№ 33-1254 от 04.03.2011 года



Судья Шушпанова О.В. Дело № 33-1254

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04 марта 2011 года город Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Коршунова Р.В.,

судей Анатийчук О.М., Гладченко А.Н.,

с участием прокурора Савельева А.Д.,

при секретаре Елистратове Р.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Журбина Александра Павловича на решение Октябрьского районного суда города Саратова от 24 февраля 2011 года, которым постановлено:

Журбину Александру Павловичу в удовлетворении заявления о признании решения Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 17 от 08 февраля 2011 года № 16 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Саратовской городской Думы четвертого созыва Журбина А.П.» незаконным и его отмене, возложении обязанности на Окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № 17 произвести регистрацию Журбина Александра Павловича в качестве кандидата в депутаты отказать.

Заслушав доклад судьи Анатийчук О.М., объяснения заявителя Журбина А.П. поддержавшего доводы жалобы, представителей окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 17 Родимцевой И.Н., действующей на основании доверенности от 21 февраля 2011 года № 26 выданной до 01 июня 2011 года, Митрюшовой И.С., действующей на основании доверенности от 21 февраля 2011 года № 27 выданной до 01 июня 2011 года, возражавших против удовлетворения доводов жалобы, и отмены решения суда, заключение прокурора Савельева А.Д., полагавшего решение суда оставлению без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения, исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

Журбин А.П. обратился в суд с заявлением о признании решения Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 17 от 08 февраля 2011 года № 16 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Саратовской городской Думы четвертого созыва Журбина А.П.» незаконным и его отмене, возложении обязанности на Окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № 17 произвести его регистрацию в качестве кандидата в депутаты Саратовской городской Думы четвертого созыва.

Свое заявление мотивировал тем, что он избирательным объединением «Саратовское региональное объединение политической партии «Российская демократическая партия «ЯБЛОКО» выдвинут кандидатом в депутаты Саратовской городской Думы четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 17. Решением окружной избирательной комиссии № 17 от 08 февраля 2011 года № 16 ему было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Саратовской городской Думы четвертого созыва.

Считает, что при проверке подписных листов окружной избирательной комиссией обоснованно признано недействительными и (или) недостоверными не 22,2%, а только 2,79% (22,2% - 19,41%) подписей от числа представленных им, что существенно меньше 10%, предусмотренных в качестве границы законодателем для его регистрации, поэтому полагает, что решение избирательной комиссии об отказе в его регистрации является незаконным.

Рассмотрев возникший спор, районный суд постановил указанное решение.

В кассационной жалобе заявитель Журбин А.П. просит решение суда отменить как незаконное и принять новое решение об удовлетворении его требований. По его мнению, судом были неправильно применены нормы материального и процессуального права, так судом был придан вид нормативно-правового акта разъяснительному письму центральной избирательной комиссии от 30 декабря 2010 года № 08-28/6138, которое совместно с прилагаемым к нему протоколом к Соглашению о взаимодействии ЦИК РФ и ФМС РФ от 29 декабря 2009 года не были зарегистрированы в Министерстве Юстиции РФ, в связи с чем, не являются нормативно-правовыми актами и не могут порождать каких либо прав и обязанностей. Считает, что предложенная протоколом таблица предусматривает доступ к персональным данным избирателей, указанным в ней, только лицу должность, фамилия, имя и отчество которого указываются в записи «Сведения проверил» под Таблицей, что противоречит ч. 5 ст. 31 Закона Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области». Полагает, что окружной избирательной комиссией № 17 были игнорированы требования ч. 5 ст. 31 закона Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области», поскольку подписные листы были переданы специалисту УФМС, не включенному в состав рабочей группы.

В возражениях на кассационную жалобу окружная избирательная комиссия № 17 просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 347 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что оснований для отмены вынесенного решения не имеется.

Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Саратовской городской Думы от 25 ноября 2010года «Об утверждении схемы избирательных округов для проведения выборов депутатов Саратовской городской Думы четвертого созыва», утверждена схема двадцати одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Саратовской городской Думы четвертого созыва, согласно которому определены границы избирательного округа № 17, число избирателей в данном округе - 30695 человек (т. 1 л.д. 29-31).

Решением Саратовской городской Думы от 16 декабря 2010года N58-698 «О назначении выборов депутатов Саратовской городской Думы четвертого созыва» проведение выборов депутатов Саратовской городской Думы четвертого созыва назначено на 13 марта 2011 года (т. 1 л.д. 88).

29 декабря 2010 года Избирательной комиссией муниципального образования «Город Саратов» было принято решение № 01/8-8-71 «О формировании окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 17 по выборам депутатов Саратовской городской Думы четвертого созыва, которым был сформирован ее поименный состав (т. 2 л.д. 1-3).

Решением № 01/8-18-121 от 02 февраля 2011 года избирательной комиссии муниципального образования «Город Саратов» членом ОИК № 17 по выборам депутатов Саратовской городской Думы четвертого созыва с правом решающего голоса была включена Лесакова Н.В., в связи с чем, внесено изменение в вышеназванное решение № 01/08-8-71 от 29 декабря 2010 года (т. 1 л.д. 249).

Заявитель Журбин А.П. выдвинут кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу № 17 от избирательного объединения «Саратовское региональное отделение партии «ЯБЛОКО», о чем 03 января 2011 года в Окружную избирательную комиссию № 17 от него представлены соответствующие документы (т. 2 л.д. 129-130).

Поскольку количество избирателей избирательного округа № 17 равно 30695 человекам - два процента избирателей составляет 614 человек (30695 : 100 * 2% = 613,9), десять процентов от 614 избирателей - 61 человек, максимально допустимое количество подписей избирателей, которое вправе был представить заявитель Журбин А.П. равно 614 + 61 = 675 подписей, что было им сделано.

Как следует из подтверждения от 31 января 2011 года окружной избирательной комиссии № 17 от Журбина А.П. были получены все документы в соответствии с требованиями приведенной выше нормы закона, в том числе две папки с подписными листами избирателей, заполненными по форме № 3, предусмотренной в приложении к Закону Саратовской области № 107-ЗСО от 31 октября 2005 года «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» (т. 2 л.д. 128).

Решением № 16 окружной избирательной комиссии № 17 от 08 февраля 2011 года Журбину А.П. было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу № 17, поскольку на основании результатов проверки рабочей группы и официальных документов (ГУВД И УФМС по Саратовской области) 05 февраля 2011 года был составлен итоговый протокол, в соответствии с которым количество представленных заявителем подписей составило 675 штук, из которых количество недостоверных и недействительных подписей 150 штук, что составляет 22,2 % от представленных для проверки подписей избирателей (т. 1 л.д. 34-35).

Согласно итоговому протоколу и ведомостям проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата муниципального списка кандидатов, количество заявленных подписей составляет 675, представленных подписей 675, из которых проверено 675 подписей. Рабочей группой выявлено 150 недействительных подписей, из которых: 82 подписи, недостоверных в силу п. 9 ст. 31, 44 подписи, недействительных в силу п. 10 «б» ст. 31, 12 подписей, недействительных в силу п. 10 «а» ст. 31, 5 подписей, недействительных в силу п. 10 «ж» ст. 31, 7 подписей, недействительных в силу п. 10 «д» ст. 31 Закона Саратовской области № 107-ЗСО от 31 октября 2005 года «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» (т. 1 л.д. 36).

Копии итогового протокола и ведомостей Журбиным А.П. были получены, что заявителем в суде первой инстанции не оспаривалось.

Статья 32 Конституции Российской Федерации предусматривает, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований установлены Федеральным законом № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В соответствии с ч. 3 ст. 1 указанного выше Федерального закона федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.

Выборы в органы местного самоуправления на территории Саратовской области регулируются Законом Саратовской области от 31 октября 2005 года N107-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области».

Согласно п. 1 ст. 30 и п. 2 ст. 31 указанного Закона, в поддержку выдвижения кандидата должно быть собрано два процента подписей избирателей от числа избирателей, зарегистрированных на территории данного избирательного округа. Количество представленных для регистрации кандидата подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, но не более чем на десять процентов.

В соответствии с п. 1 ст. 31 Закона Саратовской области № 107-ЗСО от 31 октября 2005 года «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области», для регистрации кандидата, кандидат не ранее чем за 55 дней до дня голосования и не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени, представляет в соответствующую избирательную комиссию следующие избирательные документы: сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 2, 3, 4 статьи 25, частью 6 статьи 26 или частью 1, пунктом "з" части 2 статьи 29 настоящего Закона; протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования, и подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов, или решение политической партии, указанное в части 15 настоящей статьи; первый финансовый отчет, кроме случаев, когда в соответствии с настоящим Законом кандидат уведомил избирательную комиссию о том, что финансирование избирательной кампании не производится. Подписные листы, представляемые в избирательную комиссию, должны быть пронумерованы и сброшюрованы. Документы для регистрации представляются уполномоченным представителем избирательного объединения, кандидатом лично либо иным лицом в случаях, указанных в части 5 статьи 25 настоящего Закона. В соответствии с пунктом 3 статьи 31 указанного Закона Проверке подлежат все представленные подписи избирателей.

В соответствии с подп. «б» п. 8 ст. 25 Федерального Закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», установлено, что окружная избирательная комиссия взаимодействует с органами государственной власти по вопросам подготовки и проведения выборов.

В соответствии с п. 5 ст. 31 Закона Саратовской области № 107-ЗСО от 31 октября 2005 года «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области», для проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей избирательная комиссия муниципального образования, окружная избирательная комиссия может своим решением создавать рабочие группы из числа членов соответствующей избирательной комиссии и работников ее аппарата, членов нижестоящих избирательных комиссий. По согласованию в состав таких рабочих групп могут включаться специалисты органов исполнительной власти области и местного самоуправления, учреждений и организаций.

В соответствии со ст. 31 Закона Саратовской области № 107-ЗСО от 31 октября 2005 года «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области»:

п. 9. Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом.

п. 10. Недействительными считаются (в том числе): а) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе; б) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; д) подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не отмечены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно; е) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не отмечены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы; ж) все подписи в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей, и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения, и (или) собственноручной подписью кандидата, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, в дате внесения подписи указанным лицом, уполномоченным представителем избирательного объединения, кандидатом имеются исправления, специально не отмеченные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей, уполномоченным представителем избирательного объединения, кандидатом.

Проанализировав представленные заявителем и заинтересованным лицом доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания недостоверными 82 подписей, на которые имеется ссылка в пункте 1 справки № 346 от 01 февраля 2011 года ГУВД Саратовской области, в силу пункта 9 ст. 31 Закона Саратовской области № 107-ЗСО от 31 октября 2005 года «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области», поскольку выводы эксперта, содержащиеся в справке, носят вероятный характер, и потому не могли быть положены в основу решения.

Так же суд пришел к правильному выводу о том, что рабочей группой окружной избирательной комиссией № 17 включены в итоговый протокол как недействительные следующие подписи избирателей:

- 5 подписей в соответствии с требованиями п.10 «ж» ст. 31 Закона Саратовской области № 107-ЗСО от 31 октября 2005 года «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области», которые расположены на подписных листах за № 67 в первой папке в графах 1, 2, 3 и во второй папке в графах 1, 2, так как данные подписные листы, не заверены собственноручной подписью кандидата в депутаты Журбина А.П., его подпись в соответствующей графе подписного листа отсутствует.

- 12 подписей в соответствии с пунктом 10 «а» ст. 31 Закона Саратовской области № 107-ЗСО от 31 октября 2005 года «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области»: папка первая (подписной лист 22, графы 1, 3, 4, 5; лист 71 графа 4), папка вторая (лист 6, графы 1, 2, 3; лист 19 графа 1; лист 38 графа 4; лист 65 графа 1; лист 72 графа 4).

- 8 подписей в соответствии с пунктом 10 «д» ст. 31 Закона Саратовской области № 107-ЗСО от 31 октября 2005 года «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области»: папка первая (подписной лист 50 графа 5; лист 62 графа 5), папка вторая (подписной лист 1 графа 3; лист 11 графа 3, лист 73 графа 4), имеющееся исправления в подписных листах специально не оговорены избирателями.

- 47 подписей в соответствии с п. 10 «б» ст. 31 Закона Саратовской области № 107-ЗСО от 31 октября 2005 года «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области»,

Судом обоснованно признана недействительной подпись на листе 73 в графе 5 второй папки подписных листов - Носик В.Н. в соответствии с п. 10 «е» ст. 31 Закона Саратовской области № 107-ЗСО от 31 октября 2005 года «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области», так как содержит исправления в номере паспорта данного избирателя, которое не отмечено ни избирателем, ни лицами, заверившими данный подписной лист.

Также судом было верно установлено, что в нарушение требований пункта 6 статьи 30 Закона Саратовской области № 107-ЗСО от 31 октября 2005 года «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области», в подписном листе не имеется подписи избирателя Агишева В.А. (папка № 2, лист 63, графа 2).

Таким образом, судом установлена недействительность 74 подписей из 675, то есть 10,96 % представленных подписей, действительных подписей в подписных листах - 601, то есть менее 2% от общего числа избирателей избирательного округа № 17, что в силу требований п. «д» части 20 ст. 31 Закона Саратовской области от 31 октября 2005года № 107-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» является основанием для отказа в регистрации кандидата. В связи с чем, у суда первой инстанции не имелось оснований для отмены решения избирательной комиссии № 16 от 08 февраля 2011 года «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Саратовской городской Думы четвертого созыва Журбина А.П.», которое является законным и обоснованным.

Довод заявителя о том, что окружной избирательной комиссией № 17 были нарушены требования ч. 5 ст. 31 закона Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области», поскольку подписные листы были переданы специалисту УФМС, не включенному в состав рабочей группы является несостоятельным и основан на неправильном толковании заявителем норм права.

Приведенные в судебном решении выводы об обстоятельствах дела, мотивированы, основаны на законе и фактических обстоятельствах дела, подтверждены доказательствами, которым судом дана надлежащая правовая оценка с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ. Оснований для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции не имеется. Судом были правильно применены нормы материального закона, и не было допущено нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену судебного решения.

Выводы суда, изложенные в решении, в кассационной жалобе не опровергнуты. Само по себе не согласие заинтересованного лица с оценкой доказательств, приведенной судом в решении, а также выводами суда, не может повлечь отмену решения.

Оснований, предусмотренных ст. 362 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 347, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Октябрьского районного суда города Саратова от 24 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Журбина Александра Павловича - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: