Судья Бронникова Л.В. Дело № 33-429/2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ26 января 2011 года г. Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Ретунской Н.В.
судей Пункиной Т.М. и Шмаленко Т.А.
при секретаре Сивашовой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ретунской Н.В.
дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования «Город Саратов»
на решение Ленинского районного суда г. Саратова
от 29 ноября 2010 года, которым постановлено: Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившееся в неисполнении полномочий в части принятия своевременных мер по обеспечению жилым помещением Рындина Ф.В., проживающего в жилом помещении, непригодном для постоянного проживания.
Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Рындину Ф.В. по договору социального найма жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим нормам, в черте города Саратова общей площадью не менее 45 квадратных метров и состоящее не менее чем из двух комнат.
В удовлетворении исковых требований к администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» отказать.
Заслушав доклад судьи Ретунской Н.В., объяснения представителя Саратовской областной прокуратуры Волосатых Т.А., возражавшей против отмены решения суда, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор Ленинского района г. Саратова в интересах Рындина Ф.В. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» о признании бездействия незаконным, понуждении к предоставлению жилого помещения.
В обоснование указав, что Рындин Ф.В. проживает в квартире <адрес>. Согласно информации Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области, администрации района, администрации МО «Город Саратов», комитета ЖКХ г. Саратова данный жилой дом серии К-7-2-4 построен в 1970г. по проекту инженера Лагутенко, был признан непригодным для проживания решением Саратовского горисполкома № 420 от 1983г., распоряжением от 25 октября 1983г. № 988-р, постановлением администрации Ленинского района от 27 октября 1977г. № 609. Согласно акту обследования жилого дома <адрес> в здании имеются многочисленные разрушения, ремонт в доме не проводился со дня сдачи дома в эксплуатацию. В акте также указано, что после 30 летнего срока эксплуатации жилых домов серии К-7-2-4 (инж.Лагутенко) дома показали свои конструктивные недостатки: отсутствие возможности их усиления и выполнения капитального ремонта. В документе также имеются сведения о том, что по плану 1997г. будет сдан новый девятиэтажный дом для расселения граждан. Жителям дома <адрес> было сообщено, что администрацией г. Саратова утвержден план «Отселения», рассчитанный на 1997-1998гг., и что граждане, проживающие в домах системы Лагутенко, по мере поступления квартир будут отселены. Постановлением администрации г. Саратова от 11 сентября 1997г. № 562 «О передаче в муниципальную собственность жилых домов серии К-7-2-4 системы инженера Лагутенко» установлено, что в городе Саратове находится в эксплуатации 24 жилых дома серии К-7-2-4 системы инженера Лагутенко. Срок эксплуатации этих домов давно истек. За период с 1993 по 1996 годы текущие и выборочные капитальные ремонты положительных результатов не дали и условия эксплуатации не улучшились. В соответствии с постановлением Губернатора Саратовской области № 169 от 26 февраля 1997г. «О передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность области и в муниципальную собственность» глава администрации постановил запретить приватизацию квартир в домах К-7-2-4, обмен жилых квартир, регистрацию жителей в указанные домах, а также создать комиссию по организации мероприятий, обеспечивающих переселение жильцов домов серии К-7-2-4, в срок до 15 сентября 1997 г. предоставить мероприятия по отселению семей. Однако, расселение жителей из домов <адрес> до настоящего времени не состоялось. В соответствии с актом межведомственной комиссии администрации Ленинского района г.Саратова от 26 марта 2003г. № 338-р. жилой дом <адрес> вновь был признан непригодным для проживания. Решением Саратовской городской Думы от 20 июня 2002г. № 22-200 принята муниципальная целевая программа «Обеспечение жильем граждан города Саратова, проживающих в ветхих и аварийных домах, построенных по проекту инженера Лагутенко» на 2002-2010 г. Целью программы была ликвидация до 2005 г. включительно существующего в настоящее время аварийного жилого фонда, признанного таковым до 01 января 2002г. В программе дано определение «жилые дома проекта инженера Лагутенко», дома исчерпавшие расчетный срок эксплуатации. Аварийные здания не подлежат восстановлению и реконструкции. Однако, на очередное обращение граждан администрацией г.Саратова сообщено, что в настоящее время администрация Ленинского района г.Саратова завершает подготовку необходимых документов по дому <адрес> для включения его в программу «Переселения граждан г.Саратова из аварийного жилого фонда в 2010-2011гг.», поскольку в рамках реализации федерального закона № 185-ФЗ от 21 июля 2007г. «О фонде реформирования жилищно-коммунального хозяйства» и утвержденной ведомственной программы «Переселения граждан г.Саратова из аварийного жилого фонда в 2010-2011гг.» жилой дом не вошел. 30 декабря 2008 г. состоялось заседание межведомственной комиссии, на котором в очередной раз было принято решение о признании жилого дома <адрес> непригодным и подлежащим сносу. 24 июня 2009г. главой администрации МО «Город Саратов» было издано распоряжение № 109-р «О мероприятиях по отселению физических и юридических лиц из многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес>». В распоряжении не установлены сроки отселения граждан, проживающих в муниципальных жилых помещениях. Таким образом, в результате бездействия администрации МО «Город Саратов» жилой дом <адрес> до настоящего времени не расселен, перспективы отселения Рындина неизвестны. В тоже время, состояние жилого дома создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
В кассационной жалобе администрация муниципального образования «Город Саратов просит решение суда отменить дело направить на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Саратова в ином составе судей. Полагает, что решение вынесено без достаточных оснований, с нарушением и неправильным применением норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе (п.1 ст. 347 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
На основании ст.86 ЖК РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В силу ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК Российской Федерации» при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-88 ЖК Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимается. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учёте нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учёте (ст.55 ЖК РФ).
Согласно п.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
На основании ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Из материалов дела следует, что Рындин Ф.В. проживает и зарегистрирован в квартире № общей площадью 45 кв.м., состоящей из 2-х комнат, дома № <адрес> с октября 1962 г. (л.д. 14,65).
Распоряжением администрации Ленинского района г. Саратова от 26.03.2003 г. №337/2-р (л.д. 59) на основании акта междуведомственной комиссии от 16.12.2002 г. (л.д. 60-62), решением межведомственной комиссии от 30.12.2008 г. (л.д. 30-32) жилой дом <адрес> признан непригодным для проживания, подлежащим сносу.
В соответствии с постановлением Губернатора Саратовской области № 169 от 26 февраля 1997г. «О передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность области и в муниципальную собственность» глава администрации постановил запретить приватизацию квартир в домах К-7-2-4, обмен жилых квартир, регистрацию жителей в указанные домах, а также создать комиссию по организации мероприятий, обеспечивающих переселение жильцов домов серии К-7-2-4, в срок до 15 сентября 1997 г. предоставить мероприятия по отселению семей. Однако, расселение жителей из домов <адрес> до настоящего времени не состоялось.
Решением Саратовской городской Думы от 20 июня 2002г. № 22-200 принята муниципальная целевая программа «Обеспечение жильем граждан города Саратова, проживающих в ветхих и аварийных домах, построенных по проекту инженера Лагутенко» на 2002-2010 г. Целью программы была ликвидация до 2005 г. включительно существующего в настоящее время аварийного жилого фонда, признанного таковым до 01 января 2002г. (л.д. 28). Однако, расселение жителей из домов <адрес> до настоящего времени не состоялось.
Неоднократные обращения жителей дома <адрес>, в том числе и истца, в орган местного самоуправления для решения вопроса об отселении из помещения, непригодного для проживания, результатов не дали.
Установленные судом обстоятельства подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в судебном заседании и не оспариваются сторонами.
При указанных обстоятельствах и приведенных положений материального закона суд первой инстанции правильно вынес решение о признании бездействия администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившегося в неисполнении возложенных на нее законом (ст.86 ЖК РФ) обязанностей незаконным, обязании администрации муниципального образования «Город Саратов» предоставить Рындину Ф.В. благоустроенное жилое помещение в черте г. Саратова общей площадью не менее 45 кв.м., состоящую не менее чем из 2 комнат; правомерно отказав в удовлетворении исковых требований к администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов».
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы суда, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции с изложением в решении соответствующих мотивов, в связи с чем отсутствует необходимость в приведении в кассационном определении таких мотивов, подтверждающих законность решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела (в том числе и те, на которые имеется ссылка в кассационных жалобах), судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Саратова от 29 ноября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи