Судья Каширина Т.Г. Дело №33-1612
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 марта 2011 года г. Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Грибалевой М.Н.
судей Игнатьева А.В., Кириной Л.А.
при секретаре Бауковой Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску регионального общественного учреждения защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его Права» (далее - РОУЗППСО «Человек и его Права») в интересах Чурбановой Т.А. к обществу с ограниченной ответственностью «Саратовское предприятие городских электрических сетей» (далее - ООО «СПГЭС») о признании незаконной установки прибора учета электроэнергии, признании выставления платежей незаконным, признании незаконным договора энергоснабжения, прекращении противоправных действий, взыскании компенсации морального вреда по кассационной жалобе Чурбановой Т.А. и Гаврилюка В.В. на решение Заводского районного суда г. Саратова от 26.01.2011 года.
Заслушав доклад судьи Грибалевой М.Н., объяснения представителя ООО «СПГЭС» и ЗАО «СПГЭС» Липуновой С.И., возражавшей против доводов кассационной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
установила:
РОУЗППСО «Человек и его Права» обратилось в суд с иском в интересах Чурбановой Т.А. к ООО «СПГЭС» с учетом уточнения требований о признании незаконной установки общедомового прибора учета электроэнергии, признании выставления платежей незаконным, признании незаконным договора энергоснабжения, прекращении противоправных действий, взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 руб., мотивируя свои требования следующим. ООО «СПГЭС» в одностороннем порядке установило в трансформаторной подстанции, расположенной рядом с многоквартирным домом № по <адрес>, которым избрана непосредственная форма управления, без согласования с истцом и другими собственниками квартир прибор учета электроэнергии, чем нарушило права Чурбановой Т.А. Истец просил суд с учетом дополнения исковых требований признать выставление платежей за электроэнергию мест общего пользования с января 2009 года по 1 мая 2010 года в увеличенном размере незаконным, а также признать незаконными действия ответчика, поскольку Чурбановой Т.А. не предоставлялась информация об изменении платы за коммунальную услугу.
Решением Заводского районного суда г. Саратова от 26.01.2011 года в удовлетворении исковых требований РОУЗППСО «Человек и его Права» в интересах Чурбановой Т.А. к ООО «СПГЭС» о признании незаконной установки прибора учета электроэнергии, признании выставления платежей незаконным, признании незаконным договора энергоснабжения, прекращении противоправных действий, взыскании компенсации морального вреда отказано.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене решения суда. Считает, что судом необоснованно отказано в удовлетворении заявленных исковых требований. Судом нарушены нормы материального права при вынесении решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ, возражений на доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Исходя из п. 1 ст. 155 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной правовой нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п. 1 Правил).
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Одним из способов управления, который может быть выбран собственниками, является непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме.
В силу части 2 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации при непосредственном управлении с каждым собственником помещения ресурсоснабжающими организациями заключаются договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления.
В соответствии со статьей 544 Жилищного кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу п. 8 Правил "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Исходя из п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.
Пунктом 21 Правил предусмотрено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Исходя из п. 22 Правил, собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
Согласно п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, информация об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг направляется исполнителем потребителю (в письменной форме) не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги по новым тарифам или нормативам (если иной срок не установлен договором).
В силу ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Из материалов дела следует, что Чурбанова Т.А. проживает <адрес>. Согласно постановлению комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 13.11.2006 года № 14/6 ООО «СПГЭС» присвоен статус гарантирующего поставщика. Поставка электроэнергии в жилой дом <адрес> входит в границы зоны деятельности ООО «СПГЭС». 01.01.2007г. между ООО «СПГЭС» и ЗАО «СПГЭС» заключен договор № 1 оказания услуг по передаче электрической энергии, по установке, замене и эксплуатации приборов учета электроэнергии. ЗАО «СПГЭС» является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электроэнергии, по установке, замене и эксплуатации приборов учета электроэнергии. В декабре 2009 года и январе 2010 года ЗАО «СПГЭС» на основании заключенного с ООО «Стройкомплект» договора, оборудовало жилой дом <адрес> на границе балансовой принадлежности электрических сетей коллективными (общедомовыми) приборами учета, что подтверждается актами на монтаж схемы учета от 28.12.2009 года и от 25.01.2010 года и не оспаривалось представителем. Показания приборов учета снимаются ЗАО «СПГЭС» и передаются в ООО «СПГЭС» для проведения расчетов с потребителями. В июне 2010 года в ООО «СПГЭС» обратилось ООО «Стройкомплект» с сообщением, что собственники указанного дома выбрали непосредственный способ управления многоквартирным домом и просили исключить данный дом из объектов по договору энергоснабжения от 01.04.2008 года № 8433. 23.06.2010 года ООО «СПГЭС» направило всем жильцам дома письма с просьбой заключить с ними договоры энергоснабжения в связи с избранием жильцами непосредственного способа управления. Указанные договоры жильцы дома <адрес> не заключили до настоящего времени, но производят оплату за потребленную электроэнергию на основании абонентских книжек. С июля 2010г. ООО «СПГЭС» направляет жильцам дома, в том числе и истцу платежные документы об оплате потребленной элекроэнергии в местах общего пользования и работы лифтов, исходя из показаний коллективного прибора учета.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции правильно исходил из того, что ответчиком в установленном законом порядке выставляется Чурбановой Т.А. как собственнику жилого помещения указанного многоквартирного жилого дома, плата за потребленную электрическую энергию в местах общего пользования в соответствии с показаниями коллективного прибора учета с применением расчетов, предусмотренных Правилами. Тройной оплаты за одну и ту же услугу не производится.
Как следует из материалов дела, и не оспаривалось сторонами, в квартире №, где проживает Чурбанова Т.А., индивидуальный прибор учета, который был бы зарегистрирован в ООО «СПГЭС», отсутствует. Общий объем потребленной электрической энергии распределяется между собственниками помещений в порядке, установленном п. 21 Правил.
Энергоснабжение мест общего пользования есть не что иное, как коммунальная услуга, она оказывается собственникам помещений в многоквартирных домах, следовательно, они должны оплачивать ее на основании показаний коллективного прибора учета элекроэнергии, установленного на вводе в дом.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ООО «СПГЭС» не изменяло плату за электроэнергию и расчет производится по тарифам, утвержденным Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 01.12.2009г. № 25/9 «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения Саратовской области на 2010г.».
Ссылка в жалобе на то обстоятельство, что собственники многоквартирного жилого дома <адрес> приняли решение об установке общедомового прибора учета только в июле 2010 года, не является основанием для отмены решения суда. Из материалов дела следует, что коллективный прибор учета в данном жилом доме установлен. Из представленных истцом платежных документов ООО «СПГЭС» за оспариваемый период следует, что это оплата за потребленную электроэнергию по показаниям коллективного прибора учета, где отражено количество потребленной электроэнергии в местах общего пользования и лифтах, тариф, сумма к оплате. В материалах дела имеются абонентская книжка истца, свидетельствующая об оплате коммунальной услуги по энергоснабжению в жилом помещении. Указанное обстоятельство подтверждает вывод суда о том, что в данном случае не происходит двойная оплата за одну и ту же услугу.
В связи с тем, что судом не установлено предусмотренных законом оснований для удовлетворения исковых требований, не имеется оснований и для взыскания с ответчика компенсации морального вреда в размере 50 000 руб.
Доводы кассационной жалобы судебная коллегия полагает несостоятельными, основанными на неверном толковании норм действующего гражданского законодательства Российской Федерации и противоречащими доказательствам исследованным в суде по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции обоснованны, мотивированы, сделаны на основании исследованных в суде доказательств. Оснований, предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом РФ, для переоценки установленных судом обстоятельств и исследованных доказательств не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 193, 199, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г. Саратова от 26.01.2011 года по делу по иску регионального общественного учреждения защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его Права» в интересах Чурбановой Т.А. к обществу с ограниченной ответственностью «Саратовское предприятие городских электрических сетей» о признании незаконной установки прибора учета электроэнергии, признании выставления платежей незаконным, признании незаконным договора энергоснабжения, прекращении противоправных действий, взыскании компенсации морального вреда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи