№33-2580/11 от 19.05.11 г. – о взыскании недополученной пенсии по потере кормильца



Судья Богомолов А.А. Дело № 33-2580/2011

кассационное определение

19 мая 2011 года г.Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Коршунова Р.В.,

судей Михайлова В.Е. и Бартенева Ю.И.,

при секретаре Ребневой Е.Б.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Савчук С.В. и Савчук А.М. к Главному управлению внутренних дел по Саратовской области о взыскании задолженности по невыплаченной пенсии по потери кормильца,

по кассационной жалобе Главного управления внутренних дел по Саратовской области на решение Фрунзенского районного суда г.Саратова от 13 апреля 2011 года, которым постановлено:

Иск Савчук С.В. и Савчук А.М. удовлетворить.

Признать за Савчук С.В. и Савчук А.М. право на выплату пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом"г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Обязать Главное управление внутренних дел по Саратовской области выплачивать Савчук А.М. с 01 марта 2011 г. пенсию по случаю потери кормильца с повышением на 32%, с последующей индексацией согласно действующему законодательству и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Взыскать с Главного управления внутренних дел по Саратовской области в пользу Савчук С.В. недополученную пенсию по случаю потери кормильца за период с 01 октября 2007 г. по 30 апреля 2010 г. в размере 22138 руб. 16 коп.

Взыскать с Главного управления внутренних дел по Саратовской области в пользу Савчук А.М. недополученную пенсию по случаю потери кормильца за период с 01 мая 2010 года по 28 февраля 2011 года в размере 9723 руб.45 коп.

Заслушав доклад судьи областного суда Михайлова В.Е., исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

установила:

Савчук С.В. и Савчук А.М. обратились в суд с исковыми требованиями к Главному управлению внутренних дел по Саратовской области (далее – ГУВД по Саратовской области) о признании права на выплату пенсии по потере кормильца, взыскании недополученной пенсии по потере кормильца, в обоснование которых указывали, что являются получателями пенсии по случаю потери кормильца в связи со смертью их мужа и отца С., погибшего при исполнении служебных обязанностей 03.09.2007 г. С. являлся ветераном боевых действий, о чём имеется Удостоверение серии ВВ № 078714 от 30.11.2004 г., выданное Приволжским округом ВВ МВД России.

С 01.10.2007 г. по 30.04.2010 г. Савчук С.В. была назначена пенсия по случаю потери кормильца на несовершеннолетнюю дочь, а с 01.05.2010 г. эта пенсия назначена самой дочери Савчук А.М. в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Считали, что в соответствии со статьями 45, 46 указанного Закона они имели право на повышение пенсии по случаю потери кормильца на 32% расчётного размера пенсии, однако ГУВД по Саратовской области отказал в указанном повышении, а также в выплате недополученной суммы за период с 01.10.2007 г. по 30.04.2010 г. в размере 22138,16 руб. Савчук С.В., а Савчук А.М. - за период с 01.05.2010 г. по 28.02.2011 г. в сумме 9723,45 руб. Полагали, указанные действия ГУВД по Саратовской области незаконными, в связи с чем просили обязать ответчика назначить и выплачивать Савчук А.М. пенсию по случаю потери кормильца с 01.03.2011 г. с учётом повышения на 32%, с последующей индексацией, согласно действующему законодательству и в порядке, установленном Правительством РФ.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе ГУВД по Саратовской области просит решение суда отменить и вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование жалобы указывает на то, что истцы не относятся к категориям пенсионеров, имеющих право на повышение пенсии в соответствии со статьей 45 Закона РФ от 12.02.1993 г. №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", поскольку не являются ветеранами боевых действий.

В возражениях на кассационную жалобу представитель истцов Н. полагает, что судом при вынесении решения правильно установлены обстоятельства дела и применены нормы материального права, считает решение суда законным и обоснованным, просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям статьи 347 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, судебная коллегия не находит оснований к его отмене в связи со следующим.

Судом первой инстанции установлено и не оспаривается сторонами, что истцы являются получателями пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", как супруга и дочь военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы (л.д.10-13).

В соответствии с пунктом "г" статьи 45 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а"-"ж" и "и" подпункта1 пункта1 статьи2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах1-4 пункта1 статьи3 Федерального закона "О ветеранах", – на 32процента расчётного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

В пп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" указано, что к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах внутренних дел производится на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

В соответствии со статьей 5 вышеуказанного Закона, в случае гибели или смерти лиц, на которых распространяется действие этого закона, их семьи приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.

Согласно статье 49 данного Закона пенсии подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.

В статье 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 приведён перечень категорий пенсионеров, которым повышаются установленные размеры пенсий. К числу данных лиц отнесены и ветераны боевых действий.

Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 предусматривает три вида пенсии, две из которых - пенсия по инвалидности и пенсия за выслугу лет - получают сами военнослужащие, и третий вид пенсий - по случаю потери кормильца, которую в соответствии со ст. 28 данного Закона получают семьи погибших военнослужащих. Размер всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого согласно статье 43 вышеуказанного Закона, то есть тех сумм выплат, которые получал сам кормилец.

Из материалов дела видно, что муж и отец истиц С. являлся ветераном боевых действий и в соответствии со статьей 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 при жизни имел право на повышение пенсионных выплат с учётом 32%.

Вышеуказанная статья 45 помещена в разделе "Исчисление пенсий", где учитываются общие положения для всех видов пенсий, назначаемых на основании данного Закона. Сама статья определяет заслуги военнослужащих перед Родиной и их право на повышение пенсий с учётом этих заслуг.

Субъектами получения пенсии за выслугу лет и по инвалидности являются военнослужащие, а субъектами получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со статьей 29 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-1 являются нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего.

Таким образом, вывод суда о наличии у истиц права на перерасчёт получаемой пенсии по случаю потери кормильца основан на подлежащих применению в данном споре правовых нормах, из системного толкования которых следует, что указанная надбавка начисляется к пенсии, получаемой членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего и назначенной в соответствии с названным Законом, поскольку данный вид пенсии предусмотрен в статье 45 Закона, предусматривающей право на повышение пенсионных выплат.

Этот же вывод вытекает и из содержания части 4 статьи 46 того же Закона, устанавливающей повышение пенсии по случаю потери кормильца всем нетрудоспособным членам семьи погибшего военнослужащего.

Довод жалобы о том, что истицы не относятся к категории лиц, имеющих право на повышение пенсии по случаю потери кормильца, поскольку не относятся к ветеранами боевых действий, является необоснованным, так как основан на неправильном толковании норм указанных выше законов.

При разрешении спора суд правильно определил правоотношения сторон, закон, которым следует руководствоваться и обстоятельства, имеющие значение для дела. Все приведённые в судебном решении выводы об обстоятельствах дела мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и в жалобе не опровергнуты. Решение суда первой инстанции отвечает принципам законности и обоснованности.

Каких-либо нарушений процессуального закона, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу решения, судебной коллегией не установлено.

С учётом изложенного, руководствуясь ст.ст. 347, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Фрунзенского районного суда г.Саратова от 13 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи