Судья Ионова А.Н. Дело № 33-1379/2011
кассационное определение
17 марта 2011 года г.Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Гладченко А.Н.,
судей Михайлова В.Е. и Пантелеева В.М.,
при секретаре Гончаровой Н.О.,
с участием прокурора Савиной С.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Зинкевича А.А. к Комитету социальной защиты населения г.Саратова министерства социального развития Саратовской области, Филиалу № 12 Федерального государственного учреждения Главное бюро медико-социальной экспертизы по Саратовской области о перерасчёте ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью и единовременном взыскании задолженности,
по кассационной жалобе представителя Зинкевича А.А. – Зараковского С.Д. на решение Ленинского районного суда г.Саратова от 21 января 2011 года, которым постановлено:
отказать Зинкевич А.А. в признании за ним права на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда здоровью, начиная с 03 марта 2004 года, в возложении на Комитет социальной защиты населения г.Саратова Министерства социального развития Саратовской области обязанности назначить к выплате ежемесячно Зинкевич А.А. за счёт средств федерального бюджета, начиная с 01 декабря 2010 года, денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере 10914 рублей 51 копейка с последующей индексацией исходя из уровня инфляции, установленного законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, и назначении к выплате единовременно Зинкевич А.А. за счёт средств федерального бюджета задолженности по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с 03 апреля 2004 года по 30 ноября 2010 года в размере триста пятьдесят девять тысяч шестьсот девяносто пять рублей 68 копеек.
Заслушав доклад судьи областного суда Михайлова В.Е., объяснения представителя Зинкевич А.А. – Зараковского С.Д., действующего по доверенности от 13.09.2010 г. (л.д.14), поддержавшего кассационную жалобу, представителя ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Саратовской области" Кузиной О.А., действующей по доверенности № 39 от 17.08.2010 г. и представителя Комитета социальной защиты населения г.Саратова Метлиной Л.Ф., действующей по доверенности № 1 от 11.01.2011 г. (л.д.76), возражавших против удовлетворения жалобы, заключение прокурора Савиной С.В., полагавшей оставить решение суда без изменения, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Зинкевич А.А. обратился в суд с исковыми требованиями к Комитету социальной защиты населения г.Саратова Министерства социального развития Саратовской области, филиалу №12 ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Саратовской области" о перерасчёте ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью и единовременном взыскании задолженности. В обоснование заявленных требований указал, что является инвалидом 2-ой группы. Первично инвалидность была установлена по общему заболеванию сроком на один год при освидетельствовании в ГУ Профпатологическое бюро медико-социальной экспертизы Министерства труда и социального развития Саратовской области с 03 по 10 марта 2004 года. При этом ему была дана рекомендация решить в установленном порядке вопрос о связи инвалидности с его участием в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Решением № 431/1 от 15.07.2005 г. Санкт-Петербургский межведомственный экспертный совет по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти у лиц, подвергшихся радиационному воздействию ФГУЗ "Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины" МЧС России по результатам рассмотренной на заседании № 549 от 13.07.2005 г. медицинской документации дал заключение о связи его инвалидности с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. 31.08.2005. г. филиалом №12 ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Саратовской области" ему бессрочно установлена инвалидность 2-ой группы по заболеванию, полученному в результате выполнения иных обязанностей военной службы, связанному с катастрофой на Чернобыльской АЭС. При этом предыдущая справка об инвалидности и её причине была заменена на новую с указанием 31.08.2005 г. как даты установления инвалидности. 11.10.2005 г. орган социальной защиты населения выдал ему удостоверение перенесшего заболевание, связанное с радиационным воздействием, и ставшего инвалидом. С 11.10.200 г. органом социальной защиты населения ему назначена и выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью. Полагал, что правильной датой назначения и начала выплаты компенсации необходимо считать 03.03.2004 г., то есть дату начала первичного освидетельствования, с которой бесспорно связывается событие инвалидности. Считает, что филиал № 12 ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Саратовской области" при выдаче справки не имел права указывать в качестве даты установления инвалидности 31.08.2005 г., поскольку это является прямым нарушением требований ст. ст. 3, 15 Федерального закона от 24.07.1998 г. №125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и п.14 Правил признания лица инвалидом, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 г. № 95. Указанное нарушение привело к необоснованному исключению периода с 03.03.2004 г. по 10.10.2005 г. при назначении выплаты органом социальной защиты населения, а его нарушенное право на получение возмещения вреда здоровью в полном объёме может быть восстановлено путём дополнительной индексации с единовременным взысканием недополученных денежных сумм.
Определением Ленинского районного суда г.Саратова от 27.12.2010 г. произведена замена ненадлежащего ответчика по делу филиала № 12 ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Саратовской области" на ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Саратовской области".
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе представитель Зинкевич А.А. – Зараковский С.Д. просит об отмене состоявшегося решения и вынесении нового решение об удовлетворении исковых требований в полном объёме, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального права. Полагает ошибочным вывод суда о невозможности применения в рассматриваемом случае положений ст.ст. 3, 15 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 347 ГПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к его отмене в связи со следующим.
В соответствии со ст. ст. 3, 4 Закона РФ 15.05.1991 г. № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам РФ гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причинённого их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки. Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством РФ.
Как вытекает из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ применительно к возмещению вреда лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, основаниями для выполнения государством конституционной обязанности по возмещению вреда перед конкретным лицом являются факт причинения ему вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья или имущества и соответствующей чрезвычайной ситуацией.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается сторонами, что Зинкевич А.А. впервые освидетельствован в профпатологическом бюро медико-социальной экспертизы 03.03.2004 г. и признан инвалидом 2 группы по общему заболеванию сроком на 1 год, при этом какие-либо документы, подтверждающие причинную связь его заболевания с радиационным воздействием отсутствовали.
В силу ст. 24 вышеназванного Закона РФ 15.05.1991 г. № 1244-1, в редакции по состоянию на 03.03.2004 г., под причинной связью развившихся заболеваний и инвалидности лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, понимается связь между наступлением вредных последствий для здоровья указанных лиц и воздействием на них радиационных факторов вследствие чернобыльской катастрофы либо сочетания этих радиационных факторов с иными вредными факторами. Установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями, а также другими органами, определяемыми Правительством РФ. Заключения межведомственных экспертных советов и военно-врачебных комиссий являются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения вреда, причинённого здоровью граждан, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. При установлении врачебно-трудовыми экспертными комиссиями (ВТЭК) инвалидности в связи с заболеванием в отношении граждан, указанных в пункте 3 части первой статьи 13, эта инвалидность признается связанной с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в безусловном порядке без освидетельствования в межведомственных экспертных советах, военно-врачебных комиссиях или иных органах в том случае, если заболевание включено в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых может быть поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
В указанный Перечень, утверждённый приказом Минздрава РФ и Минтруда РФ от 26.05.1999 г. №198/85, заболевание, выявленное у Зинкевича А.А. при освидетельствовании, не входило, в связи с чем филиалом № 12 ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Саратовской области" не могла быть установлена причинная связь заболевания и инвалидности с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, однако Зинкевичу А.А. было рекомендовано обратиться в межведомственный экспертный совет для решения вопроса о связи его инвалидности с аварией на Чернобыльской АЭС
Взаимосвязь инвалидности Зинкевича А.А с воздействием радиационных факторов при выполнении им работ при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС впервые была установлена решением Санкт-Петербургского межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти у лиц, подвергшихся радиационному воздействию, только 13.07.2005 г.
В соответствии с п.25 Постановления Правительства РФ от 13.08.1996 г. № 965 "О порядке признания граждан инвалидами", действовавшего c 22.02.2005 г. по 06.03.2006 г., лицу, признанному в установленном порядке инвалидом, выдается справка, подтверждающая факт установления инвалидности, форма которой утверждается Министерством здравоохранения и социального развития РФ.
В соответствии с п.3 Рекомендации по порядку заполнения формы справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и формы выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, являющихся приложением к Постановлению Минтруда РФ от 30.03.2004 г. № 41, в строке справки "дата установления инвалидности" указывается дата представления инвалидом документов, являющихся основанием для изменения инвалидности.
Согласно п. 20 Разъяснения от 15.04.2003 г. №1 "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности", утверждённого Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 15.04.2003 г. №17, причина инвалидности изменяется со дня представления в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы документов, подтверждающих обстоятельства возникновения увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, приведших к инвалидности.
31.08.2005 г. после обращения Зинкевич А.А. в филиал №12 ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Саратовской области" с заявлением об изменении причины инвалидности на основании представленных им документов, в том числе удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, заключения межведомственного экспертного совета, ему было установлено в качестве причины инвалидности заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связанное с катастрофой на Чернобыльской АЭС, выдана соответствующая справка.
Вопросы выплаты ежемесячной денежной компенсации регулируются Порядком выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 г. № 607.
В соответствии с п. 7 данного Порядка денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, а при пересмотре её размера в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, потерявшей кормильца, и в других предусмотренных законодательством РФ случаях – с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления.
При таких обстоятельствах, учитывая, что сторонами не оспаривался факт получения Зинкевич А.А. 11.10.2005 г. специального удостоверения инвалида и его обращения с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации в этот же день, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что право Зинкевич А.А на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Законом РФ 15.05.1991 г. № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", возникло у него именно с 11.10.2005 г.
Ссылка жалобы на Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" не может быть принята во внимание, поскольку нормы данного Закона, касающиеся порядка назначения и выплаты платежей, к данной категории правоотношений не применяются в связи с тем, что вопросы выплаты ежемесячной денежной компенсации регулируются нормами специального Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и вышеупомянутого Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причинённого здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 г. № 607.
При таких обстоятельствах, при разрешении спора суд правильно определил правоотношения сторон, закон, которым следует руководствоваться и обстоятельства, имеющие значение для дела. Приведённые в судебном решении выводы об обстоятельствах дела, подтверждены доказательствами, мотивированы и соответствуют требованиям материального закона и в жалобе не опровергнуты. Решение суда первой инстанции отвечает принципам законности и обоснованности.
Каких-либо нарушений процессуального закона, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу решения, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 347, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Саратова от 21 января 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи