№ 33-1955 от 14.04.2011 г.



Судья Негласон А.А. Дело № 33-1955

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 апреля 2011 года г. Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда

в составе:

председательствующего Коршунова Р.В.

судей Пантелеева В.М., Гладченко А.Н.

при секретаре Ребневой Е.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Военного комиссариата Саратовской области на решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 15 марта 20 11 года, которым постановлено:

Взыскать Военного комиссариата Саратовской области в пользу Грунина А.В. недоплаченную пенсию за период с 01.06.2000 г. по 31.12.2009 г. в размере 158 250 рублей 42 коп.

Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., объяснения представителя Грунина А.В. – Журавлева А.С. (доверенность от 01.02.2011г.), полагавшего решение суда оставить без изменения, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Грунин А.В. обратился в суд с иском к военному комиссариату Саратовской области о взыскании недополученной пенсии. В обоснование иска указал, что является пенсионером МО РФ, проходил военную службу в должности старший летчик вертолета МИ-24. На день увольнения с действительной военной службы с летной должности имел классную квалификацию «военный летчик 2 класса». Истец получает пенсию за выслугу лет, которая ему выплачивается военным комиссариатом Саратовской области. В 2000 году истцу стало известно, что пенсионерам, проходившим военную службу в должностях летного состава Министерства обороны РФ, полагается увеличение пенсии за классную квалификацию. В связи с тем, что данные об установлении классной квалификации в пенсионном деле и в летной книжке отсутствовали, заявление от Грунина А.В. об установлении повышающего коэффициента принято не было. В декабре 2010 года он получил выписку из приказа Главнокомандующего Военно-воздушными силами. Заявление о перерасчете пенсии было им подано 10 декабря 2010 года. С 1 января 2011 года ему был произведен перерасчет пенсии из должностного оклада с учетом классной квалификации. При этом истцу выплатили разницу за период с 01.01.2010 года по 31.12.2010 года, то есть за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом пенсии, ссылаясь на статьи 51 и 55 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, что других документов, подтверждающих более раннее представление им документов для перерасчета пенсии с учетом присвоенной классной квалификации, в материалах его пенсионного дела не имеется. Грунин А.В. полагал, что право на перерасчет пенсии с учетом классной квалификации у него возникло с 01.06.2000 года, а Военный комиссариат Саратовской области нарушил его право на надлежащее пенсионное обеспечение. Просил взыскать 158250 руб. 42 коп., как недоплаченную пенсию.

Суд, рассмотрев возникший спор, постановил указанное выше решение.

В кассационной жалобе военный комиссариат Саратовской области просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которые ссылался в суде первой инстанции в обоснование своих возражений. Считает, что выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела и нормам материального права.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ст. 347 ГПК РФ, исходя из доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

В соответствии со ст. 49 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной и противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, при увеличении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников одновременно с его увеличением.

Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 года № 396 утверждено Положение об определении квалификации летного состава государственной авиации, которым предусмотрено увеличение должностных окладов военнослужащим, проходившим военную службу и работникам (сотрудникам), проходящим государственную службу на должностях летного состава и имеющим присвоенные в установленном порядке квалификационные категории "летчик (штурман)" "летчик (штурман) - инструктор второго, первого классов", "летчик (штурман) - снайпер", "бортовой специалист второго, первого класса", "бортовой специалист-мастер", при этом квалификационные категории "Бортовой специалист третьего, второго и первого классов" и "бортовой специалист-мастер" введены этим положением впервые.

Указанным Положением предусмотрено присвоение квалификационных категорий летному составу и увеличение им окладов по воинской должности, в том числе летчик (штурман) второго класса на 20 процентов.

Из материалов дела следует и установлено судом, что Грунин А.В. является пенсионером Министерства обороны РФ и получает пенсию за выслугу лет с 26 ноября 1995 года. Приказом Главнокомандующего Военно-воздушными силами № от 15 августа 1994 года ему была присвоена квалификация "Военный летчик второго класса».

10 декабря 2010 года Грунин А.В. обратился в Военный комиссариат Саратовской области о перерасчете пенсии. Грунину А.В. с 01 января 2011 года был произведен перерасчет пенсии из должностного оклада с учетом классной квалификации и произведена выплата разницы в пенсии за период с 01.01.2010 года по 31.12.2010 года, то есть, за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом пенсии.

Суд первой инстанции, при удовлетворении исковых требований исходил из того, что право на повышение размера пенсии у Грунина А.В. возникло не по личным индивидуальным обстоятельствам, а в связи с увеличением должностных окладов действующим военнослужащим в порядке и размере, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации «Об определении квалификации летного состава государственной авиации» от 23 мая 2000 года № и в связи с изданием в его исполнение приказа Министра обороны № от 27 июля 2000 года, установившего повышение должностных окладов индивидуально неопределенному кругу субъектов.

А потому, суд посчитал, что к спорным правоотношениям применимы нормы ст. 43 и ст. 49 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной и противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», как устанавливающие общие основания для перерасчета пенсии, а именно – увеличение денежного довольствия военнослужащих, в которое входит и должностной оклад.

Исходя из вышеуказанных положений закона и обстоятельств дела, районной суд правомерно пришел к выводу о том, что Грунин А.В. имеет право на повышение должностного оклада с увеличением за квалификационную категорию и соответственно на перерасчет пенсии на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 года № "Об определении квалификации летного состава государственной авиации", поскольку при увольнении с военной службы он занимал должность летного состава, ему была присвоена классная квалификация в порядке, установленном для летчиков и штурманов.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.

Ссылка кассационной жалобы на положения ст. 55 Закона № 4468-11 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной и противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» не может быть принята во внимание, поскольку данное правило к спорным отношениям применимо быть не может, так как связывает ограничение периода перерасчета с личными индивидуальными обстоятельствами, возникающими у пенсионера или военнослужащего и влияющими на размер его пенсии.

Кроме того, сведения о классной квалификации Грунина А.В., необходимые для увеличения пенсии, имелись у ответчика в личном деле истца.

Более того, из п.1 Приказа Минобороны РФ, МВД РФ, МЧС РФ, ФСБ РФ и Федеральной таможенной службы от 12 июля 2007г. N288/627/386/369/855 "О мерах по совершенствованию работы по определению квалификации летного состава государственной авиации" следует, что военным комиссарам приказано обеспечить условия для проведения работы по определению квалификации летного состава государственной авиации, а также произвести перерасчет назначенных пенсий гражданам (членам их семей), уволенным с военной и иной государственной службы и занимавшим ранее воинские (штатные) должности летного состава и имеющим право на пенсионное обеспечение с учетом увеличения окладов по этим должностям за присвоенную в установленном порядке соответствующую квалификационную категорию (классную квалификацию, классность).

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований Грунина А.В. является законным и обоснованным. Правильность расчета размера пенсии и задолженности по пенсии, приведенного в решении суда, ответчиком не оспаривается.

Доводы кассационной жалобы сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался ответчик в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.

Кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, в связи с чем не может повлечь отмену постановленного судом решения.

Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 15 марта 20 11 года оставить без изменения, кассационную жалобу военного комиссариата Саратовской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи