Судья Кучмина А.А. Дело № 33-3042/2011 кассационное определение 09 июня 2011 года г.Саратов Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Коршунов Р.В., судей Михайлова В.Е. и Пантелеева В.М., при секретаре Ребневой Е.Б., с участием прокурора Волосатых Т.А., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Саратовского района в интересах Журавлевой Н.Д. к администрации Саратовского муниципального района, МУЗ "Центральная районная больница" о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, признании права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по кассационному представлению прокурора Саратовского района Саратовской области на решение Саратовского районного суда Саратовской области от 09 марта 2011 года, которым постановлено: В удовлетворении требований прокурора Саратовского района в интересах социально незащищённой Журавлевой Н.Д. к администрации Саратовского муниципального района, МУЗ "Центральная районная больница" о признании незаконным отказа администрации Саратовского муниципального района о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отказать. Заслушав доклад судьи областного суда Михайлова В.Е., объяснения Журавлевой Н.Д., поддержавшей кассационное представление прокурора, представителя администрации Саратовского муниципального района Исаева С.С., действующего по доверенности от 13.05.2011 г., заключение прокурора Волосатых Т.А., полагавшей решение суда отменить, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия установила: прокурор Саратовского района Саратовской области обратился в суд в защиту интересов Журавлевой Н.Д. с заявлением о признании незаконным отказа администрации Саратовского муниципального района Саратовской области в предоставлении Журавлевой Н.Д. мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, признании за Журавлевой Н.Д. права на получение мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг. В обоснование заявленных требований указывал, что Журавлева Н.Д. является пенсионером с 30.04.1999 г., имеет более 10 лет стажа работы в медицинском учреждении, расположенном в сельской местности. В соответствии со ст.59 Жилищного кодекса РСФСР от 24.06.1983 г., п.10 Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 г., п.4 Инструкции НКТ РСФСР от 17.08.1931 г. №49, п.21 Постановления ЦК КПСС и Совмина СССР от 05.07.1968 г. №517 Журавлева Н.Д. до ухода на пенсию и в последующий период имела право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг. С момента вступления в законную силу Закона Саратовской области от 12.09.2005 г. №83-ЗСО "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" Журавлева Н.Д. была лишена предоставленных льгот в связи с тем, что вышла на пенсию, работая в здравпункте ОАО "<данные изъяты>", то есть не в муниципальном учреждении. Полагал, что Журавлева Н.Д. была неправомерно лишена ранее предоставленных льгот, поскольку вышла на пенсию в 1999 г., то есть до принятия закона, которым были отменены предоставленные ей льготы, в связи с чем указанные льготы в отношении неё должны быть сохранены. Судом постановлено указанное выше решение. В кассационном представлении прокурор Саратовского района просит об отмене состоявшегося решения и вынесении по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права. Указывает, что судом первой инстанции не учтено, что Журавлева Н.Д. свыше 10 лет проработала медицинской сестрой в одном из структурных подразделений МУЗ "Центральная районная больница" Саратовской области, то есть право на получение мер социальной поддержки возникло у неё с 07.08.1992 г., когда она работала в муниципальном учреждении здравоохранения, при этом факт ухода на пенсию из АООТ "<данные изъяты>" не может является основанием для отказа в предоставлении Журавлевой Н.Д. мер социальной поддержки. Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 347 ГПК РФ в пределах доводов кассационного представления, судебная коллегия приходит к следующему. В соответствии с ч.2 ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. №5487-1, утратившей силу с 01.01.2005 г., врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. В силу Закона РСФСР от 24 октября 1990 г. "О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР" указанные работники, вышедшие на пенсию и имеющие не менее 10 лет общего стажа работы в сельской местности или рабочих поселках, и проживающие с ними члены семей пользовались аналогичными льготами в соответствии с п. 20, 21 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 05.07.1968г. № 517 "О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране". Вышеназванное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР признано недействующим на территории РФ постановлением Правительства РФ от 14.10.2003г. № 625, то есть до принятия Федерального закона от 22.04.2004г. №122-ФЗ, при этом какими-либо иными федеральными нормативными актами указанное право данной категории медицинских работников не предоставлено. Федеральным законом от 22.04.2004г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществлён пересмотр системы социальных гарантий, установленных для различных категорий граждан по состоянию на 31.12.2004г. в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Пунктом 50 ст. 35 Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Так, согласно ч. 6 ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. № 5487-1, в редакции данного Федеральногозакона, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. При этом закрепленное в ч. 1 ст.153 Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ правовое регулирование не предполагает отмену социальных прав, приобретённых работающими и проживающими в сельской местности и посёлках городского типа медицинскими работниками муниципальных организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01.01.2005 г., а, напротив, обеспечивает возможность их сохранения после указанной даты, при том, что именно орган местного самоуправления вправе избрать тот или иной способ социальной поддержки этих лиц, в том числе путём предоставления им в соответствии с ч.1ст.160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Решением Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области № 01-7/176 от 23.12.2009 г. "О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг врачам, провизорам, специалистам со средним медицинским и фармацевтическим образованием, проживающим и работающим в Саратовском муниципальном районе установлено, что указанной категории граждан, перешедших на пенсию ежемесячные денежные выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются при условии, если общий стаж работы в сельской местности, рабочих посёлках, посёлках городского типа составляет не менее десяти лет и пенсия была назначена непосредственно по окончании работы в учреждениях здравоохранения Саратовского муниципального района. Как установлено судом Журавлева Н.Д. перешла на пенсию из медицинского учреждения открытого акционерного общества, а не из муниципального учреждения здравоохранения. При таких обстоятельствах судом сделан правильный вывод о том, что у Журавлевой Н.Д. отсутствует право на получение указанных мер социальной поддержки от органа местного самоуправления и за счёт средств его бюджета. В тоже время, согласно справке Государственного учреждения "Управление социальной поддержки населения Саратовского района" министерства социального развития Саратовской области № 671 от 09.03.2011 г. Журавлева Н.Д. в соответствии с Законом Саратовской области от 26.12.2008 г. № 372 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области" с 01.01.2010 г. является получателем ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как ветеран труда Саратовской области (л.д.117). Таким образом, прокурором при предъявлении иска не учтены нормы как ранее действующего Закона Саратовской области от 12.09.2005 г. № 83-ЗСО "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих в сельской местности, рабочих посёлках (посёлках городского типа)", так и действующего в настоящее время Закона Саратовской области от 26.11.2009 г. № 175-ЗСО "О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих посёлках (посёлках городского типа") в соответствии с которыми при наличии у граждан, указанной категории права на получение ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по нескольким основаниям, предусмотренным настоящим Законом или иными нормативными правовыми актами области, ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится по одному основанию по выбору гражданина. Ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанным гражданам производится органом социальной защиты населения по месту жительства или пребывания (по их выбору) в порядке, установленном Правительством области. Следовательно, довод прокурора о том, что Журавлева Н.Д. лишена права на льготы, которыми она пользовалась до 1 января 2005 года, является несостоятельным. На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы кассационного представления в представленной трактовке по существу являются неправильным толкованием правовых норм, были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности. При разрешении спора суд правильно определил правоотношения сторон, закон, которым следует руководствоваться и обстоятельства, имеющие значение для дела. Решение суда первой инстанции отвечает принципам законности и обоснованности. Каких-либо нарушений процессуального закона, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу решения, судебной коллегией не установлено. С учётом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения. Руководствуясь ст.ст. 347, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Саратовского районного суда Саратовской области от 09 марта 2011 года оставить без изменения, кассационное представление – без удовлетворения. Председательствующий Судьи