Судья Ускова С.Л. Дело № 33 – 2501КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 мая 2011 года г. Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Машковой Л.Г.,
судей: Кривошеевой Н.А., Заболотной Л.Н.,
при секретаре Павловой Ю.В.,
с участием прокурора Волосатых Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи областного суда Кривошеевой Н.А. кассационную жалобу Петровой М.А. на решение Калининского районного суда Саратовской области от 14 апреля 2011 года, которым постановлено:
обязать индивидуального предпринимателя Петрову М.А. разработать паспорт опасного отхода, на отходы, отнесенные в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (утвержденном приказом МПР РФ от 2 декабря 2002 г. № 786) к 4 классу опасности в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а именно: мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) код по Федеральному классификационному каталогу отходов (утвержденному приказом МПР РФ от 2 декабря 2002 г. № 786) - 9120040001004, который относится к 4 классу опасности.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Петровой М.А. госпошлину в размере 200 (двести) рублей.
Заслушав доклад судьи, заключение прокурора Волосатых Т.А., просившей решение суда оставить без изменения, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
прокурор Калининского района Саратовской области обратился в Калининский районный суд Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц с иском к индивидуальному предпринимателю Петровой М.А. о возложении обязанности разработать паспорт опасных отходов.
В обоснование требований прокурор указал, что в ходе проверки исполнения экологического законодательства установлено, что ответчица осуществляет деятельность в сфере реализации вещей. При осуществлении данной деятельности образуются отходы, отнесенные в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (утв. приказом МПР РФ от 2 декабря 2002 г. N 786) к 4 классу опасности. Мусор от бытовых помещений организаций, несортированный (исключая крупногабаритный) код по Федеральному классификационному каталогу отходов (утв. приказом МПР РФ от 2 декабря 2002г. N 786) - 9120040001004 относится к 4 классу опасности. В нарушение требований ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 2 декабря 2002 года № 785 "Об утверждении паспорта опасного отхода" индивидуальным предпринимателем Петровой М.А. паспорт на вышеуказанный вид опасных отходов не разработан, чем нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные Конституцией РФ и гарантированные государством.
Осуществление хозяйственной деятельности в дальнейшем в отсутствие паспорта опасных отходов может привести к негативным последствиям для окружающей среды и населения.
Прокурор просил возложить обязанность на ИП Петрову М.А. разработать паспорт опасных отходов, на отходы, отнесенные в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (утв. приказом МПР РФ от 2 декабря 2002 г. № 786) к 4 классу опасности в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил решение, которым требования прокурора удовлетворил.
В кассационной жалобе Петровой М.А. ставится вопрос об отмене решения суда. Заявительница считает, что решение вынесено необъективно, без учета обстоятельств дела, с нарушением норм материального права. Ссылается на то, что отходы от ее деятельности относятся к 5 классу опасности, который не подлежит паспортизации. Оснований и доказательств для отнесения отходов от ее вида деятельности к 4 классу опасности не имеется. Полагает, что суд неправильно применил закон.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с требованиями ст. 347 ГПК РФ, исходя из доводов жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Обязывая ИП Петрову М.А. разработать паспорт опасного отхода, суд первой инстанции исходил из того, что при осуществлении ответчиком ИП Петровой М.А. предпринимательской деятельности в сфере реализации вещей, образуется мусор, отнесенный к 4 классу опасности, чем создается угроза нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированных ст.42 Конституции РФ и ст.3 Закона РФ «Об охране окружающей среды».
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Статьей 42 Конституции РФ каждому гарантируется право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ч.1 ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.
В соответствии с п. 2, 3 ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Из дела следует, что Петрова М.А. с 9 ноября 2010 года зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. 1 декабря 2010 года между Калининским Райпо и индивидуальным предпринимателем Петровой М.А. заключен договор аренды нежилого помещения площадью 8,1 кв.м по адресу: <адрес>, магазин <данные изъяты>. Помещение предоставлено арендатору для осуществления розничной торговли товарами народного потребления. Пунктом 2.2 договора предусмотрено, что арендатор обязан содержать арендуемое помещение в чистоте и порядке, в соответствии с установленными санитарными и противопожарными нормами, своевременно убирать мусор и пустую тару, не допускать случаев самовольной установки и использования электрооборудования, а также курения своих работников в неустановленных местах, исключить случаи приема пищи своими работниками в торговом зале.
При осуществлении ИП Петровой М.Л. деятельности в сфере реализации вещей, образовывается мусор от уборки магазина, отходы картона и полиэтилена, товары, утратившие потребительские свойства. Мусор от бытовых помещений организаций несортированный, отнесенный Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом МПР РФ от 2 декабря 2002 г. № 786 к 4 классу опасности. Указанный мусор в соответствии с заключенным Калининским РАЙПО договором вывозится ООО <данные изъяты>. Паспорта отходов ИП Петрова не разработала, что ею не оспаривалось и нашло подтверждение в актах проверки соблюдения экологического законодательства от 16 февраля 2011 года, от 24 марта 2011 года.
Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Отсутствие паспорта опасных отходов, как следует из указанного федерального закона, служит препятствием к их транспортированию.
Согласно статье 4.1 названного закона отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: чрезвычайно опасные (1), высокоопасные (2), умеренно опасные (3), малоопасные (4), практически неопасные (5).
В целях реализации статьи 14 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 N 511 утверждены критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды (далее Критерии).
Критерии предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы для окружающей природной среды и которые обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды.
Класс опасности отходов устанавливается по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее в соответствии с Критериями, приведенными в таблицах 1, 3, 4.
В соответствии с пунктами 3, 4 Критериев, отнесение отходов к классу опасности для окружающей природной среды может осуществляться расчетным или экспериментальным методами. В случае отнесения производителями отходов отхода расчетным методом к 5-му классу опасности, необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5-го класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4-му классу опасности.
Экспериментальный метод отнесения отходов к классу опасности для окружающей природной среды осуществляется в специализированных аккредитованных для этих целей лабораториях (п. 15).
Перечень образующихся в Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков (происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую природную среду), установлен Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 786.
Разрешая заявленный спор, суд руководствовался положениями ч. 2 ст.14 ФЗ "Об отходах производства и потребления" и пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных требований, поскольку ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено достоверных, допустимых и достаточных доказательств в подтверждение того, что в процессе деятельности, осуществляемой ИП Петровой, где проводилась проверка, образуются отходы 5 класса опасности, которые не подлежат паспортизации.
Судом первой инстанции установлено, что мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), имеет классификационный код 9120040001004, класс опасности для окружающей природной среды и опасные свойства которых не установлены.
Для определения класса опасности данных отходов необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5-го класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4-му классу опасности.
Ответчик ИП Петрова М.А. не подтвердила отнесение отходов к конкретному классу опасности, нарушив тем самым требования к обращению с опасными отходами, осуществляя предпринимательскую деятельность в сфере реализации вещей.
Неисполнение ИП Петровой М.А. требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории Калининского муниципального района и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Доводы ответчика об отсутствии оснований отнесения отходов от деятельности её индивидуального предпринимательства по реализации вещей к категории опасных, не подтверждены доказательствами, поскольку именно собственник (производитель) отходов должен подтверждать класс опасности вырабатываемых им отходов.
Другие доводы жалобы заявителя не опровергают выводы суда и сводятся к неправильному толкованию норм права самим автором жалобы.
Выводы суда, изложенные в решении мотивированны, соответствуют установленным фактам, обстоятельствам дела и требованиям материального закона. Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено, оснований к отмене решения суда первой инстанции ни не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 193, 199, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Калининского районного суда Саратовской области от 14 апреля 2011 года по делу по иску прокурора Калининского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Петровой М.А. о возложении обязанности разработать паспорт опасных отходов – оставить без изменения, кассационную жалобу Петровой М.А. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи