Судья: Филатова В.Ю. Дело №33-2103 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 21 апреля 2011 года г.Саратов Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего судьи Захарова В.Н., судей Евтушенко В.М., Пантелеева В.М. при секретаре Ребневой Е.А. рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мкртчяна А.Д. на решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 05 марта 2011 года, которым постановлено: в удовлетворении исковых требований Мкртчяна А.Д. к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от 14.10.2010 г. № 2434 недействительным, возложении обязанности предоставить Мкртчяну А.Д. в аренду сроком на 49 лет земельный участок для целей, не связанных со строительством площадью 448 кв.м., кадастровый номер №, расположенный по адресу: г<адрес> с целью и разрешенным видом использования - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (торгового павильона), возложении обязанности направить в адрес Мкртчяна А.Д. решение о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка для целей, не связанных со строительством площадью 448 кв.м., кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес> с целью и разрешенным видом использования - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (торгового павильона) отказать. Заслушав доклад судьи Евтушенко В.М., исследовав материалы дела, установила : Мкртчян А.Д. обратился к администрации муниципального образования «Город Саратов» с иском о признании постановления незаконным, возложении обязанности, в обоснование заявленных требований, ссылаясь на то, что в 2010 году истцом начата процедура оформления земельного участка площадью 448 кв.м. для размещения объекта торговли, общественного питания и бытового обслуживания (торгового павильона), расположенного по адресу: <адрес> 27 мая 2010 г. Территориальным отделом № 1 Управления Роснедвижимости по Саратовской области был изготовлен кадастровый паспорт земельного участка № В данном кадастровом паспорте был указан кадастровый номер № местоположение: <адрес> разрешенное использование: для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, площадь 448 кв.м., кадастровая стоимость 3667905 руб. 92 коп., дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости: 12.11.2009 г. 03.06.2010 г. он обратился в Администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством площадью 448 кв.м., кадастровый номер № расположенного по адресу: <адрес> с целью и разрешенным видом использования - для размещения объекта торговли, общественного питания и бытового обслуживания (торгового павильона), в аренду сроком на 49 лет. К данному заявлению им были приложены: копия паспорта, кадастровый паспорт земельного участка, выписка из ЕГРП УФРС по Саратовской области. В связи с непринятием администрацией муниципального образования «Город Саратов» по его заявлению в установленный статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации двухнедельный срок решения, он обратился в Волжский районный суд г. Саратова с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Город Саратов». Решением Волжского районного суда г. Саратова от 13.07.2010 г., вступившим в законную силу 24.07.2010, признано незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившееся в непринятии решения по его заявлению о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством площадью 448 кв.м., кадастровый номер № расположенного по адресу: <адрес> для целей не связанных со строительством, с разрешенным видом использования - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в аренду сроком на 49 лет. Также возложена обязанность на администрацию муниципального образования «Город Саратов» принять решение по его заявлению о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством площадью 448 кв.м., кадастровый номер № расположенного по адресу: <адрес> для целей не связанных со строительством, с разрешенным видом использования - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания в аренду сроком на 49 лет, в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу. Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 14 октября 2010 г. № Мкртчяну А.Д. отказано в предоставлении указанного выше земельного участка, по тем основаниям, что приобретение права на заключение договоров аренды земельного участка для размещения нестационарных торговых объектов осуществляется исключительно через открытые аукционы. Срок аренды таких участков не более 11 месяцев. По мнению Мкртчяна А.Д. данное постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» является незаконным, поскольку обстоятельством, которое могло бы послужить основанием для ограничения предоставления земельного участка в аренду, является отнесение земельного участка к землям, изъятым из оборота, которые не могут быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством и статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации, однако испрашиваемый им земельный участок к такой категории земель не относится. Как указал истец, им, в соответствии с п. 5 ст. 34 ЗК РФ в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением был представлен кадастровый паспорт земельного участка, то данное обстоятельство свидетельствует о том, что органом местного самоуправления при определении разрешенного вида использования испрашиваемого истцом земельного участка были учтены Правила землепользования и застройки. При этом, отказывая ему в предоставлении права аренды на испрашиваемый земельный участок, администрация муниципального образования «Город Саратов» сослалась на решение Саратовской городской Думы от 07.07.2010 г. № 53-632 «Об утверждении Положения о предоставлении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Город Саратов», для целей, не связанных со строительством». Согласно пункту 2 данного решения Саратовской городской Думы настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования. Данное Решение Саратовской городской Думы было опубликовано в газете «Саратовская панорама» спецвыпуск от 14.07.2010 г. № 68 (585). Таким образом, решение Саратовской городской Думы от 07.07.2010 г. № 53-632 применяется к правоотношениям, возникшим после 14 июля 2010 г. В обоснование доводов искового заявления, истец сослался на нормы ст. 54 Конституции Российской Федерации, которая указывает о недопустимости применения принципа обратной силы закона. Положением о предоставлении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Город Саратов», для целей, не связанных со строительством» от 07.07.2010г. № 53-632 не предусмотрены переходные положения, позволяющие оформление прав по ранее оформляемым земельным участкам, противоречащим данному Положению. Из данного Положения не следует, что действие Положения распространяется на отношения, возникшие до введения их в действие, либо, что Положение имеет обратную силу. Поэтому истец считает, что у Администрации муниципального образования «Город Саратов» не было оснований для отказа ему в предоставлении земельного участка. Участок был сформирован до утверждения Положения о предоставлении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Город Саратов», для целей, не связанных со строительством», утвержденного Решением Саратовской городской Думы от 07.07.2010 г. № 53-632. Его заявление о предоставлении в аренду земельного участка было получено администрацией муниципального образования «Город Саратов» 03.06.2010 г. Считает, что администрация муниципального образования «Город Саратов» была обязана в соответствии с пунктом 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации в двухнедельный срок принять решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду и направить ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Следовательно, его заявление должно было быть рассмотрено не позднее 17.06.2010 г. Незаконность бездействия администрации муниципального образования «Город Саратов» по не рассмотрению заявления истца в установленные законом сроки установлена вышеуказанным решением Волжского районного суда г. Саратова. Согласно вышеизложенным доводам истца, при рассмотрении его заявления от 03.06.2010г. администрация муниципального образования «Город Саратов» обязана была применять те нормативные правовые акты, которые действовали на указанный момент времени, то есть до принятия Решения Саратовской городской Думы от 07.07.2010 г. № 53-632, так как данное решение Думы не может применяться, поскольку в период законного срока рассмотрения заявления (с 03.06.2010г. по 17.06.2010 г.) не действовало, так как еще не было принято. Принимая во внимание, что земельный участок был сформирован и прошел государственный кадастровый учет, а также, что им в администрацию муниципального образования «Город Саратов» был представлен кадастровый паспорт, истец полагает, что у Администрации муниципального образования «Город Саратов» отсутствовали основания для отказа в предоставлении в аренду указанного выше земельного участка. На основании вышеизложенного истец просил суд признать постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 14.10.2010 г. № 2434 недействительным, возложить обязанность предоставить Мкртчяну А.Д. в аренду сроком на 49 лет земельный участок для целей, не связанных со строительством площадью 448 кв.м., кадастровый номер № расположенный по адресу: <адрес> с целью и разрешенным видом использования - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (торгового павильона), возложить обязанность направить в адрес Мкртчяна А.Д. решение о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка для целей, не связанных со строительством площадью 448 кв.м., кадастровый номер № расположенный по адресу: <адрес> с целью и разрешенным видом использования - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (торгового павильона). Октябрьским районным судом г. Саратова 05 марта 2011 года постановлено вышеуказанное решение. В кассационной жалобе Мкртчян А.Д. ставит вопрос об отмене решения суда, указывая на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, считает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют представленным доказательствам и материалам дела. Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (ч.1 ст.347 ГПКРФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Как следует из статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть представлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду (ст. 28 ЗК РФ). В силу ст.29 Земельного Кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного Кодекса РФ. В силу ст.34 Земельного Кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта, испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения. В соответствии с п. 10 ст. 3 Закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Законом Саратовской области «О земле» от 07.10.2009 года № 144-ЗСО ст. 4 признана утратившей силу и полномочия по распоряжению земельными участками, расположенными на территории г. Саратова, государственная собственность на которые не разграничена, перешли к администрации муниципального образования «Город Саратов». В п. 13.3 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утв. Решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008г. № 27-280 установлено, что земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также государственная собственность, на которые не разграничена, предоставляются гражданам и юридическим лицам администрацией муниципального образования "Город Саратов" в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Саратовской области, Правилами и (или) муниципальным правовым актом, регулирующим данный вопрос. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Саратовской городской думы от 29 апреля 2008 г. (в редакции от 27.04.2010 г.) утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» согласно которым, земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также государственная собственность, на которые не разграничена, предоставляются гражданам и юридическим лицам администрацией муниципального образования «Город Саратов» в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Саратовской области, Правилами и (или) муниципальным правовым актом, регулирующим данный вопрос (13.3). Из материалов дела так же усматривается, что 03.06.2010 года Мкртчян А.Д. обратился в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, с разрешенным видом использования - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в аренду сроком на 49 лет, к заявлению Мкртчян А.Д. приложил кадастровый паспорт земельного участка, выписку из ЕГРП УФРС по Саратовской области. Решением Волжского районного суда г. Саратова от 13.07.2010 г. признано незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившееся в непринятии решения по заявлению Мкртчян А.Д. о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством площадью 448 кв.м., кадастровый номер 64:48:050204:32, расположенного по адресу: Октябрьский район, г. Саратов, ул. Б. Садовая, б/н, с разрешенным видом использования - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в аренду сроком на 49 лет. Указанным решением суда так же возложена обязанность на администрацию муниципального образования «Город Саратов» принять решение по заявлению Мкртчян А.Д. о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством площадью 448 кв.м., кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес> с разрешенным видом использования - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания в аренду сроком на 49 лет, в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу. Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 14 октября 2010 г. № Мкртчяну А.Д. отказано в предоставлении указанного выше земельного участка, по тем основаниям, что приобретение права на заключение договоров аренды земельного участка для размещения нестационарных торговых объектов осуществляется исключительно через открытые аукционы, срок аренды таких участков не более 11 месяцев. Как установлено судом первой инстанции, при издании постановления администрацией муниципального образования «Город Саратов» от 14 октября 2010 г. № 2434 администрация руководствовалась решением Саратовской городской Думы от 07.07.2010 г. № 53-632 «Об утверждении Положения о предоставлении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Город Саратов», для целей, не связанных со строительством». Судебная коллегия считает, что, разрешая возникший спор, суд пришел к правильным выводам о том, что оспариваемый ненормативный акт, принятый 14 октября 2010 года, то есть изданный в период действия решения Саратовской городской Думы от 07.07.2010 года № 53-632 «Об утверждении Положения о предоставлении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Город Саратов», для целей, не связанных со строительством» не мог противоречить действующему муниципальному нормативному акту. Поскольку постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 14 октября 2010 г. № 2434 издано в соответствии с действующим на момент его издания законодательством следует признать правомерным вывод суда первой инстанции о том, что истцу правомерно отказано в предоставлении земельного участка, поскольку в соответствии с решением Саратовской городской Думы от 07.07.2010 года № 53-632 размещение нестационарных торговых объектов осуществляется исключительно через открытые аукционы. В соответствии с п.п. 13.6, 13.7 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», на территориях общего пользования размещение стационарных торговых объектов не допускается. На территориях общего пользования допускается размещение нестационарных торговых объектов, в том числе передвижных сооружений. Размещение на территориях общего пользования нестационарных торговых объектов (не являющихся объектами капитального строительства) на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Земельные участки для размещения нестационарных торговых объектов (не являющихся объектами капитального строительства), за исключением передвижных сооружений, предоставляются в аренду на срок не более 11 месяцев. Согласно положению «Об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования «Город Саратов», утвержденного решением Саратовской городской Думы от 27 мая 2010 года № 51-606, положение определяет использование земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования, муниципального образования «Город Саратов», находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, 1.4. Приоритетным использованием земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования «Город Саратов», является: благоустройство, озеленение, запрет вырубки зеленых насаждений без соответствующего разрешения и осуществления мероприятий по компенсационному озеленению, 1.7. Земельные участки, расположенные в границах территорий общего пользования, используются на безвозмездной основе для размещения: - клумб, газонов, посадки деревьев в целях благоустройства территорий; детских игровых площадок (за исключением детских игровых площадок коммерческого назначения); площадок для размещения контейнеров для сбора ТБО; остановочных пунктов общественного транспорта. Допускается использование земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования, для размещения нестационарных торговых объектов, соответствующих архитектурному облику муниципального образования «Город Саратов», размещение которых осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, на срок, не превышающий 11 месяцев. Доводы истца о том, что администрация муниципального образования «Город Саратов» не вправе была руководствоваться данным нормативным актом в связи с тем, что он обратился с заявлением в администрацию 03.06.2010 года и должен был получить ответ не позднее 17.06.2010 года, в связи с чем указанное выше решение Саратовской городской Думы как не имеющее обратной силы в период законного срока рассмотрения заявления истца о предоставлении земельного участка применению не подлежит, судом первой инстанции обоснованно признаны несостоятельными. Как указано выше, на момент принятия постановления об отказе истцу в предоставлении земельного участка действовало решение Саратовской городской Думы от 07.07.2010 года № 53-632 «Об утверждении Положения о предоставлении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Город Саратов», для целей, не связанных со строительством», в свою очередь, правоотношения сторон по предоставлению земельного участка в аренду имели место и на момент вынесения указанного выше постановления администрацией муниципального образования «Город Саратов». При этом судом в принятом по делу решении и обоснованно указано на то, что факт постановки спорного земельного участка на кадастровый учет сам по себе не свидетельствует о бесспорном праве истца на предоставление ему данного земельного участка в аренду. При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает обоснованными выводы суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Мкртчяном А.Д. требований. По мнению судебной коллегии, суд, правильно определил имеющие значение для дела обстоятельства, принял необходимые меры для выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в кассационной жалобе не опровергнуты. Доводы жалобы не содержат оснований, влекущих отмену решения суда, все они были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения. Учитывая то, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 362 ГПК РФ основания для отмены решения суда. Судебная коллегия считает, что доводы кассационной жалобы не опровергают изложенные в решении выводы суда, а фактически воспроизводят доводы, являвшиеся предметом судебного исследования и получившие в соответствии с требованиями ст. ст. 194, 196, 198 ГПК РФ правовую оценку в принятом по делу решении суда первой инстанции. По мнению судебной коллегии, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела (в том числе и те, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе) судом не допущено. При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется. Руководствуясь ст.ст.361,366 ГПК РФ, судебная коллегия определила : Решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 05 марта 2011 года оставить без изменения, а кассационные жалобы без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: