№ 33-1490\2011г. от 24.03.2011г. о признании бездействия администрации муниципального образования.



Судья: Петькин С.В. Дело № 33-1490

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 марта 2011 год г. Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

Председательствующего Захарова В.Н.,

судей Евтушенко В.М., Игнатьева А.В.,

с участием прокурора Савиной С.В.

при секретаре Ребневой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Евтушенко В.М. дело по кассационной жалобе администрации Иванихинского муниципального образования Перелюбского муниципального района Саратовской области на решение Пугачевского районного суда Саратовской области от 18 февраля 2011 года, которым постановлено: признать бездействие администрации Грачево-Кустовского муниципального образования Перелюбского муниципального района Саратовской области по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в <адрес> Перелюбского района Саратовской области незаконным и обязать администрацию Иванихинского муниципального образования Перелюбского муниципального района Саратовской области организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в <адрес> Перелюбского района Саратовской области в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями: обеспечить обустройство контейнерных площадок, мест под размещение, сбор бытовых отходов; обеспечить вывоз бытовых отходов специализированным транспортом на специально отведенные участки или специальные сооружения по обезвреживанию и переработке.

Заслушав доклад судьи Евтушенко В.М., заключение прокурора Савиной С.В., исследовав материалы дела, судебная коллегия,

установила:

Прокурор Перелюбского района, Саратовской области (далее прокурор) обратился в суд с заявлением (в порядке главы 25 ГПК РФ) в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Иванихинского муниципального образования Перелюбского муниципального района Саратовской области по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в <адрес> Перелюбского района Саратовской области незаконным и просил обязать администрацию Иванихинского муниципального образования Перелюбского муниципального района Саратовской области организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в <адрес> Перелюбского района Саратовской области в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями, в обоснование заявленных требований, ссылаясь на то, что прокуратурой Перелюбского района Саратовской области проведена проверка исполнения органом местного самоуправления - администрацией Иванихинского муниципального образования Перелюбского муниципального района Саратовской области требований законодательства об охране окружающей среды и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, по результатам которой выявлено, что в нарушение требований п.п. 2.1.3. - 2.1.5. Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88) в <адрес>, входящим в состав Иванихинского муниципального образования, не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В частности, контейнеры (мусоросборники), площадки для временного складирования отходов отсутствуют, отсутствует специализированный транспорт для вывода бытовых отходов и мусора, вывоз бытовых отходов и мусора на специально отведенные участки или специальные сооружения по обезвреживанию и переработке не осуществляется, что подтверждаются актом проверки санитарно-эпидемиологического законодательства от 17.05.2010 года, письмом начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Саратовской области в Пугачевском районе ФИО от 18.01.2011 года, обязательным предписанием государственного инспектора отдела комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области ФИО1 Кроме того, в заявлении указано, что в нарушение требований п.п. 3.1.-3.2. Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. № 4690-88), п. 2.1. Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 г. № 16) бытовые отходы и мусор складируются на задних дворах частных домовладений, откуда перемещаются на земельные участки, не предназначенные для складирования бытовых отходов и мусора (несанкционированные свалки) вблизи населенного пункта. Как указывает прокурор, отсутствие контейнеров (мусоросборников), площадок для временного складирования отходов, отсутствие специализированного транспорта для вывода бытовых отходов и мусора, неосуществление вывоза бытовых отходов и мусора на специально отведенные участки или специальные сооружения по обезвреживанию и переработке влечет замусоривание территорий муниципального образования, образование несанкционированных свалок, распространение заразных заболеваний животных и людей, что нарушает права неопределенного круга лиц - населения Иванихинского муниципального образования Перелюбского муниципального района Саратовской области на жизнь, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, а также их интересы на санитарно-эпидемиологическое благополучие. В целях устранения указанных нарушений закона прокуратурой района в адрес Главы Иванихинского муниципального образования 16.03.2009 г. и 23.03.2010 г. вносились представления, по результатам рассмотрения которых нарушения не устранены.

Пугачевским районным судом Саратовской области по делу постановлено вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе администрация Иванихинского муниципального образования Перелюбского муниципального района Саратовской области просит об отмене решения суда первой инстанции, указывает, что, разрешая возникший спор, суд посчитал установленными обстоятельства, которые фактически недоказаны, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы (п.1 ст. 347 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 78 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

В силу ст. 21 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь.

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.

Статьей 42 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Пунктом 18 ст. 3 Устава Иванихинского муниципального образования Перелюбского муниципального района Саратовской области предусмотрена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах поселения.

В силу ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и по­требления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в нарушение требований п.п. 2.1.3. - 2.1.5. Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. № 4690-88) в <адрес>, входящим в состав Иванихинского муниципального образования, не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В нарушение требований п.п. 3.1. - 3.2. Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. № 4690-88), п. 2.1. Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 г. № 16) бытовые отходы и мусор складируются на задних дворах частных домовладений, откуда перемещаются на земельные участки, не предназначенные для складирования бытовых отходов и мусора (несанкционированные свалки) вблизи населенного пункта

Указанные обстоятельства главой Иванихинского муниципального образования ФИО2 в ходе судебного разбирательства не оспаривались и подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, а именно: актом проверки санитарно-эпидемиологического законодательства от 12.11.2010 года, письмом начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Саратовской области в Пугачевском районе ФИО от 18.01.2011 года, обязательным предписанием государственного инспектора отдела комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области ФИО1 от 17.12.2008 года.

Судебная коллегия считает, что разрешая возникший спор, суд первой инстанции пришел к правомерным выводам о том, что не осуществление надлежащим образом процесса сбора и вывоза бытовых отходов и мусора влечет замусоривание территорий муниципального образования, образование несанкционированных свалок, распространение заразных заболеваний животных и людей, что нарушает права неопределенного круга лиц - населения Иванихинского муниципального образования Перелюбского муниципального района Саратовской области на жизнь, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, а также их интересы на санитарно-эпидемиологическое благополучие.

Неисполнение администрацией муниципального образования требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

Доводы администрации Иванихинского муниципального образования Перелюбского муниципального района Саратовской области о том, что в бюджете муниципального образования отсутствуют денежные средства для организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора судом первой инстанции правомерно признаны несостоятельными, поскольку, как правильно указано в принятом по делу решении, в соответствии со ст.ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При этом судом обоснованно указано на то, что действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по обращению с отходами производства и потребления с их финансовыми возможностями.

По мнению судебной коллегии, суд, правильно определил имеющие значение для дела обстоятельства, принял необходимые меры для выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в кассационной жалобе не опровергнуты.

Доводы жалобы не содержат оснований, влекущих отмену решения суда, все они были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.

Учитывая то, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 362 ГПК РФ основания для отмены решения суда.

Основания, по которым доводы кассационной жалобы являются несостоятельными подробно изложены в решении суда первой инстанции, в связи с чем отсутствует необходимость повторно приводить их в определении судебной коллегии по гражданским делам.

По мнению судебной коллегии, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела (в том числе и те, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе) судом не допущено.

При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.

Однако, судебная коллегия считает необходимым исключить из мотивировочной и резолютивной частей решения суждения суда в части возложения на администрацию Иванихинского муниципального образования Перелюбского муниципального района Саратовской области обязанности обеспечить обустройство контейнерных площадок, мест под размещение, сбор бытовых отходов; обеспечить вывоз бытовых отходов специализированным транспортом на специально отведенные участки или специальные сооружения по обезвреживанию и переработке, поскольку порядок организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к компетенции администрации Иванихинского муниципального образования Перелюбского муниципального района Саратовской области.

Руководствуясь ст. ст. 347, 361, 362, 366 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

Решение Пугачевского районного суда Саратовской области от 18 февраля 2011 года оставить без изменения.

Исключить из мотивировочной и резолютивной частей решения суждения суда в части возложения на администрацию Иванихинского муниципального образования Перелюбского муниципального района Саратовской области обязанности обеспечить обустройство контейнерных площадок, мест под размещение, сбор бытовых отходов; обеспечить вывоз бытовых отходов специализированным транспортом на специально отведенные участки или специальные сооружения по обезвреживанию и переработке.

Председательствующий

Судьи