33-26/11 от 18.11.2011г. о компенсации морального вреда



Судья: Захарченко Е.В. № 33-26

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 января 2011 года г. Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Машковой Л.Г.,

судей Кириной Л.А. и Пашенько С.Б.,

при секретаре Дементьевой О.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Саратовского областного суда Машковой Л.Г. дело по кассационной жалобе Муниципального учреждения здравоохранения «Калининская центральная районная больница» на решение Калининского районного суда Саратовской области от 18 ноября 2010 года по исковому заявлению Акпабликова К.К. к Муниципальному учреждению здравоохранения «Калининская центральная районная больница», администрации Калининского муниципального района о компенсации морального вреда, которым постановлено:

исковые требования Акпабликова К.К. удовлетворить частично.

Взыскать с МУЗ «Калининская ЦРБ» в пользу Акпабликова К.К. в счет компенсации морального вреда 30000 рублей (тридцать тысяч).

В случае отсутствия либо недостаточности у МУЗ «Калининская ЦРБ» денежных средств, достаточных для компенсации морального вреда, взыскать с администрации Калининского муниципального района в пользу Акпабликова К.К. в счет компенсации морального вреда 30000 (тридцать тысяч) рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Заслушав доклад судьи Машковой Л.Г., проверив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Акпабликов К.К. обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному учреждению здравоохранения «Калининская центральная районная больница» (далее – МУЗ «Калининская ЦРБ») о взыскании компенсации морального вреда в сумме 200000 рублей.

Определением Калининского районного суда Саратовской области от 11 ноября 2010 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Калининского муниципального района.

В обоснование своих требований истец указал на то, что 18 июня 2010 года умер его отец ФИО. 19 июня 2010 года он приехал в морг МУЗ «Калининская ЦРБ» забрать тело отца, однако, его в морге не оказалось. В последующем стало известно, что его отец ошибочно захоронен ООО «<данные изъяты>» как труп лица без определенного места жительства. В тот же день тело его отца было эксгумировано.

22 июня 2010 года он обратился в прокуратуру Калининского района Саратовской области с заявлением о проведении проверки по факту неправомерных действий сотрудников МУЗ «Калининская ЦРБ». В результате проведенной проверки установлено, что его права нарушены неправомерными действиями сотрудников МУЗ «Калининская ЦРБ». Действиями ответчика ему причинены физические и нравственные страдания.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе представитель МУЗ «Калининская ЦРБ» - Жало Т.В. просит решение отменить и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд. Считает, что решение вынесено необъективно, без учета обстоятельств, установленных при рассмотрении дела: нравственные и физические страдания Акпабликову К.К. причинены действиями ООО «<данные изъяты>», а не МУЗ «Калининская ЦРБ». Доказательства передачи трупа сотрудниками МУЗ «Калининская ЦРБ» работникам ООО «<данные изъяты>» отсутствуют, последние забрали труп из морга самовольно.

В возражениях на кассационную жалобу Акпабликов К.К. просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст.150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. В случаях и в порядке, предусмотренных законом, личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут осуществляться и защищаться другими лицами, в том числе наследниками правообладателя.

Согласно ст.ст. 151, 1100 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 года N 10 (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 года N 6) "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда") относит к моральному вреду нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред также может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др. (п. 2).

Статьей 7 Федерального закона №8 от 12 января 1996 года «О погребении и похоронном деле» предусмотрено, что на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления (п.1).

Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти (далее - волеизъявление умершего) статья 5 того же Федерального закона определяет как выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме пожелание, в том числе, быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими (п.1). Действия по достойному отношению к телу умершего должны осуществляться в полном соответствии с волеизъявлением умершего, если не возникли обстоятельства, при которых исполнение волеизъявления умершего невозможно, либо иное не установлено законодательством Российской Федерации (п.2). В случае отсутствия волеизъявления умершего право на разрешение действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего, а при отсутствии таковых иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего (п.3).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 18 июня 2010 года в МУЗ «Калининская центральная районная больница» умер отец истца ФИО, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д.6). 19 июня 2010 года в результате ненадлежащего выполнения ответчиком обязанностей, возложенных на него законом в соответствии с уставной деятельностью, имело место ошибочное изъятие тела ФИО. из морга медицинского учреждения (вместо трупа другого лица) работниками ООО «<данные изъяты>» для захоронения - погребения как лица, невостребованного родственниками в порядке ст. 12 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» и произведено его захоронение в указанном порядке. Впоследствии после обнаружения ошибки труп ФИО. был извлечен из захоронения и возвращен в морг.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что, не обеспечив сохранность трупа ФИО., ответчик причинил истцу нравственные страдания, связанные с невозможностью своевременно и достойно захоронить близкого человека в соответствии со сложившимися обычаями и традициями.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание характер перенесенных истцом нравственных страданий с учетом его индивидуальных особенностей, требования разумности и справедливости, а также материальное положение ответчика.

Довод кассационной жалобы о том, что моральный вред причинен истцу действиями ООО «<данные изъяты>», а не МУЗ «Калининская ЦРБ», поскольку сотрудники ООО «<данные изъяты>» забрали труп ФИО из морга без разрешения уполномоченных сотрудников медицинского учреждения, является несостоятельным и опровергается материалами дела, в том числе показаниями свидетелей ФИО1. и ФИО2. Судом установлено также, что морг входит в МУЗ «Калининская ЦРБ» (п.1.9.11 Устава МУЗ «Калининская ЦРБ») (л.д.34-40). В соответствии с п.2 должностной инструкции санитара морга последний обеспечивает сохранность трупа в течение пребывания последнего в патологоанатомическом отделении (л.д.41). Согласно пункту 9 данной инструкции санитар морга производит регистрацию приема и выдачи трупов в специальной книге. В данном случае эти требования инструкции выполнены не были, за что виновный сотрудник МУЗ «Калининская ЦРБ» был привлечен к дисциплинарной ответственности.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции мотивированными, соответствующими установленным обстоятельствам, требованиям закона и в кассационной жалобе не опровергнутыми. Сама по себе иная оценка автором кассационной жалобы представленных доказательств и обстоятельств дела не может служить основанием к отмене решения суда, в связи с чем оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 362 Гражданского процессуального кодекса РФ, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Калининского районного суда Саратовской области от 18 ноября 2010 года по исковому заявлению Акпабликова К.К. к Муниципальному учреждению здравоохранения «Калининская центральная районная больница», администрации Калининского муниципального района Саратовской области о компенсации морального вреда оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: