы инвалидности, сохранила право на получение ЕДВ и набора социальных услуг, а потому изменение вида пенсии, которую получала истица как ребенок-инвалид до 12.06.2009 года, на пенсию по инвалидности с детства – с 13 июня 2009 года, не является основанием прекращения ежемесячной денежной выплаты ввиду того, что законодателем не установлена зависимость прекращения предоставления набора социальных услуг от изменения категории инвалидности. В связи с чем, Елгановой М.В. при возникновении у нее права на получение ЕДВ как инвалида 3 группы с детства, не требовалось повторное написание заявления об отказе от получения набора социальных услуг взамен получения денежной выплаты.

Данный вывод подтверждается тем, что Елганова М.В. является получателем ЕДВ по одному и тому же закону «О социальной защите инвалидов в РФ», и достигнув совершеннолетия, приобрела повторно 3 группы инвалидности с детства. Данное обстоятельство, по существу, является основанием для перерасчета ЕДВ, поскольку Елгановой М.В. не впервые, а повторно, в связи с достижением ребенком-инвалидом совершеннолетия приобрела 3 группу инвалидности с детства, являясь получателем ЕДВ и до совершеннолетия, и после совершеннолетия по ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

Законодателем в пункт 29 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям в РФ, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития в РФ от 30.11.2004 года № 294 «Об утверждении порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в РФ», установлены основания утраты права на получение ежемесячной денежной выплаты: наличие смерти получателя, либо вступления в силу решения об объявлении гражданина умершим или безвестно отсутствующим, или наступление обстоятельств, вследствие которых гражданином утрачено право на ЕДВ. В отношении Елгановой М.В. ни одно из указанных оснований не имеет отношения.

Доводы представителей ответчика о том, что к спорным правоотношениям не применим пункт 29 вышеназванного Приказа, а следует применить положения пункта 14 Приказа, в соответствии с которым ежемесячная денежная выплаты назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату, судебной коллегией не могут быть приняты во внимание, поскольку изменение вида пенсии, не является основанием прекращения такой выплаты и не влечет необходимости написания нового заявления об отказе истицы от набора социальных услуг, спор о праве на выплату ЕДВ, возникающий с момента подачи заявления (что определено в п.14 Приказа), в деле отсутствует.

Судебная коллегия считает правильным возложение обязанности районным судом на пенсионный фонд произвести начисление Елгановой М.В. стоимости набора социальных услуг за период с 13 июня по 31 декабря 2009 года, а также с 01 января 2010 года, поскольку ни с 12.06.2009 года, ни до настоящего времени Елгановой М.В. не писалось заявления о возобновлении предоставления ей набора социальных услуг.

Судебная коллегия соглашается с отказом районного суда истице в остальной части требований, связанных с компенсацией морального вреда, поскольку требования о восстановлении права на получение денежной компенсации социальных услуг носят имущественный характер, а специальный закон, предусматривающий в данных правоотношениях возможность привлечения пенсионных органов к ответственности в виде компенсации морального вреда, отсутствует.

Каких-либо нарушений процессуального закона, а также норм материального права, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу решения, судебной коллегией не установлено.

Доводы кассационной жалобы не содержат оснований, влекущих отмену решения суда, были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных в суд доказательств.

Руководствуясь ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

решение Петровского городского суда Саратовской области от 25 октября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: