Судья Желонкина Г.А. Дело № 33 - 1263
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ04 марта 2011 года г. Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Макаровой Н.А.,
судей Игнатьева А.В., Анатийчук О.М.,
с участием прокурора Савиной С.В.,
при секретаре Удалове К.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Макаровой Н.А. дело по кассационной жалобе Никитина А. Д. на решение Ленинского районного суда г. Саратова от 15 февраля 2011 г., которым отказано в удовлетворении заявления Никитина А. Д. о признании решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 15 незаконным, и обязании зарегистрировать Никитина А.Д. кандидатом в депутаты Саратовской городской Думы четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 15.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителей заинтересованного лица окружной избирательной комиссии – Костаковой Г.А., Цопина А.А., возражавших против отмены решения суда, заключение прокурора Савиной С.В., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия
установила:
Никитин А.Д. обратился в суд с вышеуказанным заявлением, в обоснование которого сослался на то, что окружная избирательная комиссия избирательного округа № 15 решением № 7/19 от 06 февраля 2011г. отказала ему в регистрации кандидатом в депутаты Саратовской городской Думы четвертого созыва. По мнению заявителя, данное решение является незаконным и противоречащим ст. 31 и ст. 61 Закона Саратовской области от 31 октября 2005г. № 107- ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области». В обоснование незаконности решения комиссии заявителем указано, что данные, содержащиеся в итоговом протоколе проверки подписных листов, представленных Никитиным А.Д., не соответствуют данным в ведомостях проверки подписных листов, а также в справке об исследовании № 326 от 30 января 2011 года и информации управления Федеральной миграционной службы. Кроме того, подписные листы проверялись не уполномоченными на то лицами и с использованием методов, которые запрещены ст.31 и ст.69 Закона Саратовской области от 31 октября 2005г. № 107- ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области», а именно: не применялась система ГАС «Выборы».
Рассмотрев возникший спор, суд постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Никитин А.Д. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права, и принять новое решение. В обоснование кассационной жалобы Никитин А.Д. указывает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, а выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Окружной избирательной комиссией избирательного округа №15 (далее - ОИК) в суд кассационной инстанции представлены возражения на кассационную жалобу, в котором она полагает решение суда первой инстанции обоснованным и законным, а доводы кассационной жалобы противоречащими нормам законодательства.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст. 347 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия находит его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Закона) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно п. 18 ст. 38 Закона избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.
Пункт 23 ст. 38 Закона предусматривает, что в случае отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов, отказа в проведении референдума соответствующая комиссия в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в регистрации, исключении из списка, отказе в проведении референдума обязана выдать соответственно кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов, уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума копию соответствующего решения с изложением оснований отказа, исключения кандидата из списка кандидатов.
Аналогичное требование содержится в ст. 19 Закона Саратовской области от 31.10.2005 N 107-ЗСО.
Решением избирательной комиссии муниципального образования «Город Саратов» № 01/8-8-67 от 29 декабря 2010 г. сформирована окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа № 15, приложением к которому являлся списочный состав окружной избирательной комиссии.
12 января 2011г. решением № 2/1 окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 15 в соответствии с п.п. «а», «в» пункта 10 ст.24, п.7 ст.56 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в целях проверки достоверности представленных документов, данных содержащихся в подписных листах создана рабочая группа с утверждением ее персонального состава согласно приложению №1 и Положения о рабочей группе согласно приложению №2.
4 января 2011г. Никитин А.Д. уведомил окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа №15 по выборам депутатов Саратовской городской Думы четвертого созыва о том, что 30 декабря 2010г. он выдвинут избирательным объединением Саратовское региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» кандидатом в депутаты Саратовской городской Думы четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №15 направив об этом заявление с согласием баллотироваться одновременно представив в комиссию документы, предусмотренные пунктами 2 и 4 Закона Саратовской области № 107-ЗСО.
28 января 2011г. избирательной комиссией были приняты от Никитина А.Д. подписные листы, содержащие подписи избирателей в его поддержку в количестве 753, протокол об итогах сбора подписей, первый финансовый отчет, банковская справка, заверяющая остаток денежных средств, находящихся на специальном избирательном счете на день представления первого финансового отчета, учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата.
В соответствии с ч.3 ст.31 Закона Саратовской области от 31 октября 2005 г. "О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области" № 107-ЗСО проверке подлежали все представленные подписи избирателей, о дате, времени и месте проведения проверки представленных подписей Никитин А.Д. был уведомлен.
Статьей 30 Закона Саратовской области от 31 октября 2005 N 107-ЗСО "О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области" предусмотрено, что в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов должно быть собрано два процента подписей избирателей от числа избирателей. В соответствии с ч.3 ст.31 Закона Саратовской области от 31 октября 2005 г. "О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области" № 107-ЗСО проверке подлежали все представленные подписи избирателей, о дате, времени и месте проведения проверки представленных подписей Никитин А.Д. был уведомлен. Никитиным А.Д. представлено 753 подписи, что соответствует требованиям закона.
Комиссией были изучены представленные Никитиным А.Д. документы, а также проведена проверка 753 подписей содержащихся на 161 листе в 2 папках.
Никитин А.Д. письмом уведомлен 28 января 2011г. о том, что 29 января 2011г. в помещении окружной комиссии №15 начнется проверка представленных им подписных листов.
Проверку достоверности (действительности) подписей в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, Федеральным законом от 10 января 2003г. № 20-ФЗ «О государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы», Законом Саратовской области № 107-ЗСО, Положением о рабочей группе по приему и проверке документов проводила рабочая группа в состав которой входили три члена избирательной комиссии и привлеченные специалисты из Экспертно-криминалистического центра Главного управления внутренних дел по Саратовской области и отдела адресно-справочной работы Управления Федеральной миграционной службы России по Саратовской области.
В данном случае привлечение специалистов для проверки является правом окружной избирательной комиссии и в качестве эксперта может выступать лицо назначенное руководителем экспертного учреждения.
Как правильно указал суд первой инстанции, ссылка Никитина А.Д. на то, что фамилия эксперта и специалиста УФМС должна обязательно быть указана в списке членов рабочей группы не имеет правового обоснования, так как в действующем законодательстве прямого указания на это нет. Такие лица могут привлекаться лишь в случае необходимости, а не являться постоянно действующим членом рабочей группы.
Материалами дела подтверждено, что визуальную проверку и проверку по системе ГАС «Выборы» представленных подписных листов осуществляли члены избирательной комиссии с правом решающего голоса, входящие в состав рабочей группы, проверку сведений об избирателях и сборщиках подписей проводил привлеченный специалист из отдела адресно-справочной работы УФМС России по Саратовской области, исследование на предмет недостоверности подписей проводил специалист из Экспертно-криминалистического центра ГУВД по Саратовской области.
УФМС России по Саратовской области проверку достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, проводила на основании направления окружной избирательной комиссии № 15 с учетом рекомендаций секретаря Центральной избирательной комиссии от 30 декабря 2010 г. о подписании Протокола № 1 к Соглашению о взаимодействии между Центральной избирательной комиссией и Федеральной миграционной службой.
В ходе проверки была составлена ведомость на каждую представленную Никитиным А.Д. папку проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата.
По окончании проверки на основании ведомостей, справки об исследовании № 326 от 30 января 2011г. и информации УФМС Российской Федерации по Саратовской области был составлен итоговый протокол, согласно которому недействительными и (или) недостоверными признаны 172 подписи, что составило 22,8% от предоставленных для проверки подписей избирателей. При этом судом проверено и установлено, что если подпись признавалась недействительной и (или) недостоверной по нескольким основаниям, предусмотренным частями 9 или 10 ст.31 Закона Саратовской области № 107-ЗСО в графе «количество недостоверных и (или) недействительных подписей» она учитывалась один раз.
В соответствии с п.20 ст.31 Закона Саратовской области от 31 октября 2005 N 107-ЗСО "О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области" основаниями отказа в регистрации кандидата могут быть:
в) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;
г) наличие среди подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, более десяти процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, если иное не установлено Федеральным законом;
д) недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление десяти и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, если иное не установлено Федеральным законом. Выявление десяти и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата (в ред. Закона Саратовской области от 29 июля 2009г. N 116-ЗСО)
То есть, кандидат может быть зарегистрирован, если недействительными и (или недостоверными) признаны не более 10% подписей избирателей, тогда как у заявителя их признано 22,8%.
Решением № 7/19 от 6 февраля 2011г. Никитину А.Д. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Саратовской городской Думы четвертого созыва.
Суд первой инстанции, основываясь на правильном толковании норм материального права пришел к обоснованному выводу, что действия рабочей группы и окружной избирательной комиссии по процедуре проверки подписей избирателей, представленных Никитиным А.Д. в его поддержку для выдвижения кандидатом в депутаты, соответствуют требования закона, каких-либо нарушений ими допущено не было.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы заявителя, изложенные им при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Все они были предметом исследования суда первой инстанции, в решении им дана правильная правовая оценка и в кассационной жалобе они не опровергнуты. Само по себе несогласие автора жалобы с основанными на законе выводами суда первой инстанции не может быть положено в обоснование для отмены постановленного решения.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции вынесено обоснованное и законное решение, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного спора (в том числе и тех, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе) судом не допущено.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 362 Гражданского процессуального кодекса РФ, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Саратова от 15 февраля 2011 г. по делу по заявлению Никитина А. Д. о признании решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 15 незаконным, и обязании зарегистрировать Никитина А.Д. кандидатом в депутаты Саратовской городской Думы четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 15, – оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи