Судья Куницына М.А. Дело № 33-2835
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ02 июня 2011 года г. Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
в составе:
председательствующего Захарова В.Н.
судей Пантелеева В.М., Евтушенко В.М.
при секретаре Сугробовой К.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Алексеевой Г.К. на решение Кировского районного суда г. Саратова от 11 апреля 2011 года, которым Алексеевой Г.К. отказано в удовлетворении исковых требований к Министерству социального развития Саратовской области и государственному учреждению «Управление социальной поддержки населения Татищевского района» о предоставлении путевки, возмещении морального вреда.
Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., объяснения представителей государственного учреждения «Управление социальной поддержки населения Татищевского района» - Иваненко Ю.А. (доверенность от 31.05.2011 г.), Филатовой М.Е. (доверенность от 31.05.2011г.), полагавших решение суда оставить без изменения, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Алексеева Г.К. обратилась в суд с вышеуказанными требованиями, мотивируя тем, что является инвалидом 2 группы и имеет право на меру социальной поддержки в виде ежегодного предоставления путевки на санаторно-курортное лечение. 17.02.2010 года она обратилась с заявлением и представила справку для получения путевки в государственному учреждению «Управление социальной поддержки населения Татищевского района» Саратовской области (далее - УСПН) с просьбой предоставить ей путевку на санаторно-курортное лечение. Однако путевку ей не дали. Полагала действия ответчиков незаконными и просила предоставить ей путевку на санаторно-курортное лечение за 2010 год, взыскать компенсацию морального вреда в сумме 5000 руб.
Суд, рассмотрев возникший спор, постановил вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе Алексеева Г.К. просит решение суда отменить и удовлетворить её требования. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которые ссылался в суде первой инстанции. В качестве оснований к отмене решения указывает на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права. Считает, что судом неверно оценены представленные доказательства.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ст. 347 ГПК РФ, исходя из доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно ст.6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ) инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Положениями пунктов 1, 1.1, ч.1 ст. 6.2 вышеуказанного Закона предусмотрено, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
В ч.2 данной статьи указано, что перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки в соответствии с пунктом 1.1 части 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
В ст. 6.3 Закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ предусмотрено, что учет права граждан на получение социальных услуг, указанных в статье 6.2 настоящего Федерального закона, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты (ч.1).
Периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.
В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
В случае, если гражданин в течение календарного года утратил право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с 1 января до даты утраты гражданином права на получение социальных услуг (ч.2).
Гражданин, имеющий право на получение социальных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату.
Допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения одной из социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, и отказ от получения двух любых социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона (ч.3).
В силу пунктов 3.1, 3.6 – 3.9 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан", утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004г. N 328 (далее - Порядок от 29.12.2004г. N 328) обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - санаторно-курортные учреждения). Граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. N 256. При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - территориальные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда, а также в уполномоченный орган. Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера. Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы заблаговременно, но не позднее, чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения.
В соответствии с п. 4 Правил оказания государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденных постановлением Правительства Саратовской области от 28.01.2010 года № 29-П, оказание государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда осуществляется Министерством социального развития обрасти через его подведомственные учреждения социальной поддержки населения в виде предоставления санаторно-курортных путевок.
Согласно п. 9 Правил оказания государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно», утвержденных постановлением Правительства Саратовской области от 28 января 2010 года № 29-П, УСПН обобщает и направляет в министерство ежегодные заявки на предоставление путевок, в соответствии с количеством граждан, вставших на учет, и профилем заболевания.
В соответствии с пунктом 10 указанных Правил на основании разнарядки министерства ответственные лица Управления социальной поддержки населения, по доверенности, получают в министерстве путевки в санатории, отобранные министерством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Из материалов дела следует и установлено судом, что истица является инвалидом 2 группы и имеет право на получение меры социальной поддержки в виде получения путевки на санаторно-курортное лечение в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». 17.02.2010 года она обратилась с заявлением и представила справку для получения путевки в УСПН с просьбой предоставить ей путевку на санаторно-курортное лечение <данные изъяты>.
УСПН приняло заявление и направило заявку в Министерство социального развития Саратовской области на путевки на санаторно-курортное лечение с учетом заявления истицы (л.д.63-65,73-76).
На основании представленных накладных (л.д.77-100) судом установлено, что в 2010 году в УСПН поступила только одна путевка на санаторно-курортное лечение в санаторий <данные изъяты>, также выделялись, в основном, путевки на санаторно-курортное лечение в санаторные учреждения <данные изъяты>.
В Саратовской области в 2010 году с заявлениями на получение путевок на санаторно-курортное лечение обратилось 37160 человек, для приобретения путевок необходимо выделение необходимых субвенций в размере 103322505 руб. 78 коп (сведения Министерства социального развития Саратовской области, с расчетом, л.д.68-70).
Законом Саратовской области от 26.11.2009г. N 182-ЗСО "Об областном бюджете на 2010 год" определены нормативы распределения доходов между областным бюджетом и бюджетами муниципальных районов и городских округов области на 2010 год на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно( 51856,6 тысяч рублей).
На основании письма Министерства социального развития Саратовской области от 21.04.2010 года № 08М672 директору департамента социальной защиты Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации с просьбой выделить дополнительно субвенции в размере 65947512 рублей, установлено, что количество желающих получить путевку значительно превышает количество путевок, на приобретение которых выделены денежные средства (л.д.66-67).
В 2011 году истица с заявлением о предоставлении ей путевки на санаторно-курортное лечение не обращалась.
В справке для получения путевки формы № 070/у-04, выданной Алексеевой Г.К.. 09.02.2010 года, было указано предпочтительно место лечения <данные изъяты>.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что права истицы не нарушены. Путёвка на санаторно-курортное лечение, за получением которой Алексеева Г К. обратилась в УСПН., не была ей предоставлена по объективным причинам, поскольку на момент её обращения количество заявлений получателей набора социальных услуг значительно превышало количество путевок, на приобретение которых выделены денежные средства, для чего необходимо было выделить дополнительно субвенций в размере 65947512 руб.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Ни Федеральным законом от 17 июля 1999г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" ни Федеральным законом от 24 ноября 1995г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусмотрена возможность получения денежной компенсации взамен входящей в набор социальных услуг путёвки на санаторно-курортное лечение.
В соответствии с положениями ст.6.3 Федерального закона от 17 июля 1999г. N178-ФЗ допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения социальной услуги, предусмотренной п.1 ч.1 ст.6.2 данного Федерального закона, и отказ от получения социальной услуги, предусмотренной п.2 ч.1 ст. 6.2 настоящего Федерального закона.
Гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги).
Таким образом, гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки, предоставлена возможность самостоятельно определить наиболее приемлемую для себя форму их получения - в виде набора социальных услуг или ежемесячной денежной выплаты с учётом его стоимости.
Принимая во внимание, что на период 2010года за истицей сохранялось право на получение льгот в натуральной форме и она не лишена была права на получение санаторно-курортной путёвки в порядке, предусмотренном действующим законодательством, правовые основания для удовлетворения иска в рамках заявленных требований отсутствовали.
Несостоятельными являются доводы жалобы о неверной оценке судом представленных доказательств. Суд первой инстанции при рассмотрении дела оценил указанные доказательства в соответствии с их относимостью и допустимостью. Оснований для переоценки доказательств и отмены судебного решения, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, не имеется.
Доводы кассационной жалобы сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что оснований для отмены по существу правильного решения суда в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда г. Саратова от 11 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Алексеевой Г.К. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи