№ 33-47\2011 от 20.01.2011г.от признании незаконным отказа в толковании правил землепользования и застройки муниципального образования `Город Саратов`



Судья: Юдина С.В. Дело №33-47

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 января 2011 года г.Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Коршунова Р.В.,

судей Евтушенко В.М., Гладченко А.Н.,

при секретаре Левиной З.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Косенкова В.Н. на решение Волжского районного суда г. Саратова от 24 ноября 2010 года, которым постановлено: в удовлетворении заявления Косенкова В.Н. о признании незаконным отказа Саратовской городской Думы в толковании Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», изложенного в письме 02.09.2010 г. № – отказать,

заслушав доклад судьи Евтушенко В.М., исследовав материалы дела,

установила :

Косенков В.Н. обратился с заявлением о признании незаконным отказа Саратовской городской Думы в толковании Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», изложенного в письме 02.09.2010 г. № в обоснование заявленных требований, ссылаясь на то, что на основании ст. 45 Устава Города Саратова он обратился к Главе Муниципального образования «Город Саратов» (Председателю Саратовской городской Думы) с просьбой дать официальное толкование Правил землепользования и застройки, разъяснив, каким образом из источника официально опубликования Правил - газеты «Саратовская панорама» возможно установить, в границах какой территориальной зоны расположен земельный участок, если известны координаты характерных точек его границ в местной системе координат либо его адресный ориентир. Письмом от 02 сентября 2010 года Саратовская городская Дума отказала ему в толковании Правил, сославшись на то, что в соответствии с решением Саратовской городской Думы от 10.07.2009 г. № 42-492, данный вопрос относится к компетенции комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов». Косенков В.Н. считает данный отказ Саратовской городской Думы незаконным и нарушающим его права и законные интересы на получение официального толкования нормативного правового акта и право на рассмотрение его обращения по существу.

Волжским районным судом г. Саратова 24 ноября 2010 года постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Косенков В.Н. ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении заявленных им требований, указывая на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, считает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют представленным доказательствам и материалам дела.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (ч.1 ст.347 ГПКРФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

В соответствии с ч. 2 ст. 20 Устава Города Саратова обращения граждан в органы местного самоуправления подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Согласно ст. 22-23 Устава Городская Дума является представительным органом города, глава муниципального образования "Город Саратов" - исполняющим полномочия председателя городской Думы.

В соответствии со статьями 34, 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования, наряду с представительным органом, входит в структуру органов местного самоуправления, является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Полномочия Глава муниципального установлены ст. 31 Устава, согласно которой Глава муниципального образования: представляет город в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени города и городской Думы; подписывает и обнародует решения, принятые городской Думой; предлагает изменения и дополнения в Устав города; принимает (издает) в пределах своих полномочий постановления и распоряжения; созывает и ведет заседания городской Думы; организует выполнение решений городской Думы в рамках своих полномочий; заключает с главой администрации города контракт на основании решения городской Думы по результатам конкурса на замещение указанной должности; обеспечивает подготовку вопросов, вносимых на рассмотрение заседаний городской Думы; обеспечивает доведение до сведения депутатов, должностных лиц и граждан место и время проведения заседания городской Думы, внесенные на рассмотрение вопросы; координирует деятельность постоянных и иных комиссий, контрольно-счетной палаты, содействует материально-техническому и организационному обеспечению их работы; оказывает содействие депутатам в осуществлении ими своих полномочий; организует обеспечение их необходимой информацией, рассматривает и решает в пределах своей компетенции вопросы их работы; заключает договоры, выдает доверенности, совершает иные действия; организует в городской Думе личный прием граждан, рассмотрение их обращений, заявлений и жалоб; осуществляет общее руководство аппаратом городской Думы; осуществляет руководство секретариатом главы муниципального образования; подписывает от имени городской Думы исковые заявления, направляемые в суд, а также другие документы, связанные с рассмотрением дел; подписывает финансовые документы, несет ответственность по средствам,
расходуемым на содержание и организацию работы городской Думы; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления города полномочий
по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий,
переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и
законами Саратовской области.

В соответствии со ст. 43 Устава по вопросам местного значения население города непосредственно и органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления города принимают муниципальные правовые акты (ч. 1).

В силу ст. 45 Устава города Саратова, толкование правового акта осуществляют орган или должностное лицо местного самоуправления города, принявшие акт в том же порядке, в каком он был принят.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Саратов». Правила в установленном порядке опубликованы в газете «Саратовская панорама».

Решением Саратовской городской Думы от 10.07.2009 № 42-492 об утверждении Положения о комитете по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» установлено, что полномочиями по даче разъяснений по вопросам применения Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» наделен комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов».

06.08.2010 г. Косенковым В.Н. в Саратовскую городскую Думу сдано заявление на имя Главы муниципального образования «Город Саратов» Грищенко О.В., согласно которому, в соответствии со ст. 43 Устава города Саратова он просил разъяснить, истолковав соответствующим образом нормы пунктов 37, 37.1 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», а именно, каким образом из источника официального опубликования Правил - газеты «Саратовская панорама», возможно установить, в границах какой территориальной зоны расположен земельный участок, если известны координаты характерных точек его границы в местной системе координат либо его адрес.

Как следует из текста заявления, с которым Косенков В.Н. обратился к Главе муниципального образования «Город Саратов», заявитель просил Главу МО «Город Саратов» дать разъяснение в порядке ст. 43 Устава, а не толкование нормативного акта, предусмотренное ст. 45 Устава Города. Кроме того, среди перечисленных в ст. 31 Устава полномочий Главы МО «Город Саратов» дача толкования решений Саратовской городской Думы не определена ни как право, ни как обязанность Главы муниципального образования.

На указанное обращение Главой муниципального образования «Город Саратов» 02.09.2010 г. Косенкову В.Н. был дан ответ, из которого следует, что полномочиями по даче разъяснений по вопросам применения Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» наделен Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», в связи с чем, для того чтобы установить в границах какой территориальной зоны расположен земельный участок, у которого известны координаты характерных точек его границ либо его адресный ориентир, ему необходимо обратиться в вышеуказанный комитет.

Судебная коллегия считает, что, разрешая возникший спор, суд пришел к правильным выводам о несостоятельности доводов представителя Косенкова В.Н. о том, что обращение было адресовано в Саратовскую городскую Думу, поскольку указанные обстоятельства опровергаются содержанием заявления Косенкова В.Н. и ссылкой на ст. 43 Устава Города. При этом, как бесспорно установлено судом первой инстанции, каких-либо иных обращений Косенкова В.Н. 06.08.2010 г. в адрес Саратовской городской Думы по вопросу толкования Правил не поступало.

Кроме того, согласно названному заявлению, в последнем отсутствовала просьба Косенкова В.Н. к Главе МО «Город Саратов» о внесении на рассмотрение Думы поставленных им вопросов в рамках ст. 45 Устава Города.

При таких обстоятельствах, поскольку судом первой инстанции установлено, что Косенков В.Н. с просьбой о толковании нормативного акта в Саратовскую городскую Думу 06.08.2010 г. не обращался, решение об отказе в толковании Правил Думой 02.09.2010 года не принималось., принимая во внимание, что обращение Косенкова В.Н. было рассмотрено в соответствии с требованиями закона, компетентным лицом, которому адресовано обращение, дан мотивированный ответ, права либо свободы Косенкова В.Н. нарушены не были, судебная коллегия считает обоснованным выводы суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Косенковым В.Н. требований.

По мнению судебной коллегии, суд, правильно определил имеющие значение для дела обстоятельства, принял необходимые меры для выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в кассационной жалобе не опровергнуты.

В связи с вышеизложенным, доводы жалобы никаких правовых последствий по данному делу не создают, не влияют на существо принятого судом решения и не могут служить основанием к его отмене.

Судебная коллегия считает, что доводы кассационной жалобы не опровергают изложенные в решении выводы суда, а фактически воспроизводят доводы, являвшиеся предметом судебного исследования и получившие в соответствии с требованиями ст. ст. 194, 196, 198 ГПК РФ правовую оценку в принятом по делу решении суда первой инстанции.

По мнению судебной коллегии, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела (в том числе и те, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе) судом не допущено.

При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст.ст.361,366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила :

Решение Волжского районного суда г. Саратова от 24 ноября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: