Судья Алейникова Е.В. Дело № 33-1330/2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 марта 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Гладченко А.Н.,
судей Евтушенко В.М., Пантелеева В.М.,
при секретаре Медной Ю.В.,
с участием прокурора Савельева А.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Остапенко В.И. на решение Вольского районного суда (2) Саратовской области
от 05 марта 2011 года, которым в удовлетворении заявления Остапенко В.И. об отмене регистрации кандидата в депутаты Совета муниципального образования город Хвалынск III созыва по одномандатному избирательному округу № 11 Ермакова В.В. отказано.
Заслушав доклад судьи областного суда Гладченко А.Н., объяснения представителя Ермакова В.В.- Черкизовой О.В. возражавшей по доводам жалобы, заключение прокурора, полагавшего решение правильным, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Остапенко В.И. обратилась в суд с вышеназванным заявлением, мотивируя свои требования тем, что кандидат в депутаты Совета муниципального образования город Хвалынск III созыва по одномандатному избирательному округу № 11 Ермаков В.В. в период избирательной кампании неоднократно в свое рабочее время проводил агитацию в различных помещениях, представляясь при этом главой Хвалынского муниципального района, а именно осуществлял агитацию избирателей: 1.02.2011 г. – в помещениях ЗАО «Элеваторхолдинг» Хвалынский филиал (г. Хвалынск, ул. Советская, 293); 19.02.2011 г. – в помещениях МОУ СОШ № 3 (г. Хвалынск, ул. Революционная, 85) (собственник данного помещения – Хвалынский муниципальный район, главой которого является Ермаков В.В.); 19.02.2011 г. – в помещениях МОУ СОШ № 2 (г. Хвалынск, ул. Луначарского, 2); 21.02.2011 г. – в помещении МУ Хвалынский ГДК (г. Хвалынск, ул. Советская, 89); 24.02.2011 г. – в помещении ГУП «Дом-интернат для престарелых и инвалидов» (Хвалынский район, п. Алексеевка, ул. Достоевского, 1); 25.02.2011 г., - в помещении НП «Хвалынский» (г. Хвалынск, ул. Октябрьская, 2б); 01.03.2011г. – в помещении рынка «Березка» (Торговая площадь); 02.03.2011 г. – в помещении библиотеки (г. Хвалынск, ул. Советская, 81) (собственник данного помещения – Хвалынский муниципальный район, главой которого является Ермаков В.В.); 02.03.2011 г. – в помещении ООО «Элмаш – 2000». При этом остальные кандидаты были лишены возможности использовать указанные помещения на таких же условиях, как данный кандидат.
Также полагает, что Ермаков В.В. в свое служебное время использовал телефонную связь для ведения переговоров о предоставлении указанных помещений, использовал оргтехнику для распечатывания подготовленного выступления для указанных встреч, а также использовал транспортные средства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и которые не были оплачены из избирательного фонда кандидата.
Кроме того, в общественно политической газете Хвалынского района «Звезда» были опубликованы статьи, содержащие информацию, побуждающую избирателей голосовать за кандидата Ермакова В.В., т.е. относящуюся к предвыборной агитации: в № 3 от 27.01.2011 г. статья «О детских садах не забывают»; в № 6 от 17.02.2011 г. статья «Знаменательная стыковка юбилеев», при этом остальные кандидаты были лишены такого же доступа к публикациям и упоминаниям о них в данной газете.
Также в общественно политической газете Хвалынского района «Звезда» были опубликованы: в № 6 от 17.02.2011 г. - поздравление с Днем Защитника Отечества от имени Ермакова В.В. не оплаченное из средств соответствующего избирательного фонда; в № 7 от 24.02.2011 г. - отчет о проделанной работе Главы Хвалынского муниципального района Ермакова В.В. с его фотографией на первой полосе газеты
Кроме того, во время проведения межобластных соревнований по хоккею с шайбой на кубок Скворцова С.Ф., Ермаков В.В. провел выступление, побуждающее избирателей голосовать за него, а следовательно относящееся к предвыборной агитации
Указанные действия Ермакова В.В., по мнению заявителя подпадают под признаки использования преимуществ должностного или служебного положения определенные ч. 5 ст. 40 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», поскольку он неоднократно использовал свое должностное положение для осуществления деятельности способствующей его избранию, при этом не сообщая о фактах использования указанных помещений в Территориальную избирательную комиссию. Неоднократное использование Ермаковым В.В. преимуществ своего должностного или служебного положения, по мнению заявителя, не позволит определить истинную волю избирателей, в случае его дальнейшего участия в избирательной кампании. Просит отменить регистрацию данного кандидата.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.
Не согласившись с решением, Остапенко В.И. в кассационной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение, которым ее заявление удовлетворить в полном объеме. В качестве оснований к отмене решения указывает на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального права, в связи с чем суд пришел к необоснованному выводу об отсутствии оснований для отмены регистрации кандидата в депутаты Ермакова В.В.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. 347 ГПК РФ, исходя из доводов жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для его отмены.
В соответствии со статьей 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (часть 1), а также избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (часть 2).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, определяются Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Закон).
Согласно п.п. «в» п. 7 ст. 76 Закона одним и оснований для отмены регистрации кандидата по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, является неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения.
В соответствии с п. 1 ст. 40 Законакандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
П. 5 ст. 40 Закона под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Федеральном законе понимает:
а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума;
б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях;
в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума;
г) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума.Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной охране;
д) сбор подписей избирателей, участников референдума, ведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок;
е) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, участников референдума, ведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом;
ж) агитационное выступление в период избирательной кампании, кампании референдума при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий;
з) обнародование в период избирательной кампании, кампании референдума в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.
Вместе с тем, в силу п. 6 ст. 40 Закона соблюдение перечисленных в пункте 5 настоящей статьи ограничений не должно препятствовать осуществлению депутатами, Президентом Российской Федерации своих полномочий и выполнению ими своих обязанностей перед избирателями.
Согласно ст. 53 Закона государственные органы, органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума в организации и проведении агитационных публичных мероприятий.
По заявке зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, зарегистрировавшего список кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума помещение, пригодное для проведения агитационных публичных мероприятий в форме собраний и находящееся в государственной или муниципальной собственности, безвозмездно предоставляется собственником, владельцем помещения на время, установленное определяемой законом комиссией, зарегистрированному кандидату, его доверенным лицам, представителям избирательного объединения для встреч с избирателями, а представителям инициативной группы по проведению референдума и иной группы участников референдума - с участниками референдума.При этом комиссия обязана обеспечить равные условия проведения указанных мероприятий для зарегистрированных кандидатов и избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов, для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума.
Если указанное в пункте 3 настоящей статьи помещение, а равно помещение, находящееся в собственности организации, имеющей на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, официального опубликования решения о назначении референдума в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, превышающую (превышающий) 30 процентов, было предоставлено одному зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума (иной группе участников референдума), собственник, владелец помещения не вправе отказать другому зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, иной группе участников референдума (инициативной группе по проведению референдума) в предоставлении помещения на таких же условиях в иное время в течение агитационного периода. В случае предоставления помещения зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума (иной группе участников референдума) собственник, владелец помещения не позднее дня, следующего за днем предоставления помещения, обязаны уведомить в письменной форме определенную законом комиссию о факте предоставления помещения, об условиях, на которых оно было предоставлено, а также о том, когда это помещение может быть предоставлено в течение агитационного периода другим зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, иным группам участников референдума (инициативной группе по проведению референдума).
Комиссия, получившая уведомление о факте предоставления помещения зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума (иной группе участников референдума), в течение двух суток с момента получения уведомления обязана разместить содержащуюся в нем информацию в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования "Интернет" или иным способом довести ее до сведения других зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, иных групп участников референдума (инициативной группы по проведению референдума).
Заявки на выделение помещений, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, для проведения встреч зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц, представителей избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов, с избирателями, а представителей инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума - с участниками референдума рассматриваются собственниками, владельцами этих помещений в течение трех дней со дня подачи указанных заявок.
Материалами дела установлено, что решением территориальной избирательной комиссии Хвалынского муниципального района № 01-08/37-Р от 01.02.2011 года Ермаков В.В. зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Совета муниципального образования город Хвалынск III созыва по одномандатному избирательному округу № 11, в порядке выдвижения избирательным объединением ВВП «Единая Россия».
На основании распоряжения Главы Хвалынского муниципального района Саратовской области от 11.02.2011 г. Ермаков В.В. с 15.02.2011 года находится в отпуске без содержания.
Согласно уведомлениям в адрес Территориальной избирательной комиссии Хвалынского района от политсовета Хвалынского местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» следует, что данное избирательное объединение будет проводить агитационные публичные мероприятия в форме собраний: 22.02.2011 г. на территории ООО «Элмаш»; 24.02.2011 г. на территории МУК Хвалынский городской ДК; 24.02.2011 г. на территории Хвалынского Дома – интерната для престарелых; 25.02.2011 г. на территории Национального парка «Хвалынский»; 01.03.2011 г. на территории МУП «Водоканал» и т.д.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что каких-либо нарушений закона о выборах в приведенных действиях Ермакова В.В. не имеется, поскольку обязанность обнародования информации о фактах предоставления помещений кандидату либо избирательному объединению статьей 53 Закона, возложена на избирательные комиссии, а не на самого кандидата или избирательное объединение.
Довод жалобы о том, что Ермаков В.В. перед началом использования помещений для выступлений обязан был убедиться, что другим кандидатом гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях не основан на нормах действующего избирательного законодательства, поэтому во внимание судебной коллегии не принимается.
Кроме того, исследованные судом материалы статей, опубликованных в общественно политической газете Хвалынского района «Звезда», видеозаписей проведения мероприятий в ГУ «Дом престарелых и инвалидов» и МУП «Водоканал», а также показания свидетелей Ш., Г., Т. в своей совокупности свидетельствуют о том, что предусмотренных п.п. «в» п. 7 ст. 76 Закона оснований для отмены регистрации кандидата в депутаты Ермакова В.В. не имеется.
С учетом изложенного, отказывая в удовлетворении заявления Остапенко В.И., суд правомерно исходил из вывода о том, что факт использования Ермаковым В.В. преимуществ своего должностного (служебного) положения при проведении предвыборной агитации заявителем не доказан и в судебном заседании не установлен.
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в кассационной жалобе не опровергнуты.
Доводы кассационной жалобы по существу были предметом судебного рассмотрения в суде первой инстанции, сводятся к переоценке представленных доказательств и на законность обжалуемого судебного постановления повлиять не могут.
При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Вольского районного суда (2) Саратовской области от 05 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Остапенко В.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: