№ 33 - 2747/11 от 24.05.2011 года о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма



Судья Масалов А.А. Дело № 33 – 2747

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 мая 2011 года г. Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Суворовой Е.Н.,

судей Кириной Л.А., Пашенько С.Б.,

при секретаре Каланиной Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства Саратовской области на решение Кировского районного суда г. Саратова от 10 февраля 2011 года, которым постановлено:

обязать Министерство строительства и жилищно – коммунального хозяйства Саратовской области предоставить Хализовой М.Г. вне очереди жилое помещение по договору социального найма из государственного жилищного фонда в границах г. Саратова общей площадью не менее 30 кв.м.

Заслушав доклад судьи Кириной Л.А., объяснения представителя Министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства Саратовской области по доверенности Куничкиной Т.В., просившей жалобу удовлетворить, объяснения Хализовой М.Г., ее представителя по доверенности Лаптевой В.А., представителя по ордеру Шихановой С.А., просивших решение суда оставить без изменения, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Хализова М.Г. обратилась в суд с иском к Министерству строительства и жилищно – коммунального хозяйства Саратовской области о предоставлении жилого помещения. Свои требования обосновала тем, что она является воспитанницей школы – интерната, обучалась в указанном учреждении и состояла на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Решением Общественной жилищной комиссии при администрации Ленинского района г. Саратова от ДД.ММ.ГГГГ она поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в льготный список детей – сирот за номером №.

По окончании Профессионального училища № 52 г. Саратова истцу была предоставлена комната № в общежитии по адресу: <адрес>. Данная комната ранее не являлась жилым помещением, переоборудована из комнаты коменданта. Никаких правоустанавливающих документов на помещение истцу не представлено, оно не отвечает требованиям, предъявляемым к жилому помещению, в связи с чем в нем невозможно проживать. Неоднократные просьбы о проведении ремонта предоставленного помещения оставлены без внимания.

ДД.ММ.ГГГГ истец признана нуждающейся в получении социальной выплаты по подпрограмме «Обеспечение жилыми помещениями граждан, имевших ранее статус детей – сирот или детей, оставшихся без попечения родителей» и поставлена на учет. Однако истец нуждается в скорейшем предоставлении жилого помещения, в связи с чем обратилась в суд.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил указанное выше решение.

С решением не согласилось Министерство строительства и жилищно – коммунального хозяйства Саратовской области, в кассационной жалобе ставит вопрос о его отмене и отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что истец с 2005 года зарегистрирована в жилом помещении по адресу: <адрес> площадью 13,3 кв.м., в то время как учетная норма по г. Саратову составляет 10 кв.м. По указанным основаниям Хализова М.Г. не может быть признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения в соответствии с Законом Саратовской области от 02.08.2007 года № 150 – ЗСО. В настоящее время истец на учете в Министерстве в качестве нуждающегося в жилом помещении не стоит, а следовательно отсутствуют основания для предоставления ей вне очереди жилого помещения.

От представителя Хализовой М.Г. на основании доверенности Лаптевой В.А. поступили возражения относительно кассационной жалобы. Решение суда она считает законным и обоснованны, в удовлетворении жалобы просит отказать.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения в пределах доводов кассационной жалобы (ст. 347 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище.

Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Аналогичные правила закреплены в положениях ч. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» согласно которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Что касается дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилоепомещение, то они устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Порядок реализации дополнительных гарантий прав детей-сирот на имущество и жилое помещение на территории Саратовской области регламентируется Законом Саратовской области «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области».

Как следует из материалов дела Хализова М.Г. относится к детям сиротам, у которых умерли оба родителя (л.д. 11,13,14).

В соответствии с действовавшим на момент обращения Хализовой М.Г. с заявлением о получении жилья Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" решением общественной жилищной комиссии при администрации Ленинского района г. Саратова (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) Хализова М.Г. поставлена на учет для улучшения жилищных условий в льготный список «дети – сироты» под № 48 (л.д.15).

На основании выписки из решения общественной жилищной комиссии при администрации Ленинского района г. Саратова (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) Хализовой М.Г. предоставлена комната № жилой площадью 9 кв. м в <адрес> (л.д.18).

По сообщению администрации Ленинского района Администрации МО «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ за № Хализова М.Г. состоит в льготной очереди «воспитанники детских домов» за № для улучшения жилищных условий (л.д.29).

Из письма Министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства Саратовской области следует, что Хализова М.Г. признана нуждающейся в получении социальной выплаты по продпрограмме «Обеспечение жилым помещением граждан, ранее имевших статус детей – сирот или детей, оставшихся без попечения родителей» и ДД.ММ.ГГГГ поставлена на жилищный учет в очередь за № (л.д.55).

С доводами заявителя жалобы о том, что в настоящее время в Министерстве строительства и жилищно – коммунального хозяйства Саратовской области Хализова М.Г. на жилищном учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области не состоит, у нее отсутствуют основания для предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области, судебная коллегия не соглашается по следующим основаниям.

В силу п. п. «ж, к» части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации - в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: социальная защита, включая социальное обеспечение, а также жилищное законодательство.

В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В силу ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы субъектов подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом.

В соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ, принятым 22 августа 2004 г. в связи с реформированием межбюджетных отношений и разграничением расходных обязательств между Российской Федерации, ее субъектами и муниципальными образованиями, были внесены существенные изменения в значительное число законодательных актов, (согласно ст. 81) включая и Закон Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в действующей редакции).

В соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (принят ГД ФС РФ 04.12.1996) предусматривает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Закон Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в действовавшей до 1 января 2005 года редакции) определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и в соответствии с задачами социального государства, закрепленными в статье 7 Конституции Российской Федерации, предусматривает комплекс мер, направленных на социальную защиту данной категории граждан, в том числе в виде внеочередного предоставления жилья в случае их возвращения на прежнее место жительства.

Статья 8 названного выше Закона Российской Федерации по-прежнему гарантирует восстановление жилищных прав детям сиротам и не исключает возможность сохранения в законодательстве субъектов Российской Федерации положений о внеочередном порядке предоставления жилых помещений указанной категории граждан.

Часть 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации также предусматривает, что жилые помещения жилищного фонда субъекта Российской Федерации могут предоставляться по договорам социального найма определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в порядке, закрепленном в том числе законами субъектов Российской Федерации. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, согласно статье 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

Следовательно, отказ Министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства Саратовской области в предоставлении Хализовой М.Г. вне очереди жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области согласно положений ст. 8 Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" является необоснованным.

С введением в действие ЖК РФ отменен льготный порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 57 ЖК РФ.

Вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются малоимущим и нуждающимся в жилых помещениях гражданам, ранее проживавшим в жилых помещениях, которые стали непригодными для проживания в результате аварийного состояния, стихийного бедствия или другой чрезвычайной ситуации и ремонту или реконструкции не подлежат, и некоторым другим категориям граждан.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Указанный порядок применяется к отношениям, которые возникли как до, так и после введения в действия ЖК РФ (ч. 2 ст. 6 Вводного закона).

Для лиц, которые ранее введения в действия ЖК РФ были включены в льготные очереди (на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений), не сохраняется прежний порядок, так как прекращается действие ст. 36 («Первоочередное предоставление жилых помещений») и ст. 37 («Внеочередное предоставление жилых помещений») ЖК РСФСР. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ЖК РФ случаев внеочередного предоставления. Это правило действует, если иной порядок для лиц, которым предоставляется жилье по договору социального найма, не указан в каком-либо законе, как это предусматривает ч. 3 ст. 49 ЖК РФ.

Для сохранения внеочередного порядка необходимо, чтобы такой порядок был предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации; предоставление жилых помещений должно осуществляться из жилищного фонда Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч. ч. 3, 4 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Категориям граждан, указанным в ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 7 ч. 1 ст.1 Закона Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и гражданам, ранее имевшим статус детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке, установленном соответствующим законом области, признанным нуждающимся в жилых помещениях, предоставляются жилые помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области.

Часть 2 ст. 4 Закона Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» предусматривает заявительный порядок для приема на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях из государственного жилищного фонда области по договору социального найма в уполномоченный государственный орган области.

В силу ч. 1 ст. 12 того же закона жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет, за исключением случаев, установленных ст. 57 ЖК РФ, ч. 2 которой предусматривает, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

С учетом анализа вышеназванных норм, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при применении Закона Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» в отношении истицы не может быть применен заявительный порядок для приема на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях из государственного жилищного фонда области, поскольку с 2002 года и по настоящее время Хализова М.Г. состоит на учете для улучшения жилищных условий в администрации Ленинского района г. Саратова в льготном списке «дети – сироты» под №.

Судом первой инстанции при разрешении настоящего спора правильно применены приведенные нормы закона, их толкование, и при наличии в силу закона у Министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства Саратовской области в структуре органов исполнительной власти области, являющегося уполномоченным в сфере жилищных правоотношений – полномочий по внеочередному обеспечению жильем истицы, принято обоснованное решение об удовлетворении исковых требований Хализовой М.Г.

Не являются обоснованными доводы жалобы о том, что истица проживает в комнате № жилой площадью 13,3 кв. м. в <адрес>, а потому не может быть признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, так как данное утверждение не основано на материалах дела. Из материалов дела следует, что Хализова М.Г. зарегистрирована и проживает в непригодной для проживания комнате площадью 9,0 кв. м в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждено выпиской из решения общественной жилищной комиссии при администрации Ленинского района г. Саратова (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ), актами обследования жилищно – бытовых условий, экспертным заключением о санитарном состоянии комнаты. Хализова М.Г. состоит в очереди для улучшения жилищных условий, включена в льготный список «дети – сироты» в администрации Ленинского района Администрации МО «Город Саратов», ДД.ММ.ГГГГ Министерством строительства и жилищно – коммунального хозяйства Саратовской области истец признана нуждающейся в получении социальной выплаты по подпрограмме «Обеспечение жилыми помещениями граждан, имевших ранее статус детей – сирот или детей, оставшихся без попечения родителей» и постановлена на учет.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение суда постановлено законно и обоснованно, нарушений норм материального и процессуального права, судом не допущено.

С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.

Руководствуясь ст. 361, 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Саратова от 10 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства Саратовской области без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи