33-1659/2011 12.04.2011



Судья Торопова С.А. Дело № 33-1659

кассационное определение

12 апреля 2011 года г.Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Шмаленко Т.А.

судей Рябихина О.Е., Заболотной Л.Н.

при секретаре Тишкине Р.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Шмаленко Т.А. дело по кассационной жалобе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области на решение Кировского районного суда г. Саратова от 16 февраля 2011 года, которым исковые требования Зориной Елены Михайловны к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязании постановки на учет, предоставлении социальной выплаты удовлетворены частично: Министерство обязано поставить Зорину Е.М. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как инвалида войны в соответствии с Законом Саратовской области от 2 июля 2009 года №85-ЗСО «О мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и о внесении изменений в Закон Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области». В остальной части исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи, объяснения представителя Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области Куничкиной Т.В., поддержавшей доводы жалобы, объяснения Зориной Е.М. и ее представителя Максюшина А.С. (доверенность от 25.01.2011 года), возражавших против отмены решения суда, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия,

установила:

Зорина Е.М. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (далее – Министерство) о признании действия, выразившегося в отказе постановки Зориной Е.М. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках реализации мероприятий Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» незаконными, обязании постановки ее на учет, а также просила обязать ответчика предоставить социальную выплату на строительство (приобретение) жилого помещения.

В обоснование иска указала, что обратилась в Министерство с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и принятии ее на учет в рамках реализации мероприятий, предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах». 19 ноября 2010 года Министерством дан ответ, которым ей отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, со ссылкой на то, что она ухудшила свои жилищные условия, совершив сделку дарения квартиры сыну Зорину Е., и 5-тилетний срок с момента совершения данных действий не истек. Указывает, что в настоящее время она зарегистрирована с составом семьи 5 человек в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности сыну Зорину Е.Д., общей площадью 55,1 кв.м. 2.10.2009 года она подарила квартиру сыну с учетом семейных отношений, а не с целью создать нуждаемость в жилье. Ссылается на то, что дарение произведено до внесения изменений в Федеральный закон «О ветеранах», и вышеуказанные Законы Саратовской области. Считает действия Министерства, выразившиеся в отказе постановке ее на учет необоснованными, просила удовлетворить иск.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Министерство просит об отмене состоявшегося решения и направления дела на новое рассмотрение в тот же суд, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судом норм материального права. Судом, по мнению автора жалобы, не принято во внимание то обстоятельство, что 2 октября 2009 года Зорина Е.М. произвела отчуждение принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения своему сыну путем дарения последнего. Считает, что данные действия истца привели к искусственному ухудшению ее жилищных условий, поскольку Зорина Е.М. сразу с момента отчуждения обратилась в администрацию Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В возражениях на кассационную жалобу Зорина Е.М. просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 347 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу об его отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

По смыслу процессуального закона решение законно в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Обоснованным признается решение тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости (ст.ст. 59, 60 ГПК РФ).

Обжалуемое решение таким требованиям не отвечает.

Как установлено судом при рассмотрении дела истец Зорина Е.М. является инвалидом Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов.

В соответствии с п.п. 3, п. 1 ст. 15 Закона Российской Федерации «О ветеранах», участникам Великой Отечественной Войны представляется такая мера социальной поддержки как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Из статьи 1 Закона Саратовской области от 02 июля 2009 г. № 85-ЗСО «О мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов и о внесении изменений в Закон Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» следует, что меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной Войны предоставляются при наличии нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Согласно ст. 1.1 Закона, граждане, указанные в статье 1 настоящего Закона, не состоящие на учете в органах местного самоуправления, признаются в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации нуждающимися в улучшении жилищных условий уполномоченным органом исполнительной власти в сфере жилищных отношений, если указанные граждане: не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Из вышеизложенного следует, что для реализации права на обеспечение за счет средств федерального бюджета жилым помещением, кроме наличии статуса ветерана Великой Отечественной Войны, необходимо такое условие как нуждаемость в улучшении жилищных условий.

Перечень граждан, признаваемых нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, изложен в ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещения, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Пункт 5 статьи 1.1 Закона Саратовской области от 02 июля 2009 г. № 85-ЗСО «О мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов и о внесении изменений в Закон Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» предусматривает, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, принимаются на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Как следует из материалов дела, письменное обращение Зориной Е.М. с документами о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках реализации этих законов было оставлено без удовлетворения со ссылкой на то обстоятельство, что истица ухудшила свои жилищные условия, подарив 2.10.2009 года двухкомнатную квартиру сыну Зорину Е.Д., в связи с чем, до истечения 5-летнего срока не может быть поставлена на жилищный учет.

Оспаривая отказ, Зорина Е.М. указывала, что произведя дарение квартиры, она не имела намерений искусственно создать основания для отнесения ее к категории нуждающихся в предоставлении жилого помещения лица, поскольку проживала в квартире с семьей сына в количестве 4 человек и, исходя из своего преклонного возраста, семейных отношений произвела дарение квартиры. При этом на долю каждого члена семьи приходилось по 13,8 кв.метров, что соответствовало норме обеспеченности менее 14 кв.метров, установленной п.2 ч.1 статьи 1.1 Закона Саратовской области № 85-ЗСО от 2.07.2009 года.

Как установлено частями 2 и 3 статьи 1.1 Закона Саратовской области № 85-ЗСО, для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий ими подается заявление по форме согласно приложению № 7 и документы, среди которых поименованы, документы о составе семьи, документы из органа государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним об отсутствии (наличии) недвижимости у заявителей и членов их семьи, а также документы из органов БТИ о правах на недвижимое имущество заявителей и членов их семьи, а также и другие документы.

В силу изложенного, к обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения дела, относятся вопросы о наличии оснований для признания нуждаемости истицы в улучшении жилищных условий, в том числе, путем исследования заявления Зориной Е.М., поданного ответчику с приложенными к нему документами о нуждаемости.

Причем, как следует из искового заявления, состав семьи истицы на момент отчуждения недвижимости, составлял 4 человека, из п. 4 договора дарения квартиры от 2.10.2009 года следует, что на эту дату в квартире были зарегистрированы лишь сама даритель и одаряемый (л.д.25). Из справки, приложенной к иску, следует, что состав семьи собственника жилого помещения состоит из 5 человек, в квартиру в июле 2010 года были зарегистрированы другие родственники. Вопрос о составе семьи Зориной Е.М., проживавшей в квартире до ее отчуждения, а также в период обращения к ответчику с заявлением об отсутствии жилья и постановке на учет, о наличии у всех вышеуказанных лиц обеспеченности жилым помещением, наличии недвижимости подлежит выяснению, что судом первой инстанции не было сделано.

При рассмотрении дела истец Зорина Е.М., возражая против отказа ответчика, указывала, что дарение квартиры в собственность сына Зорина Е.Д. было связано с личными обстоятельствами, при этом она не имела намерений создать искусственную нуждаемость в улучшении жилищных условий, в связи с чем, суду необходимо предложить сторонам представить дополнительные доказательства в обоснование своих доводов и возражений в этой части. При исследовании данных обстоятельств, принимая во внимание положения и изменения в этот период действующего законодательства, регулирующего предоставление данной меры социальной поддержки, разрешить вопрос об обоснованности доводов сторон.

В связи с тем, что неполное определение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела и недоказанность установленных судом обстоятельств, могли привести к неправильному рассмотрению спора, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене, а гражданское дело направлению на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении необходимо устранить указанные недостатки, принять меры к полному определению и установлению всех обстоятельств по делу, после чего разрешить спор в полном соответствии с нормами материального и процессуального права.

Руководствуясь ст.ст. 347, 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Саратова от 16 февраля 2011 года иску Зориной Елены Михайловны к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязании постановки на учет, предоставлении социальной выплаты - отменить, направить гражданское дело на новое рассмотрение в тот же суд.

Кассационную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области - удовлетворить.

Председательствующий

Судьи