Судья Бронникова Л.В. Дело № 33 – 542/2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 февраля 2011 года г. Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего судьи Коршунова Р.В.,
судей Бартенева Ю.И., Пантелеева В.М.,
при секретаре судебного заседания Щербаковой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационным жалобам Березкина А.Н. на решение Ленинского районного суда г. Саратова от 11 ноября 2010 года, которым (с учетом дополнительного решения того же суда от 20.01.2011 г.) Березкину А.Н. отказано в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Саратова» о признании недействительным решения об отказе в назначении досрочной пенсии, понуждении к включению периодов работы и военной службы в специальный стаж, признании права на пенсию, понуждении к назначению пенсии со дня первоначального обращения.
Заслушав доклад судьи, объяснения Березкина А.Н. и его представителя Аверина М.Ю., поддержавших доводы кассационных жалоб, объяснения представителей УПФ РФ в Ленинском районе г. Саратова Шапкиной Е.В. и Мариной Н.М., исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила :
Березкин А.Н. обратился к ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г.Саратова (далее по тексту УПФ) с иском о признании недействительным решения УПФ об отказе в назначении досрочной пенсии, о понуждении к включению периодов работы и военной службы в специальный стаж, о признании права на пенсию, о понуждении к назначению пенсии с 16.09.2010 г.
Требования обоснованы следующим.
Решением УПФ № 219 от 21.09.2010 г. истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой в инженерно-техническом составе гражданской авиации из-за отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа работы в гражданской авиации и отсутствием требуемого стажа на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации.
Отказ мотивирован тем, что Саратовский аэроклуб им. Ю.А.Гагарина согласно Воздушному кодексу РФ от 19 марта 1997г. № 60-ФЗ относится к государственной авиации, цели и задачи авиации ДОСААФ не соответствуют целям и задачам гражданской авиации, в связи с этим отсутствует требуемая продолжительность страхового стажа работы в гражданской авиации. Незаконно не засчитан в общий стаж гражданской авиации период службы в Вооруженных Силах СССР с 30.08.1973 г. по 13.06.1976 г. из расчета один день военной службы за два дня работы по специальности.
Березкин А.Н. считает действия УПФ неправомерными по следующим обстоятельствам.
В соответствии с Законом СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» от 15 мая 1990г., Законом РСФСР от 20 ноября 1990г. «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию за выслугу лет имеют инженерно-технические работники по обслуживанию воздушных судов, списки которых утверждены Советом Министров СССР или Министров РСФСР: мужчины по достижению 55 лет при общем стаже работы в гражданской авиации не менее 25 лет, из них 20 лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов. В соответствии с Законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ инженерно-технические работники по обслуживанию воздушных судов сохраняют свое право на досрочное назначение трудовой пенсии. В период с 8 июля 1976 г. по настоящее время Березкин А.Н. работает в Саратовском учебном авиационном центре им. Ю.А.Гагарина (Саратовский Аэроклуб им. Ю.А.Гагарина РОСТО) на должностях, списки которых утверждены Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Секретариата ВЦСПС от 12.09.1990 г. № 370/16-53, Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 г. № 459. Березкин А.Н. проходил действительную военную службу по призыву с 30.08.1973 г. по 13.06.1976 г., данный период должен быть включен в общий трудовой стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за два дня работы по специальности.
Саратовский аэроклуб им. Ю.А.Гагарина РОСТО в соответствии с Уставом аэроклуба оказывает услуги различным организациям, в том числе Министерству обороны РФ. В соответствии с нормативными документами Федеральной авиационной службы России занимается видами деятельности, которые относятся к видам деятельности гражданской авиации. Таким образом, как полагает истец, в период работы
в Саратовском учебном авиационном центре им.Ю.А.Гагарина (Саратовский Аэроклуб им. Ю.А.Гагарина РОСТО), данный центр относился к гражданской авиации.
Считает, что выработал необходимый стаж работы по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации и имеет общий стаж работы, необходимый для назначения трудовой пенсии по достижении возраста 55 лет. Таким образом, ко дню обращения в УПФ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, у Березкина А.Н. общий страховой стаж и стаж работы по непосредственному обслуживанию воздушных судов в гражданской авиации, при наличии 55 лет, позволяют назначить досрочную трудовую пенсию по старости.
Решение ответчика об отказе в назначении Березкину А.Н. досрочной трудовой пенсии по старости носит, по мнению истца, дискриминационный характер, так как допускает такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное решение.
В кассационных жалобах Березкин А.Н. ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права. Судом дана неправильная правовая оценка представленным доказательствам. Выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Согласно трудовой книжке, Березкин Е.Н. с 08.07.1976 г. по 28.03.1992 г. работал авиатехником в Саратовском учебном авиацентре ДОСААФ, с 29.03.1992 г. по настоящее время работает авиатехником в Авиционно- спортивном учреждении «Саратовский Аэроклуб им. Ю.А.Гагарина РОСТО».
Как следует из материалов дела в сентябре 2010 г. Березкин Е.Н. обратился в ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г.Саратова с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии с связи работой в инженерно-техническом составе гражданской авиации.
Решением УПФ № 219 от 21.09.2010 г. истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой в инженерно-техническом составе гражданской авиации из-за отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа работы в гражданской авиации и отсутствием требуемого стажа на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации.
Отказ мотивирован тем, что Саратовский аэроклуб им. Ю.А.Гагарина согласно Воздушному кодексу РФ от 19 марта 1997г. № 60-ФЗ относится к государственной авиации, цели и задачи авиации ДОСААФ не соответствуют целям и задачам гражданской авиации, в связи с этим отсутствует требуемая продолжительность страхового стажа работы в гражданской авиации. В общий стаж гражданской авиации период службы в Вооруженных Силах СССР с 30.08.1973 г. по 13.06.1976 г. из расчета один день военной службы за два дня работы по специальности.
Согласно ст.7 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.
В силу пп.15 п.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 и 20 лет.
В соответствии со ст.2 Воздушный кодекс Союза ССР 1961г. определяет порядок деятельности гражданской авиации и гражданского воздухоплавания в целях охраны интересов государства, обеспечения безопасности полетов воздушных судов и удовлетворения потребностей народного хозяйства СССР и граждан.
Статьей 3 того же кодекса предусмотрено, что действие Воздушного кодекса Союза ССР распространяется на все виды гражданской авиации и гражданского воздухоплавания в пределах СССР, за исключением авиации и воздухоплавания авиационной промышленности, предназначенных для опытно-конструкторских, экспериментальных и исследовательских работ, воздушных судов авиационной промышленности, проходящих испытания, а также авиации Всесоюзного добровольного общества содействия армии, авиации и флоту.
В 1983г. был принят новый Воздушный кодекс Союза ССР, который в соответствии со ст.3 определял порядок деятельности авиации в целях охраны интересов государства, обеспечения безопасности полетов воздушных судов и удовлетворения потребностей народного хозяйства СССР и граждан и распространялся на всю гражданскую авиацию в пределах СССР.
Статья 4 Воздушного кодекса Союза ССР 1961г. и статья 4 Воздушного кодекса Союза ССР 1983г. устанавливали, что гражданская авиация СССР применяется для следующих целей: 1)перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты; 2)выполнения авиационных работ в отдельных отраслях народного хозяйства (использование авиации в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны лесов, обслуживания экспедиций и т.п.); 3)оказания медицинской помощи населению и проведения санитарных мероприятий; 4)проведения экспериментальных и научно-исследовательских работ; 5)проведения учебных, культурно-просветительных и спортивных мероприятий; 6)проведения поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ и оказания помощи в случае стихийных бедствий.
Находящиеся в ведении государственных предприятий, организаций и учреждений, а также принадлежащие кооперативным и общественным организациям воздушные суда (по установленному перечню) подлежат обязательной регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Союза ССР. По занесении воздушного судна в реестр выдается свидетельство о регистрации судна. (ст. 10 Воздушного кодекса Союза ССР 1961г.)
Статья 12 Воздушного кодекса Союза ССР от 1983г. предусматривала, что гражданскими воздушными судами СССР для целей настоящего Кодекса считаются воздушные суда, используемые в указанных в статье 4 настоящего Кодекса целях и занесенные в Государственный реестр гражданских воздушных судов Союза ССР.
К гражданским воздушным судам не относятся суда Министерства обороны СССР, Министерства внутренних дел СССР, Комитета государственной безопасности СССР, Всесоюзного добровольного общества содействия армии, авиации и флоту, а также суда других министерств, государственных комитетов и ведомств, предназначенные для опытно-конструкторских, экспериментальных и научно-исследовательских работ в области авиационной и другой техники.
Гражданские воздушные суда СССР подлежат регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Союза ССР. По занесении воздушного судна в указанный реестр выдается свидетельство о его регистрации (ст.13 Воздушного кодекса Союза ССР 1983г.).
Постановлением Совета Министров СССР от 20 августа 1951г. № 3060 «Об объединении ДОСАРМА, ДОСАВА И ДОСФЛОТА во Всесоюзное добровольное общество содействия армии и флоту (ДОСААФ) определены основные задачи ДОСААФ: а) пропаганда и распространение военных, военно-технических, авиационных и военно-морских знаний среди членов общества и населения; б) подготовка членов общества и населения ко всем видам противовоздушной и противохимической обороны; в) военная подготовка военнообязанных запаса, не служивших в Советской Армии и Военно-Морском флоте; г) подготовка допризывной молодежи по военным, военно-техническим, авиационным и военно-морским специальностям; д) подготовка и усовершенствование знаний и навыков у рядового, сержантского и старшинского состава запаса армии, военно-воздушных и военно-морских сил с широким привлечением в общественном порядке офицеров запаса в качестве организаторов-инструкторов; е) развитие массового спорта: лыжного, стрелкового, самолетного, парашютного, планерного, радиолюбительского, автомобильного, мотоциклетного, конного, военно-морского и водного, а также авиационного и морского моделизма; ж) развитие служебного собаководства.
Следовательно, как правомерно указано в принятом по делу решении, цели и задачи гражданской авиации и ДОСААФ различны, что делает невозможным отнесение воздушных судов ДОСААФ к гражданской авиации.
Воздушный кодекс 1997г. разграничил авиацию по видам на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию, закрепив тем самым, что ДОСААФ не может относиться к гражданской авиации.
Авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации (ст.21 Воздушного кодекса 1997г.). Авиация, используемая для осуществления военной, пограничной, милицейской, таможенной и другой государственной службы, а также для выполнения мобилизационно-оборонных задач, относится к государственной авиации (ст.22). Авиация, используемая для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники, относится к экспериментальной авиации (ст.23).
Как усматривается из вышеназванных норм материального закона, с момента введения в действие Воздушного кодекса РФ (01 апреля 1997г.) воздушные суда ДОССАФ относятся к государственной авиации не зависимо от принятия иных подзаконных актов, а также выполнения обязанными лицами действий по приведению в соответствие с действующим законодательством учредительных и других документов организации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002г. № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в летном составе гражданской авиации, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам инженерно-технического состава, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, применяется Список должностей работников летного состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991г. № 459. Указанным Постановлением Правительства РФ утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и также установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации, работникам, занятых на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации, и работникам инженерно-технического состава, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991г. № 459, применяются для оценки пенсионных прав застрахованных лиц в соответствии с пунктом 9 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Согласно Правилам исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991г. № 459, в выслугу лет работникам летного состава засчитывается время обучения в высших учебных заведениях авиации, если этому предшествовала работа в летных должностях, - по фактической продолжительности.
Судебная коллегия, с учетом вышеприведенных положений материального закона, считает, что, разрешая возникший спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что воздушные суда ДОССАФ с 1961г. не относились к гражданской авиации, регистрацию в качестве судов гражданской авиации не проходили, что подтверждается письмом Федерального агентства воздушного транспорта от 07 августа 2009г. № 22-758.
Из материалов дела следует, что с 30.08.1973г. по 13.06.1976г. Березкин Е.Н. проходил обучение в Калужском авиационно-техническом училище, где получил среднее специальное образование. При этом, училище, как обосновано указано в принятом по делу решении, не относится к военным учебным заведениям. Во время обучения он прошел курс военной подготовки по программе подготовки офицеров запаса. Из личного дела офицера запаса Березкина Е.Н. следует, что он в Советской армии не служил, в срок действительной военной службы засчитан указанный период обучения. Тогда как действующим законодательством не предусмотрено включение в страховой стаж периода обучения в среднем специальном образовательном учреждении.
Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии работникам авиации, включение в страховой стаж в гражданской авиации периода обучения в средне - специальном учебном заведении и периода обучения, которому не предшествовала работа в гражданской авиации - не предусмотрено.
При таких обстоятельствах, поскольку установлено, что Березкин Е.Н. не имеет предусмотренного законом для назначении пенсии стажа работы в гражданской авиации, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что, решение УПФ об отказе Березкину Е.Н. в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с работой в инженерно-техническом составе гражданской авиации соответствует требованиям закона, в связи с чем обоснованно отказано в удовлетворении заявленных Березкиным Е.Н. исковых требований.
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в кассационной жалобе не опровергнуты.
Судебная коллегия считает, что доводы кассационной жалобы не опровергают изложенные в решении выводы суда, а фактически воспроизводят доводы, являвшиеся предметом судебного исследования и получившие в соответствии с требованиями ст. ст. 194, 196, 198 ГПК РФ правовую оценку в принятом по делу решении. При этом доводы жалобы не содержат оснований, влекущих отмену решения суда, все они были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила :
Решение Ленинского районного суда г. Саратова от 11 ноября 2010 года (с учетом дополнительного решения того же суда от 20.01.2011 г.) оставить без изменения, кассационные жалобы Березкина Е.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи