33-1814/2011 от 07.04.2011



Судья: Агаркова С.Н. Дело №33-1814/11

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

7 апреля 2011 года г.Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего судьи Коршунова Р.В.,

судей Гладченко А.Н. и Пантелеева В.М.,

при секретаре Левиной З.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее Администрация) на решение Волжского районного суда г. Саратова от 16 февраля 2011 года, которым постановлено:

«Признать недействительным постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 26.07.2010 года об отказе в предоставлении Соколову О.В. в аренду сроком на 49 лет земельного участка, расположенного по адресу: г. Саратов, земли ОПХ «В», напротив участков № ХХ площадью 897 кв.м., с кадастровым номером ХХ для индивидуального жилищного строительства.

Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» рассмотреть заявление Соколова О.В. о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка, расположенного по адресу: г. Саратов, земли ОПХ «в», напротив участков № ХХ площадью 897 кв.м., с кадастровым номером ХХ для индивидуального жилищного строительства в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ, в течение 14 дней со дня вступления решения в законную силу.

В остальной части иска – отказать»,

заслушав доклад судьи Коршунова Р.В., изучив материалы дела,

установила:

Соколов О.В. обратился в суд с заявлением, указав, что 13 мая 2010 года он подал в Администрацию заявление в порядке ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации о предоставлении права аренды на земельный участок площадью 897 кв.м. с кадастровым номером ХХ, расположенный по адресу: г. Саратов, земли ОПХ «В», для индивидуального жилищного строительства. Указанное заявление соответствовало требованиям законодательства, в нем были указаны цель использования земельного участка, испрашиваемое право на землю, к заявлению были приложены все необходимые документы. Однако, в нарушение действующего законодательства названное заявление Администрацией в двухнедельный срок рассмотрено не было. Постановлением Администрации от 26.07.2010 года Соколову О.В. отказано в предоставлении земельного участка в связи с тем, что в нарушение ст. 12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» не представлено санитарно-эпидемиологическое заключение на земельный участок. Соколов О.В. считал данный отказ незаконным и просил признать указанное постановление Администрации недействительным и обязать Администрацию заключить с ним договор аренды названного земельного участка.

Волжским районным судом г. Саратова постановлено вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе Администрация ставит вопрос об отмене решения суда, указывая на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, считает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют представленным доказательствам и материалам дела.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (ч. 1 ст. 347 ГПКРФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного Кодекса РФ.

Согласно ст. 30.1 Земельного кодекса РФ, земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 указанного Кодекса. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

Порядок предоставления земельных участков для жилищного строительства регламентирован нормами п.4 ст. 30 Земельного кодекса РФ.

Так, согласно требованиям ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах. Органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.

Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) проведение работ по формированию земельного участка:

выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых

обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о гаком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;

определение разрешенного использования земельного участка;

определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение);

принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;

4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31
настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения
объекта;

2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ,
осуществление его государственного кадастрового учета;

принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

В случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом.

Согласно ст. 12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила. Предоставление земельных участков для строительства допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 13 мая 2010 года Соколов О.В. обратился в Администрацию с заявлением в порядке п. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации о предоставлении ему права аренды на земельный участок площадью 897 кв.м. с кадастровым номером ХХ, расположенного по адресу: г. Саратов, земли ОПХ «В», для индивидуального жилищного строительства (л.д.7). При этом, Соколовым О.В. при подаче заявления от 11 мая 2010 были представлены кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка и копия паспорта (ст.30.1 Земельного кодекса Российской Федерации ).

Постановлением Администрации от 26 июля 2010 года № 1791 Соколову О.В. отказано в предоставлении права аренды на испрашиваемый земельный участок участка в связи с тем, что в нарушение ст. 12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» не представлено санитарно-эпидемиологическое заключение (л.д. 14).

Однако, как обосновано указано в принятом по делу решении суда, поскольку истец обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, то предоставление земельного участка осуществляется с учетом положений, определенных ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу п.2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельного участка определяются документами градостроительного зонирования (правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Санитарные правила учитываются при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов.

При таких обстоятельствах, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне, основным разрешенным видом использования которой является индивидуальное жилищное строительство, судебная коллегия считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что при разработке и принятии Правил землепользования и застройки при определении разрешенного вида использования Администрацией должны были быть учтены санитарные нормы и правила. Следовательно, в данном случае не было необходимости в предоставлении санитарно-эпидемиологического заключения.

Поэтому судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о незаконности оспариваемого постановления Администрации по мотиву непредставления Соколовым О.В. санитарно-эпидемиологического заключения и возложении на Администрацию обязанности рассмотреть заявление Соколова О.В. о предоставлении в аренду указанного земельного участка в течение 14 дней со дня вступления решения в законную силу.

По мнению судебной коллегии, суд правильно определил имеющие значение для дела обстоятельства, принял необходимые меры для выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в кассационной жалобе не опровергнуты.

Судебная коллегия считает, что доводы кассационной жалобы не опровергают изложенные в решении выводы суда, а фактически воспроизводят доводы, являвшиеся предметом судебного исследования и получившие в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ правовую оценку в принятом по делу решении суда первой инстанции.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела (в том числе и те, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе) судом не допущено.

При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 361,366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Волжского районного суда г. Саратова от 16 февраля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования «Город Саратов» - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: