№33-976/11 от 24.02.11 г. - о признании участником боевых действий, восстановлении права на получение дополнительных выплат за каждый день фактического участия в контртеррористических операциях, взыскании невыплаченных сумм



Судья Негласон А.А. Дело № 33-976/2011

кассационное определение

24 февраля 2011 года г.Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Коршунова Р.В.,

судей Михайлова В.Е. и Пашенько С.Б.,

при секретаре Ребневой Е.Б.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карпова С.П. к Главному управлению внутренних дел по Саратовской области о признании участником боевых действий и восстановлении права на получение дополнительных выплат за каждый день фактического участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона,

по кассационной жалобе Карпова С.П. на решение Фрунзенского районного суда г.Саратова от 28 декабря 2010 года, которым постановлено:

в удовлетворении исковых требований Карпова С.П. к ГУВД по Саратовской области о признании участником боевых действий, в связи с выполнением задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона; восстановлении права на получение дополнительных выплат за каждый день фактического участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона, взыскании денежных средств за период с 1 июля 2010 года по 1 декабря 2010 года в размере 11213 руб. 40 коп. отказать.

Заслушав доклад судьи областного суда Михайлова В.Е., объяснения Карпова С.П., поддержавшего кассационную жалобу, представителя Главного управления внутренних дел по Саратовской области Головко Т.А., действующей по доверенности от 04.12.2010 г. (л.д.36), возражавшей против удовлетворения жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

установила:

Карпов С.П. обратился в суд с исковыми требованиями к ГУВД по Саратовской области о признании участником боевых действий, восстановлении права на получение дополнительных выплат за каждый день фактического участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона, взыскании невыплаченных сумм. В обоснование заявленных требований указывал, что с марта 1994 г. проходил службу в системе МВД на разных должностях, за время службы награжден нагрудными знаками "За отличную службу в МВД", "За отличие в службе 1 степени", "За службу на Кавказе", "Участник боевых действий". 29.12.2004 г. он получил удостоверение участника боевых действий с правом получения дополнительных выплат и льготным исчислением выслуги лет для назначения пенсии. Однако, при проведении в 2010 г. служебной проверки было принято решение о необоснованности выдачи ему удостоверения участника боевых действий по причине отсутствия подтверждения выполнения задач в ходе контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе. Действия ответчика считал незаконными, так как в периоды с 16.01.1995 г. по 20.02.1995 г., с 28.11.2000 г. по 25.02.2001 г. и с 09.05.2003 г. по 14.05.2003 г. он находился в служебных командировках на территории Северо-Кавказского региона, где принимал участие в боевых действиях, что подтверждается полученными им наградами, приказами о направлении в командировки для выполнения служебно-боевых задач, справками о его нахождении в служебных командировках и принятии участия в мероприятиях по обеспечению правопорядка на территории Северо-Кавказского региона, то есть имеется подтверждение его участие в контртеррористической операции. Действия ответчика лишают его права на льготы, предоставляемые данным статусом.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Карпов С.П. просит об отмене состоявшегося решения и вынесении по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований. Считает, что выводы суда не соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Факт его участия в контртеррористических операциях и выполнения служебно-боевых задач подтверждается справками о нахождении в командировках и выполнении служебно-боевых задач на территории Северо-Кавказского региона, полученными им наградами, при этом судом не приняты во внимание Положения о присвоении данных наград.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст.347 ГПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к его отмене в связи со следующим.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела Карпов С.П. проходил службу в системе МВД РФ на разных должностях.

В соответствии с приказом начальника Приволжского УВДТ от 10.01.1995 г. № 5 рядовой милиции Карпов С.П. в составе ОМОН при Приволжском УВД на транспорте для усиления сводного отряда милиции МВД России, задействованного для обеспечения мероприятий, предусмотренных Указом Президента РФ от 30.10.94 г. был направлен в командировку с прибытием в г.Новочеркасск (л.д.5).

Законодатель в ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" определил круг лиц, относящихся к ветеранам боевых действий, в число которых включены граждане, принимавшие участие в боевых действиях на территории РФ, при условии закрепления территории и периода ведения боевых действий в специальном перечне, прилагаемом к указанному Закону.

Согласно ст. 28 ФЗ от 12 января 1995 г. № 5 "О ветеранах" реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного Правительством РФ.

Во исполнение указанных положений Закона Правительством РФ издано Постановление от 19 декабря 2003 г. № 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", утвердившее Инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учёта удостоверения ветерана боевых действий, п. 2 которого предписано, что выдача указанных удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти.

Основанием для выдачи удостоверений лицам, указанным в п. 1 Инструкции, кроме лиц гражданского персонала, является документально подтвержденный факт выполнения ими задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесённых к зоне вооруженного конфликта, либо факт выполнения ими задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, либо получение подтверждающих документов об участии в боевых действиях в соответствующих государствах, указанных в разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ (приложение к ФЗ от 12 января 1995 г. № 5 "О ветеранах").

Согласно абз. 2 п. 2 Постановления Правительства РФ от 31 марта 1994 г. № 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.

Подпунктом "в" п. 4 Постановления Правительства РФ от 9 февраля 2004 г. № 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" также установлено, что периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 г. - руководителем контртеррористической операции.

В исполнение названных нормативных актов, Приказом Министерства внутренних дел РФ от 07.05.2004 года № 282 "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России" утверждена Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел РФ.

Согласно п. 3 названной выше Инструкции основанием для выдачи удостоверений сотрудникам внутренних дел, выполнявшим (выполняющим) задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с 1 августа 1999 года является документально подтверждённый факт выполнения ими задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, устанавливаемый в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 09.02.2004 года № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона РФ». Там же отмечено, что в качестве подтверждающих документов рассматриваются выписки из приказов начальников (командиров), записи в удостоверениях личности, военных билетах и трудовых книжках, командировочные удостоверения.

Из пункта 1 Постановления Правительства РФ от 09.02.2004 г. № 65 (в редакции, действовавшей на период выдачи удостоверения истцу) следует, что дополнительные гарантии и компенсации предоставляются сотрудникам и военнослужащим специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона РФ (далее – специальные силы), состав которых определяется руководителем Оперативного штаба по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона РФ (далее – Оперативный штаб) по представлению руководителя Регионального оперативного штаба, а также сотрудникам и военнослужащим Объединённой группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ (далее – силы Объединённой группировки): б) командированным в воинские части и органы, дислоцированные на территории Чеченской Республики; в) направленным в Чеченскую Республику в составе воинских частей, воинских формирований, подразделений, групп и органов (в том числе для выполнения задач по обустройству воинских частей и органов, дислоцированных на территории Чеченской Республики); г) участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на административной границе с Чеченской Республикой в составе воинских частей, воинских формирований, подразделений, групп и органов по перечням, определяемым соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Этим же постановлением установлено, что периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба.

Из содержания данного нормативно-правового акта следует, что факты выполнения задач в ходе контртеррористических операций устанавливаются на основании соответствующих приказов.

Из анализа приведённых выше нормативных правовых актов суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что заключение служебной проверки ГУВД по Саратовской области от 24 июня 2010 г., которым признан факт необоснованной выдачи удостоверения ветерана боевых действий старшему сержанту милиции Карпову С.П., является правомерным, поскольку по приказу начальника Приволжского УВДТ от 10.01.1995 г. истец направлялся в г. Новочеркасск, который не относился к зоне вооружённого конфликта, а последующие командировки на территорию Северо-Кавказского региона (2000- 2003 г.г.) не отмечены приказами командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба.

В силу положений ст. 60 ГПК обстоятельства данного дела не могут подтверждаться никакими другими доказательствами, кроме указанных в приведённых выше нормативных актах. В этой связи суд обоснованно не посчитал представленную истцом справку о праве на льготы, а также нагрудные знаки основанием для признания вышеназванного заключения служебной проверки ГУВД по Саратовской области незаконным.

Таким образом, вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска о восстановлении нарушенного права истца считаться ветераном боевых действий, является правомерным.

Кроме того, судебная коллегия соглашается и с выводом суда первой инстанции о том, что поскольку истцом фактически оспаривается заключение служебной проверки ГУВД по Саратовской области от 24.06.2010 г. в порядке главы 25 ГПК РФ, то им без уважительных причин пропущен трёхмесячный срок обращения с заявлением об оспаривании этого решения, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления. В кассационной жалобе этот вывод суда не оспаривается.

С учётом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения.

Руководствуясь ст.ст. 347, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Фрунзенского районного суда г.Саратова от 28 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи