33-1067/2011 от 28.02.2011



Судья: Мележик Л.М. Дело № 33-1067 /11

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 февраля 2011 года г. Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего судьи Коршунова Р.В.,

судей Гладченко А.Н. и Пантелеева В.М.,

при секретаре Ребневой Е.Б.,

с участием прокурора Волосатых Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Ищенко А.А. на решение Ленинского районного суда г.Саратова от 12 февраля 2011 года, которым постановлено:

«Ищенко А.А. в удовлетворении заявлений о признании решений окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Саратовской городской Думы четвертого созыва одномандатного округа № 13 г. Саратова от 31 января 2011 г. и № 23 № 20 от 28 января 2011 г. - отказать»,

заслушав доклад судьи Коршунова Р.В., объяснения представителей заявителя Мясникова М.А., Курышевой О.В. по доверенности от 10.02.2011 года, Абрамовой Ю.В. по доверенности от 16.12.2010 года, поддержавших доводы жалобы, объяснения представителя Малышева В.В. и окружной избирательной комиссии Малкова Р.В. по доверенностям от 10.02.2011 года, возражавшего против доводов жалобы, заключение прокурора, полагавшего кассационную жалобу оставить без удовлетворения, изучив материалы дела,

установила:

Ищенко А.А., зарегистрированный кандидатом в депутаты Саратовской городской Думы четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 13 г. Саратова, обратился в суд с заявлениями о признании незаконными решений окружной избирательной комиссии указанного избирательного округа (далее ОИК) от 28 января 2011 года № 20 и от 31 января 2011 года № 23. В обоснование заявления указал, что решением ООИК от 28.01.2011 года № 20 заседание ОИК по регистрации кандидата в депутаты Саратовской городской Думы четвертого созыва по тому же избирательному округу Малышева В.В. было перенесено на 31 января 2011 года в связи с отсутствием в документах, представленных им для регистрации банковской справки, подтверждающей заявленный остаток денежных средств на специальном избирательном счете кандидата, а также приложения № 5 к Инструкции о порядке открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов, учета, и отчетности кандидатов, избирательных объединения при проведении выборов в органы местного самоуправления Саратовской области, утвержденной постановлением Избирательной комиссии Саратовской области от 28 мая 2009 года (далее Инструкция от 28.05.2009 года) «Учет движения поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения». Ищенко А.А. полагал данное решение незаконным, поскольку, по его мнению, ОИК должна была принять решение об отказе в регистрации Малышева В.В. Также заявитель указывал, что решением ОИК от 31.01.2011 года № 23 Малышев В.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты Саратовской городской Думы четвертого созыва по указанному избирательному округу. Ищенко А.А. полагал данное решение незаконным, поскольку на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, т.е. на 30 января 2011 года, в документах, представленных Малышевым В.В., находился только первый финансовый отчет, остаток средств в избирательном фонде по которому не был подтвержден банковской справкой, а также отсутствовал документ «Учет движения поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения» по форме приложения № 5 к Инструкции от 28.05.2009 года, который в обязательном порядке прилагается к финансовому отчету. Отсутствие указанных документов, по мнению Ищенко А.А. являлось основанием для вынесения решения об отказе в регистрации Малышева В.В. Поэтому заявитель просил признать указанные решения ОИК незаконными, нарушающими его права и законные интересы как кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, обязать ОИК эти решения отменить и вынести новое решение, которым в регистрации кандидату Малышеву В.В. отказать.

Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.

В кассационной жалобе Ищенко А.А. ставит вопрос об отмене решения, ссылаясь на неправильное, по его мнению, применение судом норм материального права, на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Указывает, что суд не учел тот факт, что перенос заседания ОИК для предоставления Малышеву В.В. возможности представить недостающие документы ущемляет интересы других кандидатов и ставит их в неравное положение, ссылается на нарушение судом процессуального законодательства, поскольку два заявления Ищенко А.А. были объединены в одно производство без учета мнения сторон. Не согласен с выводом суда о том, что Малышевым В.В. 28 января 2011 года были представлены в ОИК все необходимые документы, перечень которых установлен ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Закон № 67-ФЗ) и ст. 25 Закона Саратовской области от 31.10.2005 N 107-ЗСО "О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области" (далее Закон № 107-ЗСО). Полагает, что отказ в регистрации и отмена регистрации кандидата совершенно разные меры ответственности, применяемые за разные нарушения избирательных прав, в этой связи ссылается на то, что в своих требованиях он просил отказать в регистрации Малышеву В.В. и признать решения ОИК незаконными по причине отсутствия документов для регистрации, а не отменить регистрацию Малышева В.В., о чем сделал вывод суд первой инстанции.

В возражениях на кассационную жалобу представитель Малышева В.В. и ОИК Малков Р.В. указывает, что при вынесении решения суд первой инстанции правильно применил положения избирательного законодательства, дал надлежащую оценку всем представленным доказательствам и просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу Ищенко А.А. – без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

По мнению судебной коллегии, суд правильно определил имеющие значение для дела обстоятельства, принял необходимые меры для выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон и на основании надлежащей правовой оценки, добытых в ходе судебного разбирательства доказательств, постановил решение по делу.

Решением Саратовской городской Думы № 58-698 от 16 декабря 2010 года на 13 марта 2011 года назначены выборы депутатов Саратовской городской Думы четвертого созыва (л.д. 61).

Решением ОИК № 18 от 28 января 2011 года Ищенко А.А. зарегистрирован кандидатом в депутаты по избирательному округу № 13 в порядке выдвижения политической партией «Либерально-демократическая партия России» (л.д. 33).

Решением ОИК № 23 от 31 января 2011 года Малышев В.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты по тому же избирательному округу в порядке выдвижения политической партией «Единая Россия» (л.д. 60).

В соответствии с частью 1 статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

Статьей 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя, либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право участие в референдуме.

Основания для отказа в регистрации кандидата перечислены в п. 24 ст. 38 Закона № 67-ФЗ. К ним относятся, в том числе,

в) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;

в.1) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона;

в.2) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом.

Аналогичные нормы закреплены в подпунктах в), в.1) и в.2) части 20 ст. 31 Закона № 107-ЗСО.

Статья 33 Закона № 67-ФЗ определяет условия выдвижения кандидатов. О выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке (п. 1). Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом (п. 2). Вместе с заявлением, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата (п. 3).

Аналогичные по своему содержанию нормы закреплены в частях 1,2,4 ст. 25 Закона № 107-ЗСО.

Пунктом 1 ст. 38 Закона № 67-ФЗ предусмотрено, что регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанной в пункте 16 или 16.2 настоящей статьи. Наличие необходимого количества подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, выдвинутой инициативной группой по проведению референдума, является основанием для назначения референдума в порядке, предусмотренном законом. Аналогичная норма содержится в абз. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 107-ЗСО

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона № 107-ЗСО для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов кандидат либо уполномоченный представитель избирательного объединения не ранее чем за 55 дней до дня голосования и не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в соответствующую избирательную комиссию следующие избирательные документы:

сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 2, 3, 4 статьи 25, частью 6 статьи 26 или частью 1, пунктом "з" части 2 статьи 29 настоящего Закона;

протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования, и подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов, или решение политической партии, указанное в части 15 настоящей статьи;

первый финансовый отчет, кроме случаев, когда в соответствии с настоящим Законом кандидат уведомил избирательную комиссию о том, что финансирование избирательной кампании не производится.

В п. 5.2 Инструкции от 28.05.2009 года указано, указано, что одновременно с представлением в соответствующую избирательную комиссию подписных листов и иных документов, необходимых для регистрации кандидат представляет первый финансовый отчет. Первый и итоговый финансовый отчеты представляются по форме, приведенной в приложении 6 к Инструкции, с приложением сведений согласно разделам, приведенным в приложении 5 к Инструкции. Согласно разделу 5 финансового отчета (шифр строки 320) остаток средств фонда на дату сдачи отчета должен быть заверен банковской справкой.

Вместе с тем, пунктом 1.1. ст. 38 Закона № 67-ФЗ предусмотрено, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.

Аналогичная норма содержится в ч. 1.1. ст. 31 Закона № 107-ЗСО.

Как следует из материалов настоящего дела и личного дела кандидата в депутаты Малышева В.В. 26 января 2011 года он обратился в ОИК с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Саратовской городской Думы четвертого созыва. 28 января 2011 года, до начала заседания комиссии, Малышевым В.В. в ОИК был представлен первый финансовый отчет. Во время проведения заседания ОИК было установлено, что в личном деле кандидата отсутствует банковская справка и приложение № 5 к Инструкции от 28.05.2009 года (л.д. 75-80). 28 января 2011 года ОИК приняла решение, которым перенесла заседание по регистрации кандидата в депутаты Малышева В.В. на 31 января 2011 года и рекомендовала Малышеву В.В. представить банковскую справку до следующего заседания (л.д. 58).

Согласно Разъяснения порядка применения пункта 1.1 ст. 38 ФЗ от 12.06.2002 N 67, утвержденного Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 23 марта 2007 года № 203/1272-4, если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона, не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документах, либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключении кандидатов из списка кандидатов по основаниям, предусмотренным подпунктом "в.1" и (или) "в.2" пункта 24, подпунктом "б.1" и (или) "б.2" пункта 25, подпунктом "з" и (или) "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона.

Материалами дела установлено и не отрицалось ОИК, что в нарушение п. 1.1. ст. 38 Закона N 67-ФЗ Малышеву В.В. не было доведено до сведения перед заседанием комиссии 28 января 2011 года о необходимости представления банковской справки и приложения № 5 к Инструкции.

В этой связи судебная коллегия полагает обоснованным вывод суда о законности решения ОИК № 20 от 28 января 2011 года, поскольку избирательное законодательство не содержит запрета на перенос заседания комиссии.

Как подтверждается материалами дела, а именно: личным делом кандидата в депутаты Малышева В.В., журналом регистрации входящей документации (л.д. 52), 28 января 2011 года в ОИК Малышевым В.В. была представлена банковская справка и приложение № 5 к Инструкции. Согласно показаниями свидетелей У., Н.., И. (л.д. 119-121) 28.01.2011 года банковская справка выдавалась Малышеву В.В., допрошенный в качестве свидетеля председатель ОИК Г. пояснил, что указанная банковская справка была осмотрена, сверена с финансовым отчетом, но в личное дело приобщена не была (л.д. 118).

Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что на день принятия решения о регистрации Малышева В.В. кандидатом в депутаты в личном деле Малышева В.В. в ОИК находились все документы, перечень которых установлен Законом № 67-ФЗ и Законом № 107-ЗСО, и оснований для отказа Малышеву В.В. в регистрации его кандидатом в депутаты 31 января 2011 года у ОИК не имелось.

При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о законности решения ОИК № 23 от 31 января 2011 года.

Довод жалобы о нарушении судом процессуального законодательства, выразившегося в объединении судом заявлений Ищенко А.А. в одно производство без учета мнения сторон, не может повлечь отмену обжалуемого решения, поскольку в силу ч. 4 ст. 151 ГПК РФ, соединил их в одном производстве.

Иные доводы кассационной жалобы сводятся к неверному толкованию ее автором норм действующего законодательства и к переоценке имеющихся доказательств. Все они были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. Сама по себе иная оценка Ищенко А.А. представленных доказательств и действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела (включая те, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе) судом первой инстанции не допущено.

При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 361,366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саратова от 12 февраля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Ищенко А.А. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: