Судья: Кулагин П.В. Дело № 33-1901
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
12 апреля 2011 года г. Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Машковой Л.Г.,
судей Кириной Л.А. и Пашенько С.Б.,
при секретаре Павловой Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Коробцевой В.И. на решение Ртищевского районного суда Саратовской области от 3 марта 2011 года по делу по иску Коробовцевой В.И. к Военному комиссариату города Ртищево и Ртищевского района Саратовской области о взыскании денежных средств и возмещении морального вреда, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Коробовцевой В.И. к Военному комиссариату города Ртищево и Ртищевского района Саратовской области о взыскании денежных средств и возмещении морального вреда отказать.
Заслушав доклад судьи Машковой Л.Г., пояснения Коробовцевой В.И., поддержавшей доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Коробовцева В.И. обратилась в суд с исковым заявлением к Военному комиссариату г. Ртищево и Ртищевского района Саратовской области о взыскании денежных средств в размере 75000 рублей и компенсации морального вреда в сумме 100000 рублей.
При рассмотрении дела Коробцева В.И. уточнила исковые требования в части размера компенсации морального вреда, просила взыскать с ответчика указанную компенсацию в сумме 200000 рублей.
В обоснование иска указала, что 12 октября 2009 года она заключила с обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (далее - ООО «<данные изъяты>») договор об изготовлении и установке надгробного памятника за счет средств Министерства обороны РФ на могиле умершего отца заявительницы – ФИО инвалида Великой Отечественной войны 2 группы. Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. №460 «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников» установлена норма расходов денежных средств на изготовление надгробных памятников до 20000 рублей. В нарушение данной нормы стоимость изготовления и установки надгробного памятника ее отцу согласно заключенному договору составила 15000 рублей.
Полагает, что разница между размером расходов денежных средств на изготовление надгробного памятника, установленным постановлением Правительства РФ и размером фактически понесенных расходов подлежит взысканию в её пользу. Длительным и упорным нежеланием ответчика удовлетворить ее требования без суда ей причинены нравственные страдания, которые подлежат возмещению в виде денежной компенсации.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
С постановленным решением не согласилась Коробовцева В.И., просит его отменить и взыскать с ответчика в ее пользу расходы по оплате государственной пошлины. Считает, что судом нарушены нормы процессуального права, что выразилось в неназначении ей адвоката, несмотря на то, что юридическим знаниями она не обладает. Утверждает, что ей не был выдан акт приемки выполненных работ, работы произведены некачественно, в связи с чем ей пришлось обращаться в иную организацию для устранения недостатков. При таких обстоятельствах вывод суда недоказанности причинения ей нравственных и физических страданий является необоснованным.
В возражениях на кассационную жалобу Военный комиссариат г. Ртищево и Ртищевского района Саратовской области просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 347 ГПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 12 октября 2009 года между Коробовцевой В.И. и ООО Ритуальное агентство «<данные изъяты>» заключен договор об изготовлении и установке надгробного памятника за счет средств Министерства обороны РФ (л.д.12-13). Предметом настоящего договора является изготовление и установка надгробного памятника на могиле умершего ФИО - отца Коробцовой В.И., инвалида Великой Отечественной войны 2 группы, что подтверждено документально и не оспаривалось сторонами.
Цена указанного договора включает компенсацию расходов ООО «<данные изъяты>» на изготовление и установку надгробного памятника и составляет 15000 рублей (п.4.1). Оплата расходов осуществляется Военным комиссариатом Саратовской области за счет бюджетных средств, выделяемых на пенсионное обеспечение, путем их перечисления на расчетный счет ООО Ритуальное агентство «<данные изъяты>» на основании заявления Коробовцевой В.И. в порядке, установленном Приказом Минобороны РФ от 5 ноября 2000 года №500.
Федеральный закон от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
В силу статьи 24 указанного Федерального закона расходы, связанные с изготовлением и установкой надгробных памятников погибшим (умершим) участникам Великой Отечественной войны и другим указанным в статье лицам, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба (ч.1).
Погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (ч.2).
Федеральный закон от 12 января 1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает: 1) гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; 2) гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; 3) санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; 4) основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.
Из содержания ст.11 данного Федерального закона следует, что погребение военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших при прохождении военной службы (военных сборов, службы) или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в мирное время, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Нормы расходов на погребение умерших (погибших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 года №460 «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников» (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 10 августа 2006 года №480) установлено, что за счет средств федеральных органов исполнительной власти, в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу), в зависимости от последнего места ее прохождения осуществляется погребение участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы (службы).
Пунктом 2 данного Постановления Правительства Российской Федерации установлены нормы расходов денежных средств на изготовление надгробных памятников - до 15000 рублей.
Постановлением Правительства РФ от 17 октября 2009 года №828 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 6 мая 1994 года №460» нормы расходов денежных средств на изготовление надгробных памятников изменены до 20000 рублей.
Установлено, что ООО Ритуальное агентство «<данные изъяты>» направлены необходимые документы в Военный комиссариат Саратовской области, подтверждающие изготовление и установку памятника ветерану Великой Отечественной войны ФИО на сумму 15000 рублей, на основании которых понесенные расходы данному юридическому лицу были компенсированы. Коробовцева В.И. расходы, связанные с изготовлением и установкой памятника, не понесла.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований Коробовцевой В.И. о взыскании в ее пользу денежных средств в сумме 75000 рублей.
Довод жалобы о том, что в пользу Коробовцевой В.И. подлежит взысканию разница между нормой возмещения расходов на установку памятников и фактически понесенными расходами в размере 5000 рублей, является необоснованным, поскольку договор между Коробовцевой В.И. и ООО Ритуальное агентство «<данные изъяты>» заключен 12 октября 2009 года, то есть до внесения 17 октября 2009 года изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 года №460. Кроме того, судом установлено, что расходы на установку памятника фактически составили 15000 рублей и понесены иным лицом, а не истицей по делу. Доказательств, опровергающих данные выводы суда, Коробовцева В.И. не представила.
Нельзя признать состоятельным и довод жалобы о том, что работы по изготовлению и установке памятника произведены некачественно, поскольку претензии по этому поводу ООО Ритуальное агентство «<данные изъяты>» Коробовцева В.И. не предъявляла. В судебном заседании суда первой инстанции она подтвердила качественное выполнение работ (л.д. 73).
Суд, проверив доводы истца, исследовав представленные доказательства и дав им надлежащую правовую оценку согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ последней не представлены доказательства о нарушении со стороны ответчика ее личных имущественных и неимущественных прав.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия считает доводы жалобы несостоятельными, поскольку эти доводы не основаны на законе и материалах дела.
Другие доводы жалобы, которые были предметом исследования в суде, также не являются правовыми основаниями для отмены или изменения решения суда.
Руководствуясь ст.ст.347, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ртищевского районного суда Саратовской области от 3 марта 2011 года по делу по иску Коробовцевой В.И. к Военному комиссариату города Ртищево и Ртищевского района Саратовской области о взыскании денежных средств и возмещении морального вреда оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: