33-547/2011



Судья Абдуллина С.Р. Дело № 33-547КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 февраля 2011 г. г. Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Соболевой И.В.

судей Пункиной Т.М., Бугаевой Е.М.

при секретаре Сараевой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Пункиной Т.М. дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования «Город Саратов» на решение Волжского районного суда г. Саратова от 14 декабря 2010 г., которым постановлено:

взыскать с администрации муниципального образования «Город Саратов» за счёт казны муниципального образования в пользу Лялькова Р.Б. 258859 руб., расходы по производству экспертизы в размере 9576 руб., оплаченную госпошлину в размере 8578 руб.

В остальной части иска отказать.

Заслушав доклад судьи Саратовского областного суда Пункиной Т.М., объяснения Лялькова Р.Б., просившего в удовлетворении жалобы отказать, судебная коллегия

установила:

Ляльков Р.Б. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее администрация г. Саратова) о возмещении материального ущерба, связанного с дорожно-транспортным происшествием (далее ДТП), которое произошло 14.06.2010 г. при следующих обстоятельствах.

14.06.2010 г. у дома № 23 «а» по ул. Омской в г. Саратове на припаркованный истцом автомобиль марки «Хонда-HR-Y», принадлежащий ему на праве собственности, от порыва ветра упало дерево, в результате чего автомобилю были причинены механические повреждения. Виновными в причинении ущерба истец считает ответчика, как не обеспечившего надлежащий контроль за состоянием зелёных насаждений (деревьев) в г. Саратове.

Стоимость восстановительного ремонта автомобиля, поврежденного в результате ДТП, составил 368907 руб., которые истец просил взыскать с администрации г. Саратова за счет средств городской казны в лице комитета по финансам администрации г. Саратова, а также просил взыскать с ответчика понесенные им судебные расходы по делу.

Суд постановил указанное решение.

В кассационной жалобе администрация муниципального образования «Город Саратов» просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку надлежащим ответчиком по делу за причинение вреда имуществу истца, как полагает ответчик, является администрация Заводского района муниципального образования «Город Саратов», поэтому суд необоснованно взыскал с ответчика причиненный истцу материальный ущерб в связи с падением дерева на принадлежащий последнему автомобиль.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Согласно п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

На основании ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В соответствии со ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных нормативными актами муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Согласно ч. 1 п. 25 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (в ред. от 05.04.2010 г., с изменениями от 08.05.2010 г.) к вопросам местного значения городского округа относятся организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ).

На основании ст.6 устава г. Саратова, принятого решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 г. № 67-649, к вопросам местного значения города относятся организация благоустройства и озеленения территории города.

Как следует из материалов дела, 14.06.2010 г. у дома № 23 «а» по ул. Омской в г. Саратове на припаркованный автомобиль «Хонда», принадлежащий истцу, из-за порыва ветра упало дерево, в результате падения дерева автомобилю были причинены механические повреждения.

Согласно заключению экспертизы № 9929 от 25.11.2010 г. образовавшиеся на автомобиле повреждения после ДТП характерны для ситуации, в которой на автомобиль упало дерево, что не исключает образования повреждений 14.06.2010 г. во дворе дома 23 «а» по ул. Омской г. Саратове. Стоимость восстановительного ремонта автомобиля с учетом износа деталей составляет 258859 руб., без учёта износа деталей – 352132 руб. (л.д. 185-197).

На основании п. 19 ст. 14 и п. 25 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится организация благоустройства и озеленения.

На основании вышеуказанных положений закона должником обязательства по возмещению вреда в результате незаконного бездействия органов местного самоуправления является муниципальное образование «Город Саратов» (ст.1069 ГК РФ).

Из пунктов 1.1, 3.43 Положения о комитете по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов», утвержденного решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 г. № 19-172, следует, что комитет по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» является финансовым органом этой администрации и выступает в суде от имени муниципального образования «Город Саратов» в защиту интересов муниципальной казны города.

Несостоятелен довод жалобы ответчика о том, что администрация г. Саратова не является субъектом ответственности по возмещению вреда, причиненного имуществу истца падением дерева, поскольку ответчик считает, что ответственность за содержание объектов благоустройства, где произошло ДТП, возложена на администрацию Заводского района г. Саратова.

Согласно Положению об администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов», утвержденному решением Саратовской городской Думы № 36-398 от 29.01.2009 г., администрация Заводского района муниципального образования «Город Саратов» является территориальным структурным подразделением администрации муниципального образования «Город Саратов», осуществляющим от имени администрации муниципального образования «Город Саратов» исполнительно-распорядительные функции по вопросам местного значения в границах внутригородской территории Заводского района в части и объёме, установленных настоящим Положением, а также иными муниципальными правовыми актами.

В сфере организации благоустройства и озеленения администрация района в соответствии с возложенными на нее задачами обладает, в том числе, следующими полномочиями: обеспечивает содержание зелёных зон, зелёных насаждений и занимаемых ими территорий, находящихся в границах района; осуществляет иные полномочия в сфере благоустройства территории района в соответствии с Правилами благоустройства территории муниципального образования «Город Саратов».

На основании вышеуказанных положений закона должником обязательства по возмещению вреда в результате незаконного бездействия органов местного самоуправления по контролю за зелеными насаждениями (в данном случае за деревьями) в г. Саратове является муниципальное образование «Город Саратов». Территориальное структурное подразделение администрации муниципального образования «Город Саратов» в лице администрации Заводского района в данном конкретном случае не может выступать участником деликтных правоотношений (ст.1069 ГК РФ).

При указанных обстоятельствах суд обоснованно возложил обязанность по возмещению вреда, причиненного имуществу истца, на администрацию муниципального образования «Город Саратов» за счёт средств казны муниципального образования «Город Саратов», поэтому оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Другие доводы жалобы, которые были предметом исследования в суде, также не являются правовыми основаниями для отмены или изменения решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Волжского районного суда г. Саратова от 14 декабря 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи