Судья Литвинова М.В. Дело № 33-851/2011
кассационное определение
17 февраля 2011 года г.Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Захарова В.Н.,
судей Михайлова В.Е. и Гладченко А.Н.,
при секретаре Ребневой Е.Б.,
с участием прокурора Савиной С.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Машкова Ю.Н. к военному комиссариату Саратовской области о взыскании компенсации на приобретение продовольственных товаров, взыскании задолженности по выплате компенсации на приобретение продовольственных товаров,
по кассационной жалобе Машкова Ю.Н. на решение Фрунзенского районного суда г.Саратова от 28 декабря 2010 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Машкову Ю.Н. к Военному Комиссариату Саратовской области о взыскании компенсации на приобретение продовольственных товаров с 01.12.2010 г. в размере 870 рублей 78 копеек, взыскании задолженности за период с 01.02.2008 г. по ноябрь 2010 г. в сумме 11388 рублей 66 копеек – отказать.
Заслушав доклад судьи областного суда Михайлова В.Е., объяснения представителя истца Машкова Ю.Н. - Козырской Е.В., действующей по нотариальной доверенности от 19.11.2010 г. (л.д.10), поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Савиной С.В., полагавшей оставить решение суда без изменения, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Машков Ю.Н. обратился в суд с исковыми требованиями к военному комиссариату Саратовской области о взыскании компенсации на приобретение продовольственных товаров, взыскании задолженности по выплате компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01.02.2008 г. по ноябрь 2010 г. В обоснование заявленных требований указал, что в 1986 г. принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в 1994 г. ему установлена инвалидность, связанная с причинением вреда здоровью при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, в связи с чем он приобрёл право получать выплаты, установленные Законом "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Правилами возмещения вреда здоровью, Законом № 5-ФЗ от 12.02.2001г.. До января 2008 г. он состоял на учёте в Комитете социальной защиты населения г.Саратова и в соответствии со ст.ст.13, 14 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" получал компенсацию стоимости продовольственных товаров в размере 870,78 руб., установленном решением Волжского районного суда г.Саратова от 25.07.2006 г. С февраля 2008 г. он, осуществляя своё право на выбор органа социального обеспечения, перевёлся и встал на учёт в военный комиссариат Саратовской области. Однако, в нарушение вышеуказанного решения суда, военным комиссариатом был снижен размер компенсация стоимости продовольственных товаров до 476,49 руб., в 2009 г и 2010 г. указанная компенсация также выплачивалась в неполном объёме – 538,44 руб. и 592,29 руб. соответственно, в связи с чем у ответчика за период с 01.02.2008 г. по ноябрь 2010 г. образовалась перед ним задолженность по выплате компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 11388,66 руб.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином его составе просит в кассационной жалобе Машков Ю.Н.. Полагает, что, поскольку в настоящее время он состоит на учёте именно в военном комиссариате Саратовской области, который также является органом социальной защиты, обязанным обеспечить правильное и своевременное назначение возмещения вреда здоровью и всех компенсационных выплат, то именно ответчик должен в данном случае производить выплаты в размерах, установленных ранее принятым судебным постановлением, до тех пор, пока не будет отменено соответствующее судебное постановление.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 347 ГПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к его отмене в связи со следующим.
Из материалов дела видно и установлено судом, что Машков Ю.Н. принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, имеет инвалидность, связанную с участием в ликвидации последствий этой аварии.
Из статей 1, 2 и 7 Конституции РФ во взаимосвязи с её статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, – конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 01.12.1997 г. "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального Закона от 24 ноября 1995года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.
Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объём возмещения вреда, гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учётом реальной возможности государства за счёт средств бюджета выплачивать указанные компенсации.
Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью предусмотрены ст.14 и ст. 39 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Частью 3 ст. 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.
Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров был определён Федеральным законом от 07.08.2000 г. № 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твёрдых размерах исходя из базовой суммы 100 рублей. При этом статьей 3 Федерального закона от 07.08.2000 г. № 122-ФЗ и ст.4 Федерального закона от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ установлено, что в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30 июня 2000 года (т.е. исчисленных исходя из 83 руб. 49 коп.), а с 1 января 2001 года – исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 07.08.2000 г. № 122-ФЗ в статьи 14 и 39 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" внесены изменения, которыми гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 названного Закона гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300рублей и ежегодная компенсация за вред здоровью инвалидам 1 и 2 групп в размере 500рублей.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 г. №11-П указанные нормы признаны не противоречащими Конституции РФ в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объём возмещения вреда, причинённого здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление.
Постановлениями Правительства РФ от 27.12.2004г. №847, от 07.05.2005г. №292, от 25.04.2006г. №246, от 21.03.2007г. №171, от 21.12.2007 г. №914, от 21.12.2008 г. №914, от 16.12.2009 г. №1024 утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009 и 2010годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Данными постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.
Судом первой инстанции установлено, что военным комиссариатом Саратовской области размер ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров определяется в полном соответствии с вышеуказанными требованиями действующего законодательства, что подтверждается справкой № БС-114203 от 19.03.2010 г. (л.д.5).
В решении суда первой инстанции правильно отмечено, что поскольку военный комиссариат не был стороной в ранее рассмотренном судом 30.08.2006 г. споре между истцом и Комитетом социальной защиты населения г.Саратова по требованию об определении размера ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, то он не может считаться и правопреемником обязанностей, возложенных судом на этот Комитет.
Выводы суда в данной части подробно изложены в решении с приведением соответствующих мотивов, в связи с чем дополнительной аргументации со стороны судебной коллегии в подтверждение их законности и обоснованности не требуется.
Каких-либо нарушений процессуального закона, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу решения, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 347, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Фрунзенского районного суда г.Саратова от 28 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Машкова Ю.Н. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи