Судья: Колотухин В.В. Дело №33-1463/2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 марта 2011 года г. Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего судьи Гладченко А.Н.,
судей Бартенева Ю.И., Евтушенко В.М.,
при секретаре Ребневой Е.Б.,
с участием прокурора Савиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Пантюхиной Л.А. и кассационному представлению помощника Красноармейского межрайонного прокурора на решение Красноармейского городского суда Саратовской области от 24 декабря 2010 года, которым оставлены без удовлетворения исковые требования Красноармейского межрайонного прокурора в интересах Пантюхиной Л.А. к Государственному учреждению «Управление социальной поддержки населения Красноармейского района» о признании незаконным отказа в предоставлении Пантюхиной Л.А. ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, признании права за Пантюхиной Л.А. на получение ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом Саратовской области от 26 ноября 2009 г. № 180-ЗСО «Об установлении размера, условий и порядка ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)».
Заслушав доклад судьи, объяснения Пантюхиной Л.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Государственного учреждения «Управление социальной поддержки населения Красноармейского района» Костиной В.П., возражавшей против доводов кассационных жалобы и представления, заключение прокурора Савиной С.В., поддержавшей доводы кассационного представления, изучив материалы дела,
установила:
Красноармейский межрайонный прокурор в интересах Пантюхиной Л.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению «Управление социальной поддержки населения Красноармейского района» о признании незаконным отказа в предоставлении Пантюхиной Л.А. ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, признании права за Пантюхиной Л.А. на получение ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом Саратовской области от 26 ноября 2009г. № 180-ЗСО «Об установлении размера, условий и порядка ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)».
Требования обоснованы следующим.
В соответствии со ст.1 Закона Саратовской области от 26 ноября 2009 г. №180-ЗСО «Об установлении размера, условий и порядка ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающих и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» право на меры социальной поддержки по оплате за фактически занимаемую общую площадь жилого помещения, отопление (топливо) и электроэнергию имеют педагогические работники образовательных учреждений, перешедшие на пенсию, которые проработали в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее десяти лет и проживают там, и совместно проживающие с ними члены их семей, не пользующиеся мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по иным основаниям.
В период с 11.08.1980 г. по 19.12.1994 г. Пантюхина Л.А. работала в общеобразовательной школе Карамышской ВТК УВД Саратовской области на преподавательских должностях. Согласно письму ГУ «Управление социальной поддержки населения Красноармейского района» от 16.04.2010г. №324 Пантюхиной Л.А. отказано в предоставлении ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с тем, что воспитательно-трудовая колония относится к Федеральной службе исполнения наказаний, а не к Министерству образования. По мнению прокурора, данный отказ нарушает право Пантюхиной Л.А. на получение указанной льготы, предусмотренное Законом Саратовской области от 26 ноября 2009г. №180-ЗСО, поскольку в соответствии с нормами Федерального закона РФ от 10.07.1992г. №3266-1 «Об образовании» действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их форм подчиненности. ГУ «Управление социальной поддержки населения Красноармейского района» не учтено, что к образовательным учреждениям относятся учреждения, перечисленные в п.п.9 п.4 ст.12 Федерального закона РФ от 10.07.1992 г. №3266-1, в том числе «другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс». В связи с этим, прокурор просил признать незаконным отказ в предоставлении Пантюхиной Л.А. ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, признать за Пантюхиной Л.А. право на получение ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом Саратовской области от 26 ноября 2009 г. №180-ЗСО.
Судом первой инстанции постановлено вышеприведенное решение.
В кассационной жалобе Пантюхина Л.А. просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение, в связи с неправильным применением судом норм материального права.
В кассационном представлении помощник Красноармейского межрайонного прокурора также просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения согласно требованиям ч. 1 ст. 347 ГПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы, кассационного представления, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права (пункты 3 и 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ).
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований Красноармейского межрайонного прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что: общеобразовательная школа Карамышской воспитательно-трудовой колонии УВД Саратовской области являлась структурным подразделением названного учреждения; Пантюхина Л.А., состоявшая в период с 11.08.1980 г. по 19.12.1994 г. в штате указанной общеобразовательной школы, относилась к персоналу учреждения, исполняющего наказания, а не к числу педагогических работников образовательных учреждений, имеющих право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с Законом Саратовской области от 26 ноября 2009 г. №180-ЗСО; социальные гарантии персоналу учреждений, исполняющих наказания, установлены Законом РФ от 21 июля 1993 г. №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», который не предусматривает освобождение персонала учреждений, исполняющих наказания, от внесения платы за наем и отопление жилья.
Судебная коллегия полагает выводы суда ошибочными, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права.
Материалами дела установлено и не оспаривалось сторонами, что в период с 11.08.1980 г. по 19.12.1994 г. Пантюхина Л.А. работала в общеобразовательной школе Карамышской воспитательно-трудовой колонии УВД Саратовской области на должности учителя, заместителя директора, директора (л.д.11-12,48-51). Пантюхиной Л.А. присвоена квалификационная категория по должности учитель 13 разряда (л.д.12).
До 01.01.2010 г. Пантюхина Л.А. пользовалась льготой по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (л.д.25).
Согласно ст.1 Закона Саратовской области от 26 ноября 2009 г. №180-ЗСО «Об установлении размера, условий и порядка ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающих и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» право на меры социальной поддержки по оплате за фактически занимаемую общую площадь жилого помещения, отопление (топливо) и электроэнергию имеют педагогические работники образовательных учреждений, перешедшие на пенсию, которые проработали в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее десяти лет и проживают там, и совместно проживающие с ними члены их семей, не пользующиеся мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по иным основаниям.
Пунктом п.15 ст.3 Закона Саратовской области от 26 ноября 2009 г. №180-ЗСО установлены основания для отказа в назначении (перерасчете) ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг: выявление заведомо недостоверных сведений; непредставление требуемого документа (документов), указанного (указанных) в части 2 настоящей статьи; сокрытие данных, влияющих на право назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; отсутствие требуемого трудового стажа (для пенсионеров); занятие должности, не относящейся к педагогической работе; проживание и (или) работа в местностях, не относящихся к сельской местности, рабочим поселкам (поселкам городского типа).
ГУ «Управление социальной поддержки населения Красноармейского района» письмом от 16.04.2010 г. № 324 отказало Пантюхиной Л.А. в предоставлении ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с тем, что воспитательно-трудовая колония относится к федеральной службе исполнения наказаний, а не к Министерству образования.
В силу положений ст.ст. 5, 18 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании, образование представляет собой единую систему образования, которая обеспечивает общеобразовательную и профессиональную подготовку граждан и включает в себя: дошкольное воспитание, общее среднее образование, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, внешкольное воспитание.
Всеобщее среднее образование осуществляется в средних общеобразовательных школах, средних профессионально-технических училищах и средних специальных учебных заведениях, в которых обеспечиваются строгая преемственность обучения и воспитания, единое в своей основе содержание и единый уровень общего среднего образования. Учебные заведения, их педагогические коллективы несут ответственность за качество обучения и воспитания учащихся.
Согласно ст.ст. 47, 48, 50 Исправительно-трудового кодекса РСФСР от 18 декабря 1970 г. (ИТК РСФСР) (введен в действие с 01.06.1971 г., утратил силу с 1 июля 1997 г.) в исправительно-трудовых учреждениях осуществляется общее среднее образование, профессионально-техническое образование, профессиональное обучение на производстве лиц, лишенных свободы.
В соответствии с пп. 1.1, 1.3, 5.1,7.1 Инструкции об организации общеобразовательного обучения осужденных в исправительно-трудовых колониях и тюрьмах, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел СССР и Министерства просвещения СССР от 01.07.1986 г. №129/152, организация общеобразовательного обучения осужденных в местах лишения свободы проводится в соответствии с Основами исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик, а также Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании. Вечерние (сменные) средние общеобразовательные школы и учебно-консультационные пункты при учреждениях входят в систему Министерства просвещения СССР и находятся в непосредственном ведении городских (районных) отделов народного образования. Содержание и организация учебного процесса в школе при учреждении определяются учебными планами, программами и другими учебно-методическими документами, разрабатываемыми и утверждаемыми Министерством просвещения СССР.
Штаты руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала школы при учреждении определяются типовыми штатами вечерних (сменных) средних общеобразовательных школ.
Назначение (освобождение) руководящих, педагогических работников, учебно-вспомогательного персонала школы при учреждении производится по представлению директора школы или органа народного образования, согласованному с начальником учреждения или его заместителем по политико-воспитательной работе.
Указанная Инструкция применялась до издания совместного приказа Министерства юстиции Российской Федерации №31 и Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации №321 от 09.02.1999 г. «Об утверждении положения о порядке организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказания в виде лишения свобод в исправительных колониях и тюрьмах», в соответствии с пп. 2,3,4 которого, общеобразовательное обучение осужденных осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", право осужденных на получение образования гарантируется путем создания вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений (школ, учебно - консультационных пунктов) при исправительных учреждениях. Школы учреждаются (создаются), реорганизуются и ликвидируются органами управления образованием субъектов Российской Федерации по согласованию с центральным органом уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены в Инструкция об организации деятельности общеобразовательной школы в воспитательно-трудовой колонии МВД РФ, утвержденной приказом МВД РФ от 08.02.1996г. №57, а также в действующим в настоящее время Положении об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Министерства юстиции РФ и Министерства образования и науки РФ от 27.03.2006г. №61/70.
Согласно ст. ст. 9, 112 Уголовно-исполнительного кодекса РФ от 08 января 1997 г. (УИК РФ) в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, общего образования. Получение общего образования является одним из основных средств исправления осужденных.
В соответствии с положениями ст.13,16 Закона РФ от 21.07.1993г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания обязаны, осуществлять общее и профессиональное образование и профессиональное обучение осужденных. Общее и профессиональное образование, а также профессиональное обучение осужденных осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации, для чего в уголовно-исполнительной системе создаются образовательные учреждения.
Согласно преамбуле Федерального закона РФ от 10.07.1992г. №3266-1 «Об образовании» под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
В соответствии с п.1, п.п. 2,9 п.4, п.5 ст.12 Федерального закона РФ от 10.07.1992 г. №3266-1 образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. К образовательным учреждениям относятся, в том числе, общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. Образовательные учреждения одного типа подразделяются на виды, определенные федеральными законами или типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, которыми регулируется деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений. Типовые положения об образовательных учреждениях утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п.12 ст.50 Федерального закона РФ от 10.07.1992 г. №3266-1 для граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях, администрацией этих учреждений и органами государственной власти субъектов Российской Федерации создаются условия для получения общего и начального профессионального образования, для профессиональной подготовки, а также для самообразования.
В соответствии с п.12 ст.55 вышеназванного Федерального закона РФ. на занятых на работах с осужденными работников образовательных учреждений и учебно-консультационных пунктов, которые создаются при учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, распространяются порядок и условия установления пенсии в связи с особыми условиями труда, предусмотренные для занятых на работах с осужденными работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.
Таким образом, действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их форм подчиненности. В соответствии с вышеназванными нормами, Пантюхина Л.А. являлась педагогическим работником образовательного учреждения, являющегося составным элементом сети образовательных учреждений на территории РФ и реализующего с учетом действующего законодательства образовательные программы и обеспечивающее воспитание обучающихся воспитанников.
С учетом этого, нахождение образовательного учреждения, в котором работала Пантюхина Л.А., в структуре Карамышской воспитательно-трудовой колонии УВД Саратовской области, а также то, что Пантюхина Л.А. относилась к персоналу ВКТ, не исключает осуществление ею педагогической деятельности в образовательном учреждении.
Местом нахождения Карамышской воспитательно-трудовой колонии являлось с.Усть-Золиха Красноармейского района Саратовской области.
Пантюхина Л.А. проживает и зарегистрирована по адресу: Саратовская область Красноармейский район, с. ххх, ул. хх, д. х.
В связи с этим, Пантюхина Л.А., как педагогический работник, перешедший на пенсию, проработавший в сельской местности не менее десяти лет и проживающий там, имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Саратовской области от 26 ноября 2009 г. №180-ЗСО.
Соответственно, доводы ГУ «Управление социальной поддержки населения Красноармейского района» об отсутствии у Пантюхиной Л.А. права на получение ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, не основаны на законе.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, вследствие чего оно подлежит отмене.
С учетом того, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия считает возможным вынести по делу новое решение об удовлетворении требований Красноармейского межрайонного прокурора.
Руководствуясь ст.ст. 361,362,366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Красноармейского городского суда Саратовской области от 24 декабря 2010 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым требования Красноармейского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным отказ ГУ «Управление социальной поддержки населения Красноармейского района» в предоставлении Пантюхиной Л.А. ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Признать за Пантюхиной Л.А. право на получение ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом Саратовской области от 26 ноября 2009г. №180-ЗСО «Об установлении размера, условий и порядка ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающих и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)».
Председательствующий:
Судьи: