№ 33-336\2011г. от 27.01.2011г. о признании незаконным решения государственного органа



Судья Кузин В.В. Дело № 33-336

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27января 2011 год г. Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

Председательствующего Коршунова Р.В.,

судей Евтушенко В.М., Кириной Л.А.,

при секретаре Левиной З.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Евтушенко В.М. дело по кассационной жалобе Алимовой Л.В. на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 27 октября 2010 года, которым постановлено:

Иск Алимовой Л.В. удовлетворить частично.

Признать незаконным протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от 09.07.2010г. в части отказа включения Алимовой Л.В. в специальный стаж периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 06.05.1991 г. по 21.06.1991 г.

Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда РФ в Балаковском районе Саратовской области включить Алимовой Л.В. в специальный стаж за выслугу лет, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 06.05.1991г. по 21.06.1991 г.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с Государственного учреждения Управление пенсионного фонда РФ в Балаковском районе Саратовской области в пользу Алимовой Л.В., проживающей по адресу: <адрес> расходы по оплате государственной пошлины 100 руб.

Заслушав доклад судьи Евтушенко В.М., объяснения представителя ГУ УПФ РФ в Балаковском районе Саратовской области Шапкиной Е.В., исследовав материалы дела, судебная коллегия,

установила:

Алимова Л.В. обратилась к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда РФ в Балаковском районе Саратовской области с иском о признании незаконными решения № от 09.07.2010г. об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от 09.07.2010г. в части отказа включения в специальный стаж периодов работы, понуждении включить периоды работы в стаж в связи с лечебной деятельностью, назначении досрочной трудовой пенсии, в обоснование заявленных требований, ссылаясь на то, что протоколом комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ в Балаковском районе Саратовской области № от 09.07.2010г. Алимовой Л.В. не засчитаны в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, периоды работы с 01.02.1986г. по 31.12.1986г., с 01.11.1999г. по 31.01.2000г. в должности фельдшера выездной бригады, с 01.02.2000г. по 31.12.2002г. в должности фельдшера по приёму вызовов и передаче их выездным бригадам, с 01.01.2004г. по 05.07.2010г. в должности фельдшера по приёму вызовов и передаче их выездным бригадам «Станции скорой медицинской помощи», период нахождения на курсах повышения квалификации с 06.05.1991г. по 21.06.1991г.

Решением ГУ Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Балаковском районе № от 09.07.2010г. Алимовой Л.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью из-за отсутствия у неё требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости.

Алимова Л.В. не согласна с указанными протоколом и решением Управления пенсионного фонда РФ в Балаковском районе (далее УПФ РФ в Балаковском районе), просит признать их незаконными, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью спорные периоды, а также назначить пенсию с момента обращения к ответчику, т.е. с 05.07.2010г.

Балаковским районным судом Саратовской области по делу постановлено вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе Алимова Л.В. просит об отмене решения суда первой инстанции, указывает, что, разрешая возникший спор, суд посчитал установленными обстоятельства, которые фактически недоказаны, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы (п.1 ст. 347 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

В силу п.н. 11 п. 1 ст. 28 Федеральною закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-Ф3 (в редакции на момент рассмотрения спора) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Право на досрочную трудовую пенсию в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ имеют лица, осуществляющее лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах независимо от их возраста.

Согласно пункту 3 статьи 28 названного Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости согласно подпунктам 7-13 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы утверждаются Правительством РФ.

Пенсия назначается в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых зачитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и Правилами исчисления этой работы, утвержденными Постановлением правительства РФ от 29.10.2002 года №781.

До 01.01.2002 года при определении права на досрочную пенсию за выслугу лет в соответствии со статьёй 81 Закона «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 года № 340-1 пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливается при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах.

В стаж дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 464.

С 1 ноября 1999 года применяются Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пепсин за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066.

При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г.1 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, спорный период с 01.02.1986г. по 31.01.2000г. включен ответчиком в специальный стаж Алимовой Л.В. с учётом Постановления Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г., в связи с чем судом правомерно отказано в удовлетворении иска в названной части.

Разрешая возникший спор в части исключения из подсчета специального стажа Алимовой Л.В. нахождения истицы на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, суд первой инстанции правильно исходил из того, что прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности.

В соответствии со ст.187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работа, за время нахождения на курсах повышения квалификации работодателем производятся соответствующие отчисления (страховые выплаты) в пенсионный фонд.

Разрешая возникший спор в названной части, суд также правомерно принял во внимание, что ни в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 78, ни в Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516 среди периодов, которые не включаются в периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не поименованы периоды нахождения па курсах повышения квалификации.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Поскольку период нахождения Алимовой Л.В. на курсах повышения квалификации с 06.05.1991 г. по 21.06.1991 г. относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирована назначения досрочных трудовых пенсий медицинским работникам, следует признать обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии правовых оснований для включения Алимовой Л.В. в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периода нахождения на курсах повышения квалификации с 06.05.1991г. по 21.06.1991г. в связи с тем, что за ней сохранялось место работы (должность) и заработная плата за полный рабочий день, что подтверждается копией приказа главного врача, справками.

Судебная коллегия считает, что отказывая в удовлетворении заявленных Алимовой Л.В. требований в части включения в стаж работы дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периодов работы истицы с 01.02.2000г. по 31.12.2002г. в должности фельдшера по приёму вызовов и передаче их выездным бригадам, с 01.01.2004г. по 05.07.2010г. в должности фельдшера по приёму вызовов и передаче их выездным бригадам «Станции скорой медицинской помощи» суд обоснованно исходил из того, что должность фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам станции скорой медицинской помощи не была включена в ранее действующий список должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Как следует из определения Конституционного суда РФ № 310-О от 19.03.2009 года «согласно действовавшему до 1 ноября 1999 года правовому регулированию (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464) работа в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 был утвержден новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи е лечебной и иной работой по охране здоровья населения, который вводился в действие на территории Российской Федерации с 1 ноября 1999 года и не предусматривал включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работы в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи.

Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" также не предусматривает возможность зачета в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периодов работы в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи.

После принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 работникам указанной профессии стало известно, что их работа после 1 ноября 1999 года не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, гражданам предоставлялась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения. Основанное на анализе объективных данных изменение оценки профессиональной деятельности фельдшеров по приему вызовов станций скорой и неотложной медицинской помощи применительно к льготному пенсионному обеспечению, как и сохранение за ними права на включение в специальный стаж времени работы в этих должностях за период, когда законодательством предусматривался их зачет в специальный стаж, не нарушает конституционные требования и согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которой внесение изменений в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно сопровождаться соблюдением принципа поддержании доверия граждан к закону и действиям государства, которое предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм. а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П)».

В связи с вышеизложенным следует также признать правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Алимовой Л.В. требований о включении в специальный стаж период работы с 01.02.2000г. по 31.12.2002г. в должности фельдшера по приёму вызовов и передаче их выездным бригадам, с 01.01.2004г. по 05.07.2010г. в должности фельдшера по приёму вызовов и передаче их выездным бригадам «Станции скорой медицинской помощи». Поскольку с учётом льготного стажа истицы, установленного Управлением пенсионного фонда, а также с учётом удовлетворенных исковых требований, стажа, необходимого Алимовой Л.В. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с лечебной деятельностью, недостаточно отсутствуют основания и для удовлетворения требований Алимовой Л.В. о досрочном назначении пенсии с 05.07.2010 года.

Судебная коллегия считает, что разрешая возникший спор, суд первой инстанции в принятом по делу решении отразил все имеющие значение для данного дела факты, выводы суда подтверждены проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости. Всем представленным доказательствам в их совокупности дана надлежащая правовая оценка (ст. 67 ГПК РФ).

В решении изложены все имеющие значение для дела обстоятельства, всесторонне и полно выясненные в судебном заседании, и приведены доказательства в подтверждение выводов об установленных обстоятельствах дела, правах и обязанностях сторон.

По мнению судебной коллегии, разрешая возникший спор, суд, правильно определил имеющие значение для дела обстоятельства, принял необходимые меры для выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям материального закона и в кассационной жалобе не опровергнуты.

Судебная коллегия считает, что доводы кассационной жалобы не опровергают изложенные в решении выводы суда, а фактически воспроизводят доводы, являвшиеся предметом судебного исследования и получившие в соответствии с требованиями ст. ст. 194, 196, 198 ГПК РФ правовую оценку в принятом по делу решении суда первой инстанции. Основания, по которым доводы кассационной жалобы Алимовой Л.В. являются несостоятельными подробно изложены в решении суда первой инстанции, в связи с чем отсутствует необходимость повторно приводить их в определении судебной коллегии по гражданским делам.

По мнению судебной коллегии, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела (в том числе и те, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе) судом не допущено.

При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 347, 361, 362, 366 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

Решение Балаковского районного суда Саратовской области от 27 октября 2010 года оставить без изменения.

Кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи