Судья Алейникова Е.В. Дело № 33-1106
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 февраля 2011 года город Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Анатийчук О.М.,
судей Игнатьева А.В., Кириной Л.А.,
с участием прокурора Волосатых Т.А.,
при секретаре Елистратове Р.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Трутневой Ольги Владимировны и кассационному представлению помощника прокурора г. Хвалынска Саратовской области на решение Вольского районного суда Саратовской области от 18 февраля 2011 года, которым постановлено:
В требованиях Трутневой Ольге Владимировне о признании незаконным решения Территориальной избирательной комиссии Хвалынского муниципального района Саратовской области № 01-08/106-Р от 07 февраля 2011 года «Об отказе в регистрации Трутневой Ольге Владимировне кандидатом в депутаты Совета муниципального образования город Хвалынск III созыва» и обязании Территориальной избирательной комиссии Хвалынского муниципального района Саратовской области зарегистрировать Трутневу Ольгу Владимировну кандидатом в депутаты Совета муниципального образования город Хвалынск по одномандатному избирательному округу № 7 отказать.
Заслушав доклад судьи Анатийчук О.М., объяснения Трутневой О.В. и ее представителя, Крутякова А.А., действующего по доверенности от 24 февраля 2011 года, выданной сроком на 3 года, поддержавших доводы жалобы, председателя Территориальной избирательной комиссии Хвалынского муниципального района Саратовской области Россошанского Д.Н. и представителя Территориальной избирательной комиссии Хвалынского муниципального района Саратовской области Черкезовой О.В., действующей по доверенности от 16 февраля 2011 года, выданной сроком на 3 года, возражавших против удовлетворения доводов жалобы, кассационного представления, и отмены решения суда, заключение прокурора Волосатых Т.А., полагавшей решение суда подлежащим отмене, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Трутнева О.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Территориальной избирательной комиссии Хвалынского муниципального района Саратовской области №01-08/79-Р от 06 февраля 2011 года об отказе ей в регистрации кандидатом в депутаты Совета муниципального образования город Хвалынск III созыва по одномандатному избирательному округу № 7, обязании Территориальную избирательную комиссию Хвалынского муниципального района Саратовской области зарегистрировать ее кандидатом в депутаты Совета муниципального образования город Хвалынск III созыва по одномандатному избирательному округу № 7, обратив решение суда к немедленному исполнению.
Свои требования мотивировала тем, что в решении Территориальной избирательной комиссии Хвалынского муниципального района Саратовской области №01-08/106-Р от 07 февраля 2011 года было указано, что представленные заявителем подписи 1-6 на листе 1, подписи 1-6 на листе 2, подписи 1-6 на листе 3 признаны недействительными на основании пункта «л» части 10 ст. 31 Закона Саратовской области от 31 октября 2005 года №107-ФЗ «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» (сведения об основном месте работы не соответствуют сведениям, указанным в копии трудовой книжки, представленной кандидатом), полагает, что данные обстоятельства не соответствуют действительности, поскольку ею в полном объеме указаны все необходимые сведения о месте работы; подписи 1-6 на листе 2 признаны недействительными на основании пункта «ж» части 10 ст. 31 того же закона, (в сведениях о лице, осуществляющем сбор подписей, имеется исправление, специально не отмеченное лицом, осуществляющем сбор подписей или кандидатом), что по мнению заявителя также не соответствует действительности, так как сбор подписей она осуществляла сама и сама же заверяла подписные листы, на момент представления ею подписных листов в избирательную комиссию никаких исправлений не было; подпись 3 на листе 2 признана недействительной на основании пункта «з» части 10 ст. 31 этого же закона (подпись избирателя внесена в подписной лист до дня, следующего за днем уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата), считает, что данные сведения также не соответствуют действительности, так как все даты проставлялись непосредственно избирателями и возможно связаны с особенностями почерка данного избирателя; также подпись 1 на листе 1 признана недействительной на основании пункта «б» части 10 ст. 31 названного закона (подпись избирателя, указавшего в подписном листе сведения, не соответствующие действительности – данные подтверждены справкой ТП УФМС России по Саратовской области в г. Хвалынске), подпись ей не показывали и со справкой не ознакомили. По мнению заявителя, избирательная комиссия при выявлении факта несоблюдения требований закона к оформлению документов в соответствии с п. 1.1. ст. 31 Закона Саратовской области от 31 октября 2005 года №107-ФЗ «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» обязана была известить заявителя об этом не позднее, чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен был рассматриваться вопрос о регистрации ее в качестве кандидата. Однако в уведомлении направленном в ее адрес об иных нарушениях в представленных документах не было указано об имеющихся нарушениях в представленных ею подписных листах, в связи с чем, полагает, что представленные ею подписные листы перестали соответствовать требованиям закона к их оформлению в период с 02 февраля 2011 года по 07 февраля 2011 года, то есть в период их нахождения в избирательной комиссии.
Рассмотрев возникший спор, районный суд постановил указанное решение.
В кассационной жалобе Трутнева О.В. просила решение суда отменить, принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, которым удовлетворить заявленные требования, поскольку судом были неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, были нарушены нормы материального права.
В кассационном представлении помощник прокурора г. Хвалынска Саратовской области просит решение суда отменить, принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, которым удовлетворить заявленные Трутневой О.В. требования, поскольку судом не дана оценка доводам заявителя по факту подделки подписного листа в части указания номера ее дома, в удовлетворении ходатайства о допросе свидетелей судом заявителю было отказано.
Проверив законность и обоснованность решения, в соответствии со ст. 347 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и кассационном представлении, судебная коллегия считает решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Частью 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ, предусмотрено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
Из материалов дела следует, что 21 января 2011 года Трутнева О.В. подала заявление о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу № 7, наряду с заявлением ею были поданы: копия паспорта, копия документа, подтверждающего сведения об образования, копии документов об основном месте работы, занимаемой должности (роде занятий) (л.д. 54-56).
28 января 2011 года заявителем в избирательную комиссию представлено три подписных листа с 18-ю подписями избирателей. (л.д.58-59). В верхней части всех трех подписных листов, в графе, где должно быть указано место работы и должность кандидата в депутаты, указано «индивидуальный предприниматель Миронов С.А., менеджер по управлению ресурсами», в нижней части второго листа, в графе, где должны быть указаны данные о лице удостоверяющем подписной лист, имеется исправление числа, обозначающего номер дома в адресе места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей (имеется наслоение одна на другую двух цифр «18» и «19»), при этом затруднительно однозначно определить какая именно цифра указана. Каких либо удостоверительных или поясняющих записей рядом с указанным исправлением не имеется (л.д. 58-60).
02 февраля 2011 года членами рабочей группы комиссии были составлены три ведомости проверки подписных листов: - №01, где указано, что в соответствии с п. «л» части 10 ст. 31 Закона Саратовской области от 31 октября 2005 года №107-ФЗ «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области», все подписи в подписном листе №1 считаются недействительными, поскольку подписной лист изготовлен с нарушением требований, установленных приложением 3, 4 или 5 к Закону Саратовской области от 31 октября 2005 года №107-ФЗ «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области»; - №02, где указано, что в соответствии с п. «ж» части 10 ст. 31 того же закона, все подписи в подписном листе №1 считаются недействительными, т.к. подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществляющего сбор подписей (либо собственноручной подписью кандидата, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице осуществлявшем сбор подписей, в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом имеются исправления, специально не отмеченные соответственно лицом, осуществляющим сбор подписей, кандидатом), а также п. «л» части 10 ст. 31 Закона Саратовской области от 31.10.2005 года №107-ФЗ «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области», все подписи в подписном листе №2 считаются недействительными, поскольку подписной лист изготовлен с нарушением требований, установленных приложением 3, 4 или 5 к данному Закону; - № 03, где указано, что в соответствии с п. «л» части 10 ст. 31 Закона Саратовской области от 31 октября 2005 года №107-ФЗ «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области», все подписи в подписном листе №1 считаются недействительными, поскольку подписной лист изготовлен с нарушением требований, установленных приложением 3, 4 или 5 к данному Закону (л.д. 64-66).
В итоговом протоколе проверки подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения Трутневой О.В. кандидата в депутаты Совета муниципального образования город Хвалынск, указано, что проверка проводилась 02 февраля 2011 года. В результате проверки установлено, что количество заявленных подписей избирателей - 15; количество представленных подписей избирателей – 18, количество проверенных подписей избирателей – 18, количество подписей, признанных недействительными – 18. Основанием для признания всех подписей недействительными являются пункты (е, л, з, ж) ч. 10 ст. 31 Закона Саратовской области от 31.10.2005 года №107-ФЗ «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» (л.д. 63).
07 февраля 2011 года Территориальной избирательной комиссией Хвалынского муниципального района Саратовской области вынесено решение об отказе в регистрации Трутневой Ольге Владимировне кандидатом в депутаты Совета муниципального образования город Хвалынск по одномандатному избирательному округу № 7, в котором указано, что все 18 подписей в подписных листах №№ 1, 2, 3 считаются недействительными, на основании пункта «л» части 10 ст. 31 Закона Саратовской области от 31.10.2005 года №107-ФЗ «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» (сведения об основном месте работы не соответствуют сведениям, указанным в копии трудовой книжки, представленной кандидатом); подписи 1-6 на листе 2 признаны недействительными на основании пункта «ж» части 10 ст. 31 того же закона, (в сведениях о лице, осуществляющем сбор подписей, имеется исправление, специально не отмеченное лицом, осуществляющем сбор подписей или кандидатом); подпись 3 на листе 2 признана недействительной на основании пункта «з» части 10 ст. 31 этого же закона (подпись избирателя внесена в подписной лист до дня, следующего за днем уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата); подпись 1 на листе 1 признана недействительной на основании пункта «б» части 10 ст. 31 названного закона (подпись избирателя, указавшего в подписном листе сведения, не соответствующие действительности – данные подтверждены справкой ТП УФМС России по Саратовской области в г. Хвалынске). При вынесении решения об отказе в регистрации избирательная комиссия наряду с указанными нормами закона сослалась на пункт «в» части 2 ст. 14, пункт «в.1» «д» ч. 20 ст. 31 Закона Саратовской области от 31.10.2005 года №107-ФЗ «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» (л.д. 67).
В силу ст. 32 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.
В поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей.
Установленное законом количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в одномандатном избирательном округе, не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов, но не может быть менее 10 подписей (пункты 1 и 2 ст. 37 указанного закона).
Согласно ч. 8 ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (пункты 1.1., 3,7) при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 настоящего Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.
Основаниями отказа в регистрации кандидата может являться, в том числе недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата (пункт 24 ст. 38 Закона).
Аналогичные нормы содержатся и в Законе Саратовской области от 31 октября 2005 года №107-ФЗ «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области».
В соответствии со статьей 31 этого закона (пункты 1, 3, 5) указано, что регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 2, 4 статьи 25, части 6 статьи 26 или в пункте "з" части 2 статьи 29 настоящего Закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, либо при наличии решения политической партии, указанной в части 15 настоящей статьи.
Для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов кандидат либо уполномоченный представитель избирательного объединения не ранее чем за 55 дней до дня голосования и не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в соответствующую избирательную комиссию следующие избирательные документы:
сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 2, 3, 4 статьи 25, частью 6 статьи 26 или частью 1, пунктом "з" части 2 статьи 29 настоящего Закона;
протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования, и подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов, или решение политической партии, указанное в части 15 настоящей статьи;
первый финансовый отчет, кроме случаев, когда в соответствии с настоящим Законом кандидат уведомил избирательную комиссию о том, что финансирование избирательной кампании не производится.
Подписные листы, представляемые в избирательную комиссию, должны быть пронумерованы и сброшюрованы. Документы для регистрации представляются уполномоченным представителем избирательного объединения, кандидатом лично либо иным лицом в случаях, указанных в части 5 статьи 25 настоящего Закона.
Количество представляемых для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, муниципального списка кандидатов, может превышать количество подписей, необходимое для регистрации, но не более чем на десять процентов. Если для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов, не более чем на четыре подписи.
Проверке подлежат все представленные подписи избирателей.
Соответствующая избирательная комиссия в пятидневный срок организует проверку соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, собранных в поддержку кандидата, муниципального списка кандидатов. По результатам проверки достоверности подписей и данных, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной или недействительной.
При этом недействительными считаются все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных приложениями 3, 4, 5, 6 и 7 к настоящему Закону (подпункт «л» п. 10 ст. 31 Закона).
В соответствии с пунктом 20 Закона Саратовской области от 31 октября 2005 года №107-ФЗ «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» основаниями отказа в регистрации кандидата могут быть:
наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федеральным закона, настоящего Закона (подпункт в.1);
недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление десяти и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, если иное не установлено Федеральным законом. Выявление десяти и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата (подпункт «д»).
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу относительно того, что суждение Территориальной избирательной комиссии Хвалынского муниципального района Саратовской области в оспариваемом решении о том, что все 18 подписей в подписных листах № № 1, 2, 3 являются недействительными, в силу пункта «л» части 10 ст. 31 Закона Саратовской области от 31.10.2005 года №107-ФЗ «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» по тем основаниям, что сведения об основном месте работы кандидата в депутаты указанные в подписных листах не соответствуют сведениям, содержащимся в трудовой книжки кандидата, является ошибочным. Так в подписных листах заявителя Трутневой О.В. указано место ее работы и должность - «индивидуальный предприниматель Миронов С.А., менеджер по управлению ресурсами», отсутствие полного имени и отчества работодателя кандидата, при наличии общепринятого сокращения в виде его инициалов не может расцениваться как несоответствие данным, указанным в трудовой книжке, поскольку позволяет с достоверностью определить где и кем работает кандидат.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о законности решения избирательной комиссии от 7 февраля 2011 года в части выводов о том что, все подписи во втором подписном листе в количестве 6 являются недействительными, поскольку в нижней части второго листа, в графе, где должны быть указаны данные о лице, удостоверяющем подписной лист имеется исправление числа обозначающего номер дома в адресе места жительства кандидата Трутневой О.В., как лица осуществлявшего сбор подписей (имеется наслоение одна на другую двух цифр «18» и «19»).
В силу ст. 123 Конституции РФ, статьи 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Исходя из положений ч.1 ст. 249 ГПК РФ избирательная комиссия обязана доказать законность принятого ею и оспариваемого решения об отказе заявителю в регистрации в качестве кандидата в депутаты.
В подтверждение своих доводов о передаче подписных листов в избирательную комиссию без исправлений в цифре обозначающей номер дома на втором подписном листе в адресе места жительства лица осуществлявшего сбор подписей заявителем представлена отсканированная копия второго подписного листа, сделанная после сбора подписей избирателей, в которой в графе «Подписной лист удостоверяю» указано Трутнева Ольга Владимировна Саратовская область, город Хвалынск, ул. Сенникова, дом 19, кв.7 и данные паспорта ( л.д.74).
Адрес Трутневой О.В. как лица, лично осуществлявшего сбор подписей избирателей, номер дома «19» не содержит каких либо исправлений и указан правильно, в связи с чем, не имелось оснований для его исправления в дальнейшем.
Допрошенные при рассмотрении дела в кассационной инстанции свидетели Миронов С.А., Остапенко В.И., Елистратова А.В., Пондина И.В. подтвердили отсутствие исправлений на момент сдачи заявителем подписных листов в избирательную комиссию в нижней части второго листа, в указании числа обозначающего номер дома в адресе места жительства Трутневой О.В. в графе, где должны быть указаны данные о лице, осуществлявшем сбор подписей, а также изготовление копий с подписного листа после сбора подписей избирателей до сдачи в избирательную комиссию путем сканирования.
Представленные заявителем в подтверждение своих доводов доказательства представителями избирательной комиссии не были опровергнуты ни в суде первой инстанции ни в суде кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах, при условии признания недействительными двух подписей в подписных листах Трутневой О.В. (подписи 1 в подписном листе 1, так как избирателем, указаны сведения не соответствующие действительности, что было подтверждено справкой Территориального пункта УФМС Росси по Саратовской области в г. Хвалынске; подписи 3 в подписном листе 2, так как подпись избирателя внесена в подписной лист до дня, следующего за днем уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата) решение суда первой инстанции об отказе заявителю в удовлетворении требований о признании незаконным решения Территориальной избирательной комиссии Хвалынского муниципального района Саратовской области № 01-08/106-Р от 07 февраля 2011 года «Об отказе в регистрации ее кандидатом в депутаты Совета муниципального образования город Хвалынск III созыва» и обязании Территориальной избирательной комиссии Хвалынского муниципального района Саратовской области зарегистрировать ее кандидатом в депутаты Совета муниципального образования город Хвалынск по одномандатному избирательному округу № 7 нельзя признать законным и обоснованным, поскольку ею были представлены в избирательную комиссию подписные листы с 16 действительными подписями избирателей, что является достаточным для принятия решения о регистрации кандидатом в депутаты.
Постановленное судом первой инстанции с нарушением требований закона решение подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 362 ГПК РФ.
В связи с тем, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия, считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, принять новое решение, которым признать незаконным решение Территориальной избирательной комиссии Хвалынского муниципального района Саратовской области № 01-08/106-Р от 07 февраля 2011 года «Об отказе в регистрации Трутневой Ольге Владимировне кандидатом в депутаты Совета муниципального образования город Хвалынск III созыва». Обязать Территориальную избирательную комиссию Хвалынского муниципального района Саратовской области зарегистрировать Трутневу Ольгу Владимировну кандидатом в депутаты Совета муниципального образования город Хвалынск по одномандатному избирательному округу № 7.
Руководствуясь ст.ст. 347, 361, 362, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Кассационную жалобу Трутневой Ольги Владимировны и кассационное представление помощника прокурора г. Хвалынска Саратовской области удовлетворить.
Решение Вольского районного суда Саратовской области от 18 февраля 2011 года об отказе в удовлетворении требований Трутневой Ольге Владимировне о признании незаконным решения Территориальной избирательной комиссии Хвалынского муниципального района Саратовской области № 01-08/106-Р от 07 февраля 2011 года «Об отказе в регистрации Трутневой Ольге Владимировне кандидатом в депутаты Совета муниципального образования город Хвалынск III созыва» и обязании Территориальной избирательной комиссии Хвалынского муниципального района Саратовской области зарегистрировать Трутневу Ольгу Владимировну кандидатом в депутаты Совета муниципального образования город Хвалынск по одномандатному избирательному округу № 7 отменить.
Принять по делу новое решение, которым заявление Трутневой Ольги Владимировны удовлетворить.
Признать незаконным решение Территориальной избирательной комиссии Хвалынского муниципального района Саратовской области № 01-08/106-Р от 07 февраля 2011 года «Об отказе в регистрации Трутневой Ольге Владимировне кандидатом в депутаты Совета муниципального образования город Хвалынск III созыва»
Обязать Территориальную избирательную комиссию Хвалынского муниципального района Саратовской области зарегистрировать Трутневу Ольгу Владимировну кандидатом в депутаты Совета муниципального образования город Хвалынск по одномандатному избирательному округу № 7.
Председательствующий:
Судьи: