33-3036/2011 от 08.06.2011



Судья Агаркова С.Н. Дело № 33- 3036

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 июня 2011 года г. Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Ретунской Н.В.

судей Пункиной Т.М. и Бугаевой Е.М.

при секретаре Милехиной Е.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ретунской Н.В. гражданское дело по кассационной жалобе комитета по управлению имуществом город Саратова на решение Волжского районного суда г. Саратова от 21 апреля 2011 года, которым постановлено: обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Бахтееву Р.А. на семью из двух человек (Бахтеев Р.А., супруга Бахтеева А.М.) благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 32 квадратных метров в черте г. Саратова.

Заслушав доклад судьи Ретунской Н.В., объяснения представителя Бахтеева Р.А. – Прихожего А.С., возражавшего против отмены решения суда, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

Бахтеев Р.А. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Саратов» о предоставлении благоустроенного жилого помещения.

В обоснование указал, что проходит службу в должности участкового уполномоченного милиции с 08.12.2009 г. по настоящее время, является нуждающимся в улучшении жилищных условий. Он обратился в администрацию муниципального образования «Город Саратов» (по месту жительства) с заявлением о постановке на учет для улучшения жилищных условий, приложив все необходимые документы. В постановке на учет было отказано. Считает действия органов местного самоуправления неправомерными, поскольку принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется органом местного самоуправления. Жилья на праве собственности или по договору социального найма он не имеет. Проживает в квартире <адрес>, которая принадлежит его матери. Просил обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить ему благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 32 кв.м. в черте г. Саратова

Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.

В кассационной жалобе комитет по управлению имуществом города Саратова просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что обеспечение участковых уполномоченных милиции жилыми помещениями осуществляется органами исполнительной власти субъекта РФ за счет средств бюджета данного субъекта или за счет средств федерального бюджета. На органы местного самоуправления такая обязанность может быть возложена только в случае обеспечения их соответствующими средствами.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе (п.1 ст. 347 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений наряду с другими функциями относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Пунктом 10 данной статьи предусмотрено, что к ведению данного органа относятся иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией РФ, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов РФ.

В силу статьи 30 Закона РФ «О милиции» от 18.04.1991 г. (в редакции от 31.03.1999 г. № 68-ФЗ и от 29.12.2000 г. № 163-ФЗ) сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.

Согласно ст. 1 Закона Саратовской области от 28.04.2005 г. № 39-ЗСО «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» жилые помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области предоставляются признанным нуждающимися в жилых помещениях.

На основании ст. 2 указанного Закона Саратовской области норма предоставления площади жилого помещения из государственного жилищного фонда устанавливается на семью из двух человек, состоящих в зарегистрированном браке, - 32 кв. метра общей площади.

Из материалов дела следует, что Бахтеев Р.А. является сотрудником органов внутренних дел, проходит службу в подразделении участковых уполномоченных милиции в должности участкового уполномоченного с 08.12.2009 г. (л.д. 16).

Бахтеев Р.А. обратился в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о постановке на учет для улучшения жилищных условий, приложив все необходимые документы. Письмом от 09.02.2011 г. ему было отказано в постановке на учет и улучшении жилищных условий, при этом было указано, что участковым уполномоченным милиции могут предоставляться по договору социального найма жилые помещения муниципального жилого фонда органами местного самоуправления в случае наделения их государственными полномочиями. Однако, такими полномочиями муниципальное образование «Город Саратов» не наделено. Бахтееву было рекомендовано реализовать свое право на жилище как участкового уполномоченного милиции путем получения безвозмездной финансовой помощи для приобретения жилья через уполномоченный орган области - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (л.д. 8-9).

Жилья на праве собственности Бахтеев Р.А., его жена Бахтеева А.М. и по договору социального найма не имеют (л.д. 11-12, 13-15).

Согласно справке с места жительства Бахтеев Р.А., его жена Бахтеева А.М. с 22.12.2010 г. зарегистрированы по адресу: <адрес>. Кроме истцов в указанной квартире зарегистрированы и проживают мать истца, его отец, брат (л.д. 17, 43-47). Собственником указанного жилого помещения является Ф., мать истца (л.д. 50-51).

Из сообщения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области следует, что Бахтееву Р.А. социальная выплата (субсидия) на строительство (приобретение) жилого помещения не предоставлялась, служебное жилое помещение либо безвозмездная помощь на приобретение жилья не предоставлялись (л.д. 27-28).

При рассмотрении настоящего дела суд пришел к выводу о том, что истец относится к той категории граждан, право которой на получение жилого помещения из жилищного фонда субъекта Российской Федерации или муниципального жилищного фонда установлено специальным федеральным законом. Органы власти в установленные сроки не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством.

С учетом этих обстоятельств и приведенных положений материального закона суд правильно принял решение об удовлетворении требований Бахтеева Р.А. о предоставлении благоустроенного жилого помещения.

Доводы жалобы о том, что требования к органам местного самоуправления исполнить государственные полномочия без обеспечения соответствующими средствами являются нарушением гарантий местного самоуправления, не свидетельствуют о необоснованности решения, поскольку право истца установлено специальным федеральным законом, участником межбюджетных отношений Бахтеев Р.А. не является, решение вопросов возмещения расходов местного бюджета по предоставлению жилья указанной категории граждан не являлось предметом рассмотрения и оценки суда по данному делу.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела судом не допущено.

Не могут служить основанием к отмене судебного решения указываемые автором жалобы доводы о праве данных лиц воспользоваться условиями областной целевой программы, поскольку в реализации прав истца на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с вышеуказанным специальным законом не может быть отказано, т.к. статья 30 Закона РФ «О милиции» является нормой прямого действия на всей территории Российской Федерации, в силу чего обоснованно была применена судом при рассмотрении данного дела.

Другие доводы кассационной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны тем, на которые ссылался комитет по управлению имуществом в суде первой инстанции в обоснование своих возражений относительно исковых требований, которые были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности.

Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Волжского районного суда г. Саратова от 21 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи