Судья Подветельнова О.М. Дело № 33-1954/2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 апреля 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Коршунова Р.В.,
судей Гладченко А.Н., Пантелеева В.М.,
при секретаре Ребневой Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области (далее ФГУ) на решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 10 марта 2011 года, которым постановлено:
«Иск Гусельниковой А.В. удовлетворить частично.
Признать недостоверными, не соответствующими закону сведения, касающиеся удельного показателя кадастровой стоимости и кадастровой стоимости земельного участка площадью 7083 кв.м., имеющего кадастровый номер (…) и расположенного по адресу: (…), внесенные в государственный кадастр недвижимости в виде значений: удельного показателя кадастровой стоимости равного 2097,3 руб./кв.м и кадастровой стоимости в размере 14854892,58 руб.; удельного показателя кадастровой стоимости равного 2097,26 руб./кв.м и кадастровой стоимости в размере 14854892,58 руб.; удельного показателя кадастровой стоимости равного 2019,01 руб./кв.м и кадастровой стоимости в размере 14300 647,83 руб. с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
В остальной части иска отказать».
заслушав доклад судьи Гладченко А.Н., объяснения представителя ФГУ Дьяковой И.О. и объяснения представителя Росреестра - Нефедовой Т.А., поддержавших доводы жалобы, объяснения представителя Гусельниковой А.В. Шварева М.В., возражавшего против доводов жалобы, исследовав материалы дела,
установила:
Гусельникова А.А. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области, федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области о признании недостоверными, не соответствующими закону сведений, касающихся удельного показателя кадастровой стоимости и кадастровой стоимости земельного участка с момента их внесения в государственный реестр, об исключении из государственного кадастра недвижимого имущества, сведений, касающихся удельного показателя кадастровой стоимости и кадастровой стоимости земельного участка.
Требования мотивированы тем, что она является собственником земельного участка площадью 7083 кв.м., имеющего кадастровый номер (…) и расположенного по адресу: (…). В соответствии со ст. 388 НК РФ она как собственник земельного участка обязана оплачивать земельный налог, размер которого определяется налоговым органом с учетом поступающих из федерального органа, осуществляющего кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимого имущества и государственную регистрацию права на недвижимое имущество и сделок с ним, сведений об удельном показателя кадастровой стоимости и кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно кадастровой выписке от 11.10.2010 года № 6437/201/10-2378 стоимость земельного участка на 01.01.2009 года установлена в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области № 423-П от 30.11.2007 года в размере 14854892,58 рублей; согласно выписке от 11.10.2010 года № 6437/201/10/-2384 кадастровая стоимость земельного участка установлена в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области № 270-П от 07.07.2009 года в размере 14300647,83 рублей. Ответчиками в государственном кадастре недвижимости были сформированы экономические характеристики принадлежащего ей земельного участка, а именно указана его кадастровая стоимость в размере 14854892, 58 рублей и 14300647,83 рублей, а также размер удельного показателя кадастровой стоимости, составляющий 2097,26 руб./кв.м. и 2019,01 руб./кв.м. Достоверность этих экономических характеристик земельного участка органом исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном п. 2 ст. 66 ЗК РФ, п. 10 Постановления Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель», не подтверждена, что, по мнению истца, свидетельствует о незаконности экономических характеристик.
В связи с изложенным, истец, уточнив исковые требования, просила Признать недостоверными, не соответствующими закону сведения, касающиеся удельного показателя кадастровой стоимости и кадастровой стоимости земельного участка площадью 7083 кв.м., имеющего кадастровый номер (…) и расположенного по адресу: (…), внесенные в государственный кадастр недвижимости в виде значений: удельного показателя кадастровой стоимости равного 2097,3 руб./кв.м и кадастровой стоимости в размере 14854892,58 руб.; удельного показателя кадастровой стоимости равного 2097,26 руб./кв.м и кадастровой стоимости в размере 14854892,58 руб.; удельного показателя кадастровой стоимости равного 2019,01 руб./кв.м и кадастровой стоимости в размере 14300 647,83 руб. с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости и обязать ответчиков исключить из государственного кадастра недвижимости данные экономические характеристики.
Рассмотрев заявленные требования, суд принял упомянутое решение.
В кассационной жалобе ФГУ ставит вопрос об отмене решения и прекращении производства по делу. В качестве оснований для отмены решения суда указывает на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права. Считает, что у представителя истца Шварева М.В. не имелось удостоверенных в установленном законом порядке полномочий на совершение процессуальных действий в ходе рассмотрения дела. Также полагает, что истцом был пропущен установленный ч. 1 ст. 256 ГПК РФ срок обращения в суд. Кроме того, по мнению кассатора, дело подлежало рассмотрению арбитражным судом, поскольку Гусельникова А.В. является индивидуальным предпринимателем и земельный участок используется ей для экономической деятельности. Полагает не соответствующим обстоятельствам дела вывод суда о недостоверности размера удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2019,01 рублей.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (ч.1 ст. 347 ГПК РФ), судебная коллегия не находит правовых оснований для его отмены.
Согласно ч. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель установлен Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель».
Пунктами 1, 10 указанного постановления предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Процедура осуществления названных действий установлена Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 г. № 215.
Так, согласно п. 9.9 Административного регламента Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение
Утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации
В силу п. 11.1. Административного регламента сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации.
Перед внесением сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации осуществляет проверку соответствия утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, представленным ему на утверждение, в соответствии с подпунктом 9.9 настоящего Регламента (п. 11.2).
В срок не более месяца с даты окончания проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает внесение в государственный земельный кадастр тех сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков), которые соответствуют сведениям, ранее представленным на утверждение (п. 11.4).
Материалами дела установлено, что Гусельниковой А.В. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 7083 кв.м., имеющий кадастровый номер (…) и расположенный по адресу: (…).
Ни постановлением Правительства Саратовской области № 423-П от 30.11.2007 года «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель в населенных пунктах Саратовской области», ни постановлением Правительства Саратовской области № 270-П от 07.07.2009 года «Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области» не были утверждены экономические характеристики (кадастровая стоимость либо удельный показатель кадастровой стоимости в размере кадастрового квартала принадлежащего Гусельниковой А.В. земельного участка.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об удовлетворении требований истицы в части признания не соответствующими закону сведений, касающихся удельного показателя кадастровой стоимости и кадастровой стоимости земельного участка, внесенных в государственный кадастр недвижимости в виде значений: удельного показателя кадастровой стоимости равного 2097,3 руб./кв.м и кадастровой стоимости в размере 14854892,58 руб.; удельного показателя кадастровой стоимости равного 2097,26 руб./кв.м и кадастровой стоимости в размере 14854892,58 руб.; удельного показателя кадастровой стоимости равного 2019,01 руб./кв.м и кадастровой стоимости в размере 14300 647,83 руб.
Вопреки доводам жалобы, полномочия представителя истца Гусельниковой А.В. Шварева М.В. подтверждаются доверенностью от 05 февраля 2010 года, выданной Гусельниковой А.В. Сусловой Л.А. с правом передоверия полномочий и удостоверенной нотариусом нотариального округа города Балаково и Балаковского района Саратовской области, а также доверенностью от 23 июня 2010 года, выданной Сусловой Л.А. в порядке передоверия Швареву М.В., и удостоверенной тем же нотариусом.
Также нельзя признать обоснованным довод жалобы о пропуске истцом установленного ст. 196 ГК РФ, согласно которой общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Судебная коллегия полагает несостоятельным довод жалобы о том, что дело подлежало рассмотрению арбитражным судом по следующим основаниям.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в статье 245 настоящего Кодекса.
При этом суды рассматривают вышеуказанные дела, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов (ч. 3 ст. 22 ГПК РФ).
В силу ст. 28 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.
Из материалов дела усматривается, что земельный участок, расположенный по адресу: (…), Гусельниковой А.В. для предпринимательской деятельности не используется, приобретен истцом как физическим лицом для реконструкции здания детского сада под жилой дом, что подтверждается, в частности, постановлением администрации Хвалынского муниципального района Саратовской области от 20 декабря 2010 года, которым изменено целевое назначение земельного участка (для ведения личного подсобного хозяйства).
Таким образом, приведенные доводы жалобы не содержат оснований, влекущих отмену решения суда.
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в кассационной жалобе не опровергнуты.
Доводы жалоб сводятся основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, в связи с чем не могут служить основанием к отмене правильного по существу решения.
При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 10 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: