Судья: Андреева Г.А. Дело №33-634/11
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
9 февраля 2011 года г. Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего судьи Коршунова Р.В.,
судей Гладченко А.Н. и Бартенева Ю.И.,
при секретаре Галуненко Ю.С.,
с участием прокурора Медведевой З.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации Ершовского муниципального района Саратовской области (далее Администрация) на решение Ершовского районного суда Саратовской области от 09.12.2010 года, которым постановлено:
«Обязать администрацию Ершовского муниципального района принять меры, направленные на финансирование и выделение денежных средств из бюджета Ершовского муниципального района на разработку генеральных планов и правил землепользования и застройки Чапаевского, Новокраснянского, Перекопновского, Новорепинского, Орлово-Гайского, Миусского, Кушумского, Рефлекторского, Антоновского, Краснянского, Марьевского, Моховского, Новосельского муниципальных образований»,
заслушав доклад судьи Коршунова Р.В., заключение прокурора, возражавшую против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела,
установила:
прокурор Ершовского района Саратовской области (далее Прокурор) обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, указав, что проведенной проверкой соблюдения требований градостроительного и бюджетного законодательства установлено, что в нарушение требований указанного законодательства в Чапаевском, Новокраснянском, Перекопновском, Новорепинском, Орлово-Гайском, Миусском, Кушумском, Рефлекторском, Антоновском, Краснянском, Марьевском, Моховском, Новосельском муниципальных образованиях Ершовского муниципального района Саратовской области (далее ЕМР) не разработаны и не утверждены правила землепользования и застройки названных муниципальных образований. Решением районного Собрания ЕМР № 53-378 от 23.09.2005 года принята районная целевая программа «Градостроительное планирование развития территорий и поселений Ершовского района на 2006-2010 годы» (далее Программа), согласно которой предусмотрено финансирование разработки генеральных планов сельских поселений и правил землепользования и застройки сельских поселений из бюджета ЕМР. В нарушение данной Программы Администрацией ЕМР не осуществляется финансирование указанных мероприятий. Поэтому Прокурор просил обязать Администрацию ЕМР принять меры, направленные на финансирование и выделение денежных средств из бюджета ЕМР на разработку генеральных планов, правил землепользования и застройки названных муниципальных образований ЕМР.
Ершовским районным судом Саратовской области постановлено вышеприведенное решение.
В кассационной жалобе Администрация ставит вопрос об отмене решения, ссылаясь на неправильное, по ее мнению, применение судом норм материального права, указывает на то, что судом не принято во внимание, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления муниципального района по разработке и утверждению правил землепользования и застройки муниципальных образований, Администрация в установленном законом порядке не наделена соответствующими полномочиями в данной области.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов жалобы (ч. 1 ст. 347 ГПК РФ), судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ одними из оснований для отмены решения суда в кассационном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Принимая решение об удовлетворении требований Прокурора, суд сослался на положения Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № 131-ФЗ), согласно которым муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования; за неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п. 3 ст. 7) и указал, что Администрацией ЕМР не принимаются меры по исполнению Программы.
Однако судом первой инстанции не учтено, что в соответствии с п. 1 ст. 83 Закона № 131-ФЗ настоящий Федеральный закон, за исключением положений, для которых настоящей главой установлены иные сроки и порядок вступления в силу, вступает в силу с 1 января 2009 года.
Согласно подпункту 20 пункта 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленных на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.
Подпунктом 15 пункта 1 ст. 15 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района в указанной области относится лишь утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, введение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд.
Таким образом, с 01.01.2009 года вопросы утверждения генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки поселения относятся к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с п. 4 ст. 15 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Однако, в данном случае таких соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района не заключалось.
Кроме того, судом первой инстанции не учтено, что имеются вступившие в законную силу решения Ершовского районного суда Саратовской области от 02.04.2010 года и от 05.04.2010 года, которыми удовлетворены требования Прокурора о понуждении администраций вышеназванных муниципальных образований к принятию мер к разработке генеральных планов и правил землепользования и застройки соответствующих муниципальных образований (т. 1 л.д. 24-26, 105-106, 119-120, 133-134, 151-152, 166-167, 198-199).
Таким образом, по мнению судебной коллегии, при вынесении решения по настоящему делу судом первой инстанции были неправильно истолкованы и применены нормы материального права, в связи с чем решение подлежит отмене.
В соответствии со статьей 361 ГПК РФ суд кассационной инстанции при рассмотрении кассационных жалобы, представления вправе изменить или отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, если обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся или дополнительно представленных доказательств.
Поскольку по данному делу установлены все обстоятельства, имеющие значение для его разрешения, судебная коллегия находит правильным решение суда отменить и вынести новое решение, которым в удовлетворении заявления Прокурора отказать.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 361,366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ершовского районного суда Саратовской области от 9 декабря 2010 года отменить. Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления прокурора Ершовского района Саратовской области об оспаривании бездействия администрации Ершовского муниципального района Саратовской области и понуждении к совершению действий отказать.
Председательствующий:
Судьи: