№ 33-1034\2011, от 03.03.2011г., о признании недействительным Устава муниципального образования.



Судья Чередникова И.Т. Дело № 33-1034

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 марта 2011 год г. Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

Председательствующего Гладченко А.Н.,

судей Евтушенко В.М., Пантелеева В.М.,

при секретаре Левиной З.А.,

с участием прокурора Савельева А.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Евтушенко В.М. дело по кассационной жалобе главы Балашовского муниципального района Саратовской области на решение Балашовского районного суда Саратовской области от 14 января 2011 года, которым постановлено:

Установить, что в части пункт 12 части 1 статьи 36 Устава Балашовского муниципального района Саратовской области противоречит пункту 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации, статьям 5, 81 Трудового кодекса Российской Федерации и признать недействительным с момента вступления в законную силу часть пункта 12 части 1 статьи 36 Устава Балашовского муниципального района Саратовской области по согласованию с главой муниципального района назначения и освобождения от должности руководителей данных предприятий и учреждений.

Сообщение о решении суда после вступления его в законную силу подлежит публикации в общественно-политической газете города Балашова и Балашовского района «Балашовская правда».

Заслушав доклад судьи Евтушенко В.М., объяснения представителя администрации Балашовского муниципального района Саратовской области – Нарынской О.Б., заключение прокурора Савельева А.Д., исследовав материалы дела, судебная коллегия,

установила:

Администрация Балашовского муниципального района Саратовской области обратилась к Собранию депутатов Балашовского муниципального района с иском о признании недействительным п. 12 ч.1 ст.36 Устава Балашовского муниципального района, в обосновангие заявленных требований, ссылаясь на то, что решением Балашовского районного Совета за № 60\01 от 23 декабря 2005 года утвержден Устав Балашовского муниципального района Саратовской области, официально опубликованный от 17 января 2006 года в газете «Балашовская правда» за № 6.

Принятым Собранием депутатов Балашовского муниципального района решением за № 24/01 от 19 апреля 2008 года «О внесении изменений и дополнений в Устав Балашовского муниципального района» внесены изменения в пункт 12 части 1 статьи 36 Устава Балашовского муниципального района, изменения официально опубликованы 17 мая 2008 года в газете «Балашовская правда» за № 73.

Пунктом 12 части 1 статьи 36 Устава Балашовского муниципального района утверждено, что глава администрации Балашовского муниципального района утверждает уставы муниципальных предприятий и учреждений, по согласованию с главой муниципального района назначает и освобождает от должности руководителей данных предприятий и учреждений, ежегодно заслушивает отчеты об их деятельности.

По мнению администрации Балашовского муниципального района Саратовской области, пункт 12 части 1 статьи 36 Устава Балашовского муниципального района Саратовской области противоречит требованиям статьи 8, ч.1 статьи 34 Конституции Российской Федерации, статьям 77-84.1 Трудового кодекса Российской Федерации, так как исключается возможность увольнения руководителя муниципального унитарного предприятия и муниципального учреждения, работодателем, главой администрации Балашовского муниципального района, в том числе за нарушение трудовых обязанностей, что считает злоупотреблением права, искажающим существо принципа свободы на труд, а также статьям 8, 19, 34, 37, 55 Конституции РФ. Кроме того, считает, что порядок увольнения, предусмотренный вышеуказанным пунктом Устава Балашовского муниципального района, нарушает права работника на право быть уволенным по собственному желанию. Освобождение от должности руководителей муниципальных предприятий, учреждений по согласованию с главой Балашовского муниципального района противоречит статье 5 Трудового кодекса РФ, тогда как принимаемые органами местного самоуправления нормативно-правовые акты, содержащие нормы трудового права, должны соответствовать Трудовому кодексу РФ. В соответствии со статьей 6 Трудового кодекса РФ порядок расторжения (прекращения) трудовых договоров относится к ведению федеральных органов государственной власти, и основания прекращения трудового договора устанавливаются кодексом и иными федеральными законами (ст.77 Трудового кодекса РФ), вопросы увольнения работников являются исключительной компетенцией федеральных органов власти и регулируются нормами федерального законодательства, а нормы Трудового кодекса РФ и иных федеральных законов не предусматривают процедуру согласования увольнения лиц, замещающих должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений, с представительным органом местного самоуправления. При этом истец считает, что в статье 20 Трудового кодекса РФ закреплено понятие сторон трудовых отношений, которыми являются работник и работодатель, работодателем заключаются трудовые договоры с руководителями муниципальных учреждений и предприятий Балашовского района, которым является глава администрации Балашовского муниципального района, а глава Балашовского муниципального района согласно закону правом заключать трудовые договоры не наделен, В соответствии со ст. 21 Федерального закона № 161-ФЗ от 14.11.2002 года «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» руководитель унитарного предприятия назначается на должность собственником имущества унитарного предприятия. Согласно ч. 4 статьи 33 Устава Балашовского муниципального района администрация Балашовского муниципального района осуществляет полномочия собственника муниципального имущества, глава администрации от имени администрации Балашовского муниципального района в пределах своей компетенции приобретает и осуществляет имущественные права и обязанности, в том числе назначение и увольнение руководителей муниципальных предприятий и учреждений.

По мнению истца, оспариваемый пункт Устава противоречит действующему федеральному законодательству, в части возложения обязанности на работодателя в лице главы администрации Балашовского муниципального района осуществлять процедуру согласования с главой Балашовского муниципального района, чем могут быть нарушены права работника и работодателя.

Балашовским районным судом Саратовской области по делу постановлено вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе глава Балашовского муниципального района Саратовской области просит об отмене решения суда первой инстанции, указывает, что, разрешая возникший спор, суд посчитал установленными обстоятельства, которые фактически недоказаны, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы (п.1 ст. 347 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Согласно статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Трудовому кодексу РФ, иным федеральным законам. Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу требований статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров. Общие основания прекращения трудового договора указаны в статье 77 Трудового кодекса РФ, дополнительные основания содержатся в иных статьях Трудового кодекса Российской Федерации и других федеральных законах.

С учетом вышеприведенных положений материального закона, судебная коллегия считает, что разрешая возникший спор, суд правильно исходил из того, что вопросы увольнения работников, в том числе установления порядка и процедуры увольнения являются исключительной компетенцией федеральных органов власти и регулируются нормами федерального законодательства.

В силу ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Под работодателем понимается физическое либо юридическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

В соответствии со ст.ст. 33, 34 Устава Балашовского муниципального района закреплено, администрация Балашовского муниципального района осуществляет полномочия собственника муниципального имущества в порядке, определенном муниципальными правовыми актами Собрания депутатов Балашовского муниципального района. То есть работодателем по отношению к руководителям муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений является глава администрации Балашовского муниципального района, которым заключаются соответствующие трудовые договоры с работником. Указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле в ходе судебного разбирательства не оспаривались.

Основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя предусмотрены ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия считает, что удовлетворяя заявленные администрацией Балашовского муниципального района Саратовской области требования, суд первой инстанции пришел к правильным выводам о том, что внесенные решением № 24/01 от 19.04.2008 года Собрания депутатов Балашовского муниципального района изменения в пункт 12 части 1 статьи 36 Устава Балашовского муниципального района (официально опубликованные в газете «Балашовская правда» № 73 от 17 мая 2008 года) о согласовании главой администрации Балашовского муниципального района с главой Балашовского муниципального района назначения и освобождения от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений противоречат нормам действующего трудового законодательства. При этом судом правомерно указано на то, что Трудовой кодекс Российской Федерации, равно как и иные федеральные законы не предусматривают процедуру согласования назначения и увольнения лиц, замещающих должности руководителей муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений с представительным органом местного самоуправления.

Поскольку судом первой инстанции установлено, что оспариваемый нормативный правовой в части противоречит федеральному закону, имеющим большую юридическую силу, суд обоснованно (ч. 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ) признал оспариваемый нормативный правовой акт недействующим в части с момента вступления внесенных в Устав изменений в законную силу.

По мнению судебной коллегии, суд, правильно определил имеющие значение для дела обстоятельства, принял необходимые меры для выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон и пришел к обоснованным выводам о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных администрацией Балашовского муниципального района требований.

Учитывая то, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 362 ГПК РФ основания для отмены решения суда.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичны ранее приведенным доводам, надлежащая оценка которым дана при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Основания для их переоценки у суда кассационной инстанции отсутствуют.

В связи с вышеизложенным, доводы жалобы никаких правовых последствий по данному делу не создают, не влияют на существо принятого судом решения и не могут служить основанием к его отмене.

При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 347, 361, 362, 366 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

Решение Балашовского районного суда Саратовской области от 14 января 2011 года оставить без изменения.

Кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи