Судья Вавилов И.Г. Дело № 33- 2640/2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ18 мая 2011 года г. Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Ретунской Н.В.
судей Бугаевой Е.М. и Пункиной Т.М.
при секретаре Милёхиной Е.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ретунской Н.В. гражданское дело по кассационной жалобе Тюриной М.В. на решение Новоузенского районного суда Саратовской области от 06 апреля 2011 года, которым постановлено: в удовлетворении исковых требований Тюриной М.В. к СПК «Новоузенский» Александрово-Гайского района о признании за Тюриной М.В. права собственности на жилой дом по адресу: <адрес> отказать.
Заслушав доклад судьи Ретунской Н.В., объяснения Тюриной М.В., подержавшей доводы жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Тюрина М.В. обратилась в суд с иском к сельскохозяйственному производственному кооперативу «Новоузенский» (далее СПК «Новоузенский») о признании права собственности на жилой дом.
В обоснование указала, что на основании протокола заседания членов правления СПК «Новоузенский» от 30.08.2010 г. и договора купли-продажи жилого дома от 30.08.2010 г. она приобрела у ответчика жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Стоимость недвижимости по договору составила <данные изъяты> рублей. По условиям договора купли-продажи она должна была выплатить СПК «Новоузенский» <данные изъяты> рублей в течение трех дней после регистрации права собственности на жилой дом. Сторонами было оговорено, что передаточный акт дополнительно составляться не будет. По данным Александрово-Гайского отделения Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» от 15.03.2011 г. общая площадь жилого дома составляет 121,4 кв.м., в том числе жилая площадь 67,1 кв.м. При покупке указанного дома в СПК «Новоузенский» истцу сообщили, что дом находится на балансе кооператива. При этом дом не значится ни в федеральной, ни в областной, ни в муниципальной собственности, не обременено правами других лиц, но не внесено в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Просила признать за ней право собственности на жилой дом по адресу: <адрес>.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
В кассационной жалобе Тюрина М.В., будучи не согласна с решением суда, просит его отменить, принять новое решение. Полагает, что при вынесении решения судом нарушены нормы материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе (п.1 ст. 347 ГПК РФ), судебная коллегия находит его подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 30.08.2010 г. на заседании членов правления Сельскохозяйственного производственного кооператива «Новоузенский» (далее СПК «Новоузенский») было принято решение о продаже жилого двухквартирного дома <адрес> по балансовой стоимости за наличный расчет <данные изъяты> рублей (л.д. 7).
Согласно договора купли-продажи жилого дома от 30.08.2010 г. СПК «Новоузенский» (продавец) продал и передал Тюриной М.В. (покупателю) в собственность за <данные изъяты> рублей жилой дом, общей площадью 121,4 кв.м., в том числе жилой площадью 67,1 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 8).
Балансовая стоимость двухквартирного жилого дома <адрес> составляет <данные изъяты> рублей (л.д. 12).
Авансом во исполнение договора Тюриной М.В. СПК «Новоузенский» было передано <данные изъяты> рублей (л.д. 27-28).
Согласно уведомлению Питерского отдела Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области от 01.02.2011 г. регистрация договора купли-продажи жилого дома от 30.08.2010 г., заключенного между СПК «Новоузенский» и Тюриной М.В. приостановлена в связи с отсутствием государственной регистрации права собственности на дом за СПК «Новоузенский» (л.д. 16-17).
Отказывая в удовлетворении заявленных Тюриной М.В. исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу исходил из того, что сторонами не представлено надлежащих доказательств, свидетельствующих о возникновении у СПК «Новоузенский» права собственности на спорный объект.
Однако с указанным выводом суда согласиться нельзя.
На основании ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
В соответствии с ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица.
В силу ст. ч.5 ст.58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Согласно п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 ГК РФ). В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в случае полной выплаты пая членом потребительского кооператива, в порядке наследования и реорганизации юридического лица (абзацы второй, третий пункта 2, пункт 4 статьи 218 ГК РФ, пункт 4 статьи 1152 ГК РФ). Так, если наследодателю или реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику или вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
Право собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства возникает со дня открытия наследства (пункт 4 статьи 1152 ГК РФ), а в случае реорганизации - с момента завершения реорганизации юридического лица (статья 16 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
Наследник или вновь возникшее юридическое лицо вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственный регистратор), после принятия наследства или завершения реорганизации. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.
Согласно п.1.3 Устава сельскохозяйственного производственного кооператива (артели) колхоза «Новоузенский», утвержденного общим организационным собранием СПК от 10.03.2007 г., кооператив создан для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для выполнения иной не запрещенной законом деятельности, основанной на личном трудовом участии членов Кооператива (л.д. 42)
Распоряжением администрации объединенного муниципального образования Александровогайского района Саратовской области от 21.01.1993 г. № 4 о перерегистрации совхоза «Новоузенский» в АО «Новоузенское» постановлено зарегистрировать Устав акционерного общества «Новоузенское» (л.д. 40). На основании указанного распоряжения акционерному обществу закрытого типа «Новоузенское» было выдано свидетельство №91 о государственной регистрации (перерегистрации) предприятия (л.д. 38).
Распоряжением администрации объединенного муниципального образования Александровогайского района Саратовской области от 25.05.1998 г. № 205 о перерегистрации АОЗТ «Новоузенское» в сельскохозяйственный производственный кооператив (артель) колхоз постановлено зарегистрировать Устав сельскохозяйственного производственного кооператива (артели) колхоза «Новоузенский» (л.д. 37). На основании указанного распоряжения сельскохозяйственному производственному кооперативу (артели) колхозу «Новоузенское» было выдано свидетельство №91 о государственной регистрации предприятия (л.д. 39).
Из справки администрации Приузенского муниципального образования Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области от 06.04.2011 г. №30 следует, что Сельскохозяйственный производственный кооператив (артель) колхоз «Новоузенский» является правопреемником совхоза «Новоузенский» и в последующем правопреемником АОЗТ «Новоузенское» (л.д. 56).
В соответствии с выписками из книги учета основных средств СПК «Новоузенский» спорный объект недвижимости находится на балансе ответчика (л.д. 20, 31, 11).
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Актом государственной комиссии по приемке в эксплуатацию зданий (сооружений) жилищно-гражданского назначения - двухквартирного жилого дома с-з Новоузенский <адрес> за 1990 год подтверждено создание реконструкции спорного дома совхозом «Новоузенский» (л.д. 57-58).
Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> не значится в реестре федеральной, областной, муниципальной собственности (л.д. 13-15).
В силу ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей
Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительной.
Поскольку право совхоза «Новоузенский» на спорный дом возникло до введения в действие Закона о регистрации, права на спорный объект перешли к юридическому лицу - правопреемнику реорганизованного юридического лица.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что АО «Новоузенский» стало собственником спорного жилого дома в соответствии с действовавшим на момент его образования законодательством, а СПК «Новоузенский» является правопреемником АО «Новоузенский» в силу ст. 58 ГК РФ. Право собственности перешло вновь возникшему юридическому лицу (СПК «Новоузенский») независимо от государственной регистрации такого права на недвижимость.
При таком положении решение суда первой инстанции об отказе Тюриной М.В. в удовлетворении исковых требований о признании права собственности на жилой дом нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права (п.п.4 ч.1 ст.362 ГПК РФ).
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся в материалах дела доказательств, с которыми стороны ознакомлены, судебная коллегия считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение о признании за Тюриной М.В. права собственности на жилой дом <адрес>.
Руководствуясь ст. ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Новоузенского районного суда Саратовской области от 06 апреля 2011 года отменить. Принять новое решение, которым признать за Тюриной М.В. право собственности на жилой дом, общей площадью 121,4 кв.м., в том числе жилой площадью 67,1 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Председательствующий
Судьи