Судья Масалов А.А. Дело № 33-1518
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 марта 2011 года город Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Шмаленко Т.А.
судей Рябихина О.Е., Пашенько С.Б.
при секретаре Павловой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Борщева Николая Тимофеевича на решение Кировского районного суда г. Саратова от 17 ноября 2010 г., которым в удовлетворении исковых требований Борщева Николая Тимофеевича о признании незаконным отказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, постановке на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий в рамках реализации Федерального Закона от 12 января 1995 года «О ветеранах», возложении обязанности произвести Борщеву Николаю Тимофеевичу социальную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения отказано.
Заслушав доклад судьи Шмаленко Т.А., объяснения представителя истца - Борщева Т.И. (доверенность от 26.08.2010 г., сроком на три год), поддержавшего доводы жалобы, объяснения представителя ответчика Куничкиной Т.В. (доверенность от 27.10.2010 г.), возражавшей против отмены решения суда, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Борщев Н.Т. обратился в суд с иском к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (далее по тексту – Министерство) о признании незаконным отказа в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий в рамках реализации Федерального Закона «О ветеранах», признании права на получение жилого помещения как инвалида и ветерана Великой Отечественной Войны и возложении обязанности на Министерство произвести социальную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения. Исковые требования мотивировал тем, что он является ветераном Великой Отечественной Войны, инвалидом 1 группы. 12 февраля 2010 года он обратился в Министерство с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий в рамках реализации Федерального Закона «О ветеранах». 13 августа 2010 г. ему был дан ответ, которым отказано в удовлетворении требований по тем основаниям, что он один зарегистрирован в жилом помещении общей площадью 40,5 кв.м., принадлежащем Борщеву Т.И. на праве собственности и не может признаваться нуждающимся в предоставлении жилья. Полагает, что выводы Министерства о вселении его собственником Борщевым Т.И. в качестве члена семьи и возникновении в связи с этим права пользования жилым помещением наравне с собственником, является необоснованным. 26 декабря 2009 г. Борщев Т.И. заключил с ним договор аренды жилого помещения и зарегистрировал его в своей квартире, в которой он проживает в настоящее время один. У Борщева Т.И. имеется другая квартира, которую он приобрел в ипотеку. У него (Борщева Н.Т.) собственного жилья не имеется, а без регистрации он не может получить пособие и пенсию, в связи с чем, Борщов Т.И. обратился с просьбой о его регистрации на принадлежащей ему жилой площади по адресу: <адрес>. Вместе с тем, Борщев Н.Т. никогда не был членом семьи Борщева Т.И., не вел с ним совместного хозяйства, не проживал и не проживает с ним в одном жилом помещении. При обращении в Министерство были представлены все необходимые документы, а их требование о предоставлении какого-либо соглашения об условиях проживания в данной квартире является необоснованными и незаконными. Просил удовлетворить иск.
Рассмотрев заявленный спор, судом постановлено указанное выше судебное решение.
В кассационной жалобе Борщев Н.Т. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, указывая, что судом нарушены нормы материального права, не принято во внимание то, что подарил принадлежащую ему ? долю в праве общей долевой собственности 14 марта 2008 года, то есть до внесения в 2009 году изменений в Закон Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» и принятии Закона Саратовской области № 85-ЗСО «О мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов».
Проверив законность и обоснованность решения суда, согласно ч. 1 ст. 347 ГПК РФ, исходя из доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права, либо восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающий право или создающий угрозу его нарушения.
Как установлено судом при рассмотрении дела истец Борщев Н.Т. является инвалидом и ветераном Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов.
В соответствии с п.п. 3, п. 1 ст. 15 Закона Российской Федерации «О ветеранах», участникам Великой Отечественной Войны представляется такая мера социальной поддержки как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Из статьи 1 Закона Саратовской области от 02 июля 2009 г. № 85-ЗСО «О мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов и о внесении изменений в Закон Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» следует, что меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной Войны при наличии нуждаемости в улучшении жилищных условий.
12 февраля 2010 г. Борщев Н.Т. обратился в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области с заявлением о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий в рамках реализации Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
13 августа 2010 г. истцом получен ответ об отказе в постановке на учет в соответствии с п. 2, ч. 1 ст. 1.1. Закона Саратовской области от 02.07.2009 г., № 85-ФЗ «О мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной Войны и о внесении изменений в Закон Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области.
Согласно ст. 1.1 Закона, граждане, указанные в статье 1 настоящего Закона, не состоящие на учете в органах местного самоуправления, признаются в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации нуждающимися в улучшении жилищных условий уполномоченным органом исполнительной власти в сфере жилищных отношений, если указанные граждане: не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Из вышеизложенного следует, что для реализации права на обеспечение за счет средств федерального бюджета жилым помещением, кроме наличии статуса ветерана Великой Отечественной Войны, необходимо такое условие как нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Перечень граждан, признаваемых нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, изложен в ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещения, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Пункт 5 статьи 1.1 Закона Саратовской области от 02 июля 2009 г. № 85-ЗСО «О мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов и о внесении изменений в Закон Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» предусматривает, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, принимаются на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Судом верно установлено и не оспаривалось сторонами в судебном заседании, что до 14 марта 2008 года Борщев Н.Т. являлся собственником ? доли в праве общей долевой собственности на трехкомнатную квартиру №, общей площадью 45.5 кв.м., в <адрес>, где он фактически проживал и был зарегистрирован. 14 марта 2008 г. Борщев Н.Т. распорядился принадлежащей ему долей в жилом помещении, путем составления договора дарения в пользу своего сына Борщева И.Н. После отчуждения квартиры Борщев Н.Т. проживал в ней и снялся с регистрационного учета только 29.12.2009 года, заключив договор аренды однокомнатной квартиры своего внука по адресу: <адрес>. Обращение с заявлением к ответчику имело место 12.02.2010 года.
Исходя из положений ст. ст. 51, 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона Саратовской области от 02 июля 2009 г., а также анализа представленных сторонами доказательств, суд пришел к обоснованному выводу о намеренном ухудшении истцом жилищных условий в результате отчуждения одной второй доли в трехкомнатной квартире площадью 45,5 кв.м, в связи с чем, признал отказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в признании Борщева Николая Тимофеевича нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшение жилищных условий в рамках реализации Федерального Закона от 12 января 1995 г. «О ветеранах» правомерным и отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.
Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах закона и основаниями для отмены судебного решения не являются (ст. 362 ГПК РФ), по своей сути сводятся к не согласию с выводами суда.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно и установлены на основании доказательств, признанных судом при их оценке достаточными, выводы суда вытекают из фактических обстоятельств, установленных в мотивировочной части решения на основе надлежащей оценки исследованных доказательств, решение вынесено в соответствии с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и с соблюдением процессуального права.
Доводы о том, что изменения в закон Саратовской области были внесены в 2009 году, то есть после заключения договора дарения, судебная коллегия находит необоснованными, поскольку соответствующее изменение было внесено в закон субъекта РФ после вступления в силу Жилищного кодекса РФ с 1.03.2005 года, содержащего в статье 53 такое правовое ограничение при разрешении вопросов о принятии на учет нуждающихся и распространяющееся на все категории граждан.
Судебная коллегия считает, что все доказательства по делу судом оценены в соответствии с правилами ст.ст. 55, 67 ГПК РФ. Повода для их иной оценки судебная коллегия не усматривает. Иных доказательств, опровергающих выводы суда, автором жалобы не представлено в суд второй инстанции.
Учитывая, что оснований для отмены судебного решения не имеется, каких-либо нарушений норм материального либо процессуального закона судом допущено не было, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Руководствуясь ст.ст.360- 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Саратова от 17 ноября 2010 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Тимофеева Николая Тимофеевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи