Судья: Агаркова С.Н. Дело №33-466
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 января 2011 года г.Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коршунова Р.В.,
судей Евтушенко В.М., Кириной Л.А.,
при секретаре Левиной З.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования «Город Саратов» на решение Волжского районного суда г. Саратова от 13 декабря 2010 года, которым постановлено: признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» по рассмотрению заявления Андрющенко С.В. о предоставлении земельного участка в аренду.
Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» рассмотреть заявление Андрющенко С.В. от 19 августа 2010 года о предоставлении в аренду сроком на 15 лет земельного участка площадью 4280 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> в течение 14 дней со дня вступления решения в законную силу,
заслушав доклад судьи Евтушенко В.М., объяснения представителя Андрющенко С.В. – Ефимовой Л.А., исследовав материалы дела,
установила :
Андрющенко С.В. обратилась с заявлением о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, указала, что 2 апреля 2009 года управлением Федеральной регистрационной службы по Саратовской области было зарегистрировано соглашение- договор замены стороны в обязательстве от 6 марта 2009 года, по условиям которого ей были переданы права и обязанности в отношении земельного участка площадью 4280 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> по договору аренды земельного участка от 6 июня 2000 года №, заключенному между закрытым акционерным обществом Финансово-промышленная группа «Н.Б.А» и администрацией г. Саратова в отношении земельного участка площадью 25823 кв.м. с кадастровым номером №, со сроком аренды по 6 июня 2010 года.
Согласно доводам заявителя, приобретение права аренды па земельный участок было связано с переходом к ней права собственности на нежилое здание обшей площадью 30.4 кв.м., литер Д.
7 июня 2010 года срок аренды истек, поэтому Андрющенко С.В. считает, что она, как собственник строения, имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка.
19 августа 2010 года она обратилась в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о предоставлении ей права аренды на спорный земельный участок сроком на 15 лет с приложением кадастрового паспорта. Заявление, поданное ей в администрацию муниципального образования «Город Саратов» соответствует требованиям законодательства, в нем были указаны цель использования земельного участка, испрашиваемое право на землю. Поскольку испрашиваемый земельный участок уже был поставлен на кадастровый учет, вместе с заявлением был предоставлен кадастровый паспорт земельного участка. Однако, в нарушение месячного срока, установленного законодательством, ее заявление органом местного самоуправления рассмотрено не было и не рассмотрено до настоящего времени.
Основываясь на изложенном, Андрющенко С.В. просила суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов». обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» рассмотреть заявление о предоставлении ей в аренду сроком на 15 лет земельного участка площадью 4280 кв.м. с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> занимаемого принадлежащим ей на праве собственности нежилым зданием.
Волжским районным судом г. Саратова 13 декабря 2010 года постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе администрация муниципального образования «Город Саратов» ставит вопрос об отмене решения суда, указывая на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, считает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют представленным доказательствам и материалам дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (ч.1 ст.347 ГПКРФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно требованиям ст.29 Земельного Кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного Кодекса РФ.
В силу ст.34 Земельного Кодекса РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта, испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
В соответствии со ст. ст. 11, 29, 34 Земельного Кодекса РФ вопросы соблюдения правил землепользования и застройки в области градостроительной деятельности и земельных отношений, находятся в компетенции органов местного самоуправления.
Согласно Положению о комитете по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов», утвержденным решением Саратовской городской Думы от 10 июля 2009 года № 42-492 Комитет участвует в подготовке документов для проведения торгов по продаже земельных участков и (или) права аренды земельных участков (п.3.5.6), заключает, изменяет, расторгает договоры аренды, купли-продажи, безвозмездного срочного пользования земельных участков (п.3.5.7).
В соответствии с п. 3 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации по истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 35, пунктом 1 статьи 36 и статьей 46 настоящего Кодекса.
Исходя из положений п.3 ст. 35 Земельного кодекса РФ собственник здания, строения, сооружения, находящихся па чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.
В силу ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица. имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 2 апреля 2009 года управлением Федеральной регистрационной службы по Саратовской области было зарегистрировано соглашение- договор замены стороны в обязательстве от 6 марта 2009 года, согласно которому Андрющенко С.В. были переданы права и обязанности в отношении земельного участка площадью 4280 кв.м.. расположенного по адресу: <адрес> по договору аренды земельного участка от 6 июня 2000 года №, заключенному между закрытым акционерным обществом Финансово-промышленная группа «Н.Б.А» и администрацией г. Саратова в отношении земельного участка площадью 25823 кв.м. с кадастровым номером № со сроком аренды по 6 июня 2010 года.
Приобретение права аренды па земельный участок было связано с переходом к заявителю права собственности на нежилое здание общей площадью 30,4 кв.м., <данные изъяты> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права па объект недвижимости. Согласно договору аренды от 6 июня 2000 года срок аренды истек 7 июня 2010 года.
19 августа 2010 года, в связи с истечением срока аренды земельного участка, Андрющенко С.В. обратилась в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о предоставлении ей права аренды на спорный земельный участок сроком на 15 лет с приложением кадастрового паспорта. Как обосновано указано в принятом по делу решении суда, поскольку Андрющенко СВ. имеет в собственности здание, расположенное на земельном участке, находящимся в муниципальной собственности, то заявителю следует обращаться с заявлением о предоставлении права аренды в порядке п.1 ст. 36 Земельного кодекса РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, заявление Андрющенко С.В. соответствует требованиям закона (ст. 36 ЗК РФ), в заявлении указаны: площадь земельного участка, местоположение, испрашиваемое право па землю (аренда), кадастровый номер земельною участка, а также приложены все необходимые документы, в том числе кадастровый паспорт земельного участка, выписка о правах на нежилое здание.
Поскольку, как указано выше, 19 августа 2010 года Андрющенко С.В. представила в администрацию муниципального образования «Город Саратов» заявление о предоставлении в аренду земельного участка, занимаемого принадлежащим ей на праве собственности объектом недвижимости, а также кадастровый паспорт земельного участка, кадастровый номер земельного участка № следует признать обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что в соответствии с ч.5 ст. 36 ЗК РФ администрация муниципального образования «Город Саратов» обязана в месячный срок со дня поступления заявление принять решение по заявлению Андрющенко С.В. Однако до настоящего времени решение в порядке ст. 36 ЗК РФ о предоставлении земельного участка не принято, тогда как должно было быть принято не позднее 19 сентября 2010 года.
Довод администрации муниципального образования «Город Саратов» о том, что заявление было направлено в структурное подразделение Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», однако, с подготовленными документами для принятия решения о предоставлении права аренды не возвратилось, что препятствует администрации муниципального образования «Город Саратов» принять решение, судом первой инстанции обосновано признан несостоятельным, поскольку противоречит требованиям ст. 36 ЗК РФ о сроках принятия решения органом местного самоуправления.
Довод представителя администрации муниципального образования «Город Саратов» о том, что Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» наделен полномочиями от имени администрации муниципального образования «Город Саратов» осуществлять заключение, изменение, расторжение договоров аренды земельных участков, так же является необоснованным, поскольку Андрющенко С.В. обратилась с заявлением о предоставлении права аренды земельного участка на новых условиях, в связи с чем, орган местного самоуправления в лице администрации муниципального образования «Город Саратов» должен принять решение о предоставлении такого права на условиях, предложенных заявителем, либо отказать в таком праве. Только на основании решения администрации муниципального образования «Город Саратов» о предоставлении права аренды (и др.) у Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» в пределах переданных полномочий возникает обязанность по заключению, изменению, расторжению договоров аренды.
При таком положении, с учетом вышеприведенных требований материального закона, принимая во внимание, что заявление Андрющенко С.В. о предоставлении права аренды спорного земельного участка на новый срок и на иных условиях (изменение срока аренды), не рассмотрено в установленный законом срок, решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении права аренды по каким-либо основаниям не принято, судебная коллегия считает обоснованными выводы суда первой инстанции о нарушении прав Андрющенко С.В. на оформление земельного участка, и наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных Андрющенко С.В. требований.
По мнению судебной коллегии, суд, правильно определил имеющие значение для дела обстоятельства, принял необходимые меры для выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в кассационной жалобе не опровергнуты.
В связи с вышеизложенным, доводы кассационной жалобы никаких правовых последствий по данному делу не создают, не влияют на существо принятого судом решения и не могут служить основанием к его отмене.
Судебная коллегия считает, что доводы кассационной жалобы не опровергают изложенные в решении выводы суда, а фактически воспроизводят доводы, являвшиеся предметом судебного исследования и получившие в соответствии с требованиями ст. ст. 194, 196, 198 ГПК РФ правовую оценку в принятом по делу решении суда первой инстанции.
По мнению судебной коллегии, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела (в том числе и те, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе) судом не допущено.
При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст.ст.361,366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила :
Решение Волжского районного суда г. Саратова от 13 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: