33-840/2011 от 15.02.11г.



Судья Куницына М.А. Дело № 33 – 840

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 февраля 2011года город Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Суворовой Е.Н.,

судей Заболотной Л.Н., Кириной Л.А.,

при секретаре Павловой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Вейнер С.А. к Военному институту повышения квалификации специалистов мобилизационных органов Вооруженных Сил Российской Федерации (филиал) федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая Академия Вооруженных Сил Российской Федерации» и Министерству обороны Российской Федерации о признании права на получение жилого помещения и предоставлении жилого помещения по кассационной жалобе Вейнер С.А. на решение Кировского районного суда г. Саратова от 29 ноября 2010 года.

Заслушав доклад судьи Саратовского областного суда Заболотной Л.Н., объяснения представителей военного института Попова Д.А. и Мифтяевой О.В., действующих на основании доверенности от 09.11.2010 г., выданной сроком до 05.10.2011 г., представителя Министерства обороны РФ Мифтяевой О.В., действующей на основании доверенности от 19.11.2010 г., полагавших решение суда оставить без изменения, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда

установила:

Вейнер С.А. обратился в суд с иском Военному институту повышения квалификации специалистов мобилизационных органов Вооруженных Сил Российской Федерации (филиал) федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая Академия Вооруженных Сил Российской Федерации» (далее – военный институт) и Министерству обороны Российской Федерации и просил признать за ним право на получение жилого помещения на состав семьи из трех человек, обязать ответчиков предоставить жилое помещение общей площадью не менее 54 кв.м. В обоснование исковых требований указал, что в связи с организационно-штатными мероприятиями был досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас на основании приказа Главнокомандующего сухопутными войсками № 8 от 26.01.2010 года. Перед увольнением служил начальником учебной лаборатории кафедры мобилизационной подготовки военных комиссариатов Военного института повышения квалификации специалистов мобилизационных органов Вооруженных Сил РФ. Имеет выслугу с 01.08.1994 года. Перед увольнением, в ходе беседы истцу сообщили, что он и члены его семьи не имеют права на обеспечение жилым помещением при увольнении ввиду отсутствия нуждаемости. В связи с изложенным, он указал в заявлении от 30.11.2009 года, что не имеет права на обеспечение жилым помещением от Министерства обороны РФ. 24.06.2006 года истец вступил в брак, от которого имеет сына ФИО12, <данные изъяты>. В период с 23.11.1993 года по 10.11.2006 года был постоянно зарегистрирован в квартире своих родителей по адресу: <адрес>. В настоящее время никаких прав на данное жилое помещение он не имеет, квартира была приватизирована его братом. Выселение имело добровольный характер, поскольку истец длительное время в помещении не проживал. После снятия с регистрационного учета, он был постоянно зарегистрирован со своей супругой по адресу: <адрес>, Военный институт. Супруга истца также не имеет собственного жилья. Истец обращался к ответчикам с заявлением о предоставлении жилого помещения, однако ответа не получил. Поскольку истец считает, что его жилищные права нарушены, он обратился в суд с указанным иском.

Решением Кировского районного суда г. Саратова от 29 ноября 2010 года в удовлетворении исковых требований Вейнер С.А. отказано.

Не согласившись с постановленным решением суда, Вейнер С.А. обратился в суд с кассационной жалобой, по доводам которой просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым удовлетворить его исковые требования в полном объеме. Истец полагает, что при вынесении обжалуемого решения суд применил закон не подлежащий применению, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Суд неверно сослался на то обстоятельство, что его супруга обладает долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение, так как данное право возникло у нее в несовершеннолетнем возрасте независимо от её воли, на основании решения её родителей.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 347 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

По смыслу ст. 59 и п. «т» ст. 71 Конституции РФ военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.

Государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации (ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих").

Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 ЖК РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 15.1 вышеуказанного закона норма предоставления площади жилого помещения при предоставлении по договору социального найма жилых помещений, находящихся в федеральной собственности или переданных из федеральной собственности в муниципальную собственность, либо при предоставлении жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти составляет восемнадцать квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В силу ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Порядок реализации уволенными военнослужащими права на получение жилья также урегулирован в соответствующих Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1054 от 06.09.98.

Согласно пункту 7 указанных Правил учета одним из оснований признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения или улучшении жилищных условий является избрание им постоянного места жительства после увольнения с военной службы, а основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, а после увольнения с военной службы - приказ об увольнении в запас или в отставку.

Из анализа изложенных выше правовых норм следует, что право на получение жилья имеют военнослужащие, уволенные в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. Постановка на учет носит заявительный характер.

Как достоверно установлено судом первой инстанции, Вейнер С.А. имеет выслугу в вооруженных силах РФ с 1.04.1994 г. В связи с организационно-штатными мероприятиями был досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас на основании приказа Главнокомандующего сухопутными войсками № 8 от 26.01.2010 года (л.д. 15-16).

Судом также установлено, что до увольнения с военной службы Вейнер С.А. с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствующее структурное подразделение не обращался. Доказательств, опровергающих данное обстоятельств, истцом при рассмотрении дела не представлено.

Более того, согласно имеющемуся в материалах дела листу беседы от 30.11.2009 г. и рапорту Вейнера С.А., составленному непосредственно перед увольнением 30.09.2009 г., Вейнер С.А. не состоит в очереди на получение жилой площади в Министерстве обороны РФ в связи с сознательным ухудшением жилищных условий (л.д. 44-45).

Из материалов дела следует, что Вейнер С.А. добровольно снялся с регистрационного учета 10.11.2006 года из квартиры по адресу. <адрес>, отказавшись от участия в приватизации данного жилого помещения общей площадью 28.2 кв.м и от права проживания в данном жилом помещении.

Таким образом, самостоятельно, по собственному желанию Вейнер С.А. отказался от участия в приватизации указанного выше жилого помещения в пользу брата, тем самым намеренно ухудшив свои жилищные условия, отказавшись от прав на часть жилого помещений общей площадью 14,1 кв.м., что выше учетной нормы по г. Саратову, составляющей 10 кв.м. общей площади на одного человека.

Судом также установлено, что супруга истца Вейнер Е.А. является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру <адрес> общей площадью 57,8 кв.м., на ее долю приходится 19.26 кв.м.

Исходя из представленных доказательств и анализа положений приведенного выше законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что поскольку истец в период службы в вооруженных силах и при увольнении с заявлением о предоставлении жилого помещения не обращался и на учете в качестве нуждающегося в получении жилья никогда не состоял и не состоит в настоящее время, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе Вейнер С.А. в удовлетворении заявленных требований.

Доводы жалобы о том, что суд в решении ссылается на положения инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений», которая не может быть применена к данным правоотношениям, поскольку не действовала на момент увольнения истца, не может повлиять на правильность вынесенного судом решения, основанного на действующих нормах законодательства, регулирующего спорные отношения.

Иные доводы кассационной жалобы представляют собой неправильное толкование её автором норм материально права.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 193, 199, 360, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда

определила:

решение Кировского районного суда г. Саратова от 29 ноября 2010 года по делу по иску Вейнер С.А. к Военному институту повышения квалификации специалистов мобилизационных органов Вооруженных Сил Российской Федерации (филиал) федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая Академия Вооруженных Сил Российской Федерации» и Министерству обороны Российской Федерации о признании права на получение жилого помещения и предоставлении жилого помещения оставить без изменения, а кассационную жалобу Вейнер С.А. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: