№33-159/11 от 13.01.11 г. - о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью



Судья Викторова И.В. Дело № 33-159/2011

кассационное определение

13 января 2011 года г.Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Захарова В.Н.,

судей Михайлова В.Е. и Бартенева Ю.И.,

при секретаре Гончаровой Н.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Журавлевой Е.А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Пугачевском районе Саратовской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

по кассационной жалобе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Пугачевском районе Саратовской области на решение Пугачевского районного суда Саратовской области от 17 ноября 2010 года, которым постановлено:

Исковые требования Журавлевой Е.А. удовлетворить.

Признать незаконным протокол решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Пугачевском районе от 28 октября 2010 года № 223 об отказе в назначении Журавлевой Е.А. досрочной трудовой пенсии по старости.

Обязать Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Пугачевском районе назначить Журавлевой Е.А. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 15 августа 2010 года.

Заслушав доклад судьи областного суда Михайлова В.Е., объяснения представителя Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Пугачевском районе Орловой Е.М., действующей по доверенности № 09-05 от 11.01.2011 г., поддержавшей кассационную жалобу, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

установила:

Журавлева Е.А. обратилась в суд с исковыми требованиями к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Пугачевском районе Саратовской области (далее – УПФР в Пугачевском районе) о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии. В обоснование иска указала, что решением УПФР в Пугачевском районе Саратовской области № 150 от 02.08.2010 г. и Протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 391 от 02.08.2010 г. ей было отказано в досрочном назначении пенсии по старости. Из специального стажа исключён период нахождения в дополнительном отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет с 24.12.1991 г. по 24.08.1992 г. Считала решение ответчика незаконным, нарушающим её право на пенсионное обеспечение.

В ходе рассмотрения дела Журавлева Е.А. изменила исковые требования, указав, что решением УПФР в Пугачевском районе № 223 от 28.10.2010 г. вышеуказанный период нахождения в дополнительном отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет зачтён в стаж на соответствующих видах работах, однако в назначении досрочной трудовой пенсии ей вновь отказано со ссылкой на отсутствие требуемой продолжительности стажа работы на момент подачи заявления о назначении пенсии.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе УПФР в Пугачевском районе просит об отмене состоявшегося решения и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. Указано, что при определении права на досрочную пенсию стаж осуществления педагогической деятельностью определяется по состоянию на дату обращения гражданина за назначением пенсии, а не на дату возникновения права или рассмотрения пенсионным органом поданного гражданином заявления. На дату обращения Журавлева Е.А. имела стаж педагогической деятельности менее 25 лет, при этом необходимый педагогический стаж мог быть выработан ею не ранее 15.08.2010 г., в связи с чем при рассмотрении досрочная трудовая пенсия по заявлению истца от 26.07.2010 г. не могла быть назначена. Полагает, что положения абз.2 ст.7 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчёта размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утверждённых Постановлением Минтруда РФ и ПФР от 27.02.2002 г. №17/19пб не могут быть применены к назначению досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, поскольку условие назначения данной пенсии не связано с достижением определенного законом пенсионного возраста, а заключается в наличии у гражданина независимо от возраста не менее 25-лет педагогического стажа деятельности в учреждениях для детей.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 347 ГПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к его отмене в связи со следующим.

В соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Пункт 2 данной статьи устанавливает, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Судом первой инстанции установлено и не оспаривается сторонами, что Журавлева Е.А. на момент обращения за назначением досрочной трудовой пенсии 26.07.2010 г. имела педагогический стаж 24 года 11 месяцев 12 дней, что является недостаточным для назначения пенсии, право на досрочную пенсию возникло у Журавлевой Е.А. с 15.08.2010 г., поскольку на указанную дату истица выработала необходимый педагогический стаж.

Исходя из п.1 ст.18 и ст. Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовые пенсии назначаются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со дня обращения гражданина за вышеназванной пенсией либо с более раннего срока, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на пенсию.

Пенсионные органы устанавливают наличие оснований для назначения пенсии гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии, только за тот период, который предшествовал принятию ими решения об отказе в назначении трудовой пенсии.

Решением УПФР в Пугачевском районе Саратовской области № 150 от 02.08.2010 г. из специального стажа Журавлевой Е.А. исключён период нахождения последней в дополнительном отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет с 24.12.1991 г. по 24.08.1992 г., в связи с чем специальный стаж работы Журавлевой Е.А. составил 23 года 08 месяцев 15 дней.

В последующем решением УПФР в Пугачевском районе № 223 от 28.10.2010 г. решение №150 от 02.08.2010 г. было отменено, спорный период включён в специальный стаж, однако в назначении досрочной трудовой пенсии Журавлевой Е.А. вновь отказано.

Журавлева Е.А. оспорила решение пенсионного органа от 28.10.2010 г. в суд в соответствии с п.7 ст.18 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Дела по спорам между гражданами и органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, об отказе в установлении трудовой пенсии рассматриваются судом в порядке искового производства. Требования граждан о назначении трудовой пенсии по старости досрочно представляют собой иски о признании права на пенсию.

Рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении трудовой пенсии по старости досрочно, суд проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении трудовой пенсии, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии.

Поэтому если у истца возникло право на трудовую пенсию по старости в период рассмотрения дела судом, то суд не лишён возможности указать в решении на право истца на такую пенсию и на дату возникновения этого права.

При таких обстоятельствах, признавая правильным подсчёт специального стажа Журавлевой Е.А. по состоянию на 26.07.2010 г., произведённый УПФР в Пугачевском районе, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований и назначении Журавлевой Е.А. пенсии с 15.08.2010 г., то есть с момента возникновения у истицы права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

При разрешении спора суд правильно определил правоотношения сторон, закон, которым следует руководствоваться и обстоятельства, имеющие значение для дела. Приведённые в судебном решении выводы об обстоятельствах дела, подтверждены доказательствами, мотивированы и соответствуют требованиям материального закона и в жалобе не опровергнуты. Решение суда первой инстанции отвечает принципам законности и обоснованности.

Каких-либо нарушений процессуального закона, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу решения, судебной коллегией не установлено.

С учётом изложенного, судебная коллегия не может согласиться с доводами кассационной жалобы и не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения.

Руководствуясь ст.ст. 347, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Пугачевского районного суда Саратовской области от 17 ноября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи