№ 33-3142 от 16.06.2011 г.



Судья Кучмина А.А. Дело № 33-3142

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 июня 2011 года г. Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда

в составе:

председательствующего Коршунова Р.В.

судей Пантелеева В.М., Гладченко А.Н.

при секретаре Ребневой Е.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в Саратовском районе Саратовской области (далее - УПФ) на решение Саратовского районного суда Саратовской области от 13 апреля 2011 года, которым постановлено:

Признать незаконными решение УПФ от 23.08.2010г. «об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости» и протокол комиссии УПФ по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 23.08.2010г. в части исключения из стажа работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, периодов работы Бочкаревой М.А. с 20.03.1984г. по 09.07.1990г. и с 20.07.1990г. по 10.12.1990г. в должности медсестры, лаборанта санчасти войсковой части <данные изъяты>; с 01.07.2000г. по 31.12.2003г. и с 01.01.2005г. по 18.05.2010г. в должности лаборанта медицинского пункта войсковой части <данные изъяты>.

Обязать УПФ включить в стаж работы Бочкаревой М.А., дающей право на досрочное назначение пенсии, периоды работы с 20.03.1984г. по 09.07.1990г., с 20.07.1990г. по 10.12.1990г. в должности медсестры, лаборанта санчасти войсковой части <данные изъяты> и с 01.07.2000г. по 31.12.2003г., с 01.01.2005г. по 18.05.2010г. в должности лаборанта медицинского пункта войсковой части <данные изъяты>.

Признать за Бочкаревой М.А. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 19 мая 2010 г.

Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., объяснения представителя УПФ – Хохловой Л.Г. (доверенность от 11.01.2011 г.), поддержавшей доводы кассационной жалобы, пояснения Бочкаревой М.А, её представителя Бочкарева С.В. (доверенность от 12.08.2010 г.), полагавших решение суда законным, исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

Бочкарева М.А. обратилась с суд с вышеуказанными требованиями, мотивируя тем, что УПФ отказало ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по мотиву отсутствия требуемой продолжительности стажа в связи с осуществлением лечебной деятельности. В специальный стаж не были включены периоды ее работы с 20.03.1984 г. по 10.12.1990 г. в должности медицинской сестры, лаборанта санчасти войсковой части <данные изъяты> и с 01.07.2000г. по 31.12.2003г., с 01.01.2005г. по 18.05.2010г. в должности лаборанта медицинского пункта войсковой части <данные изъяты>. Считала, что имеет необходимый стаж для назначения в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001г. N 173-ФЗ трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Закона. Просила зачесть в стаж лечебной деятельности указанные выше периоды её работы для назначения досрочной пенсии, а также назначить пенсию с момента обращения за ней.

Суд, рассмотрев возникший спор, постановил указанное выше решение.

В кассационной жалобе УПФ просит отменить решение суда первой инстанции. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которых основывала свои возражения в суде первой инстанции. Считает, что выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормам материального права. Судом неверно оценены представленные доказательства.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ст. 347 ГПК РФ, исходя из доводов кассационной жалобы УПФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001г. N 173-ФЗ (в редакции от 27.07.2010г.), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Из п.2 ст.27 вышеуказанного Закона следует, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П определено, что переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не должен приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан и не должен препятствовать осуществлению оценки приобретенных до 01.01.2002 г. пенсионных прав по нормам ранее действовавшего законодательства.

Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года №1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённым Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, а периоды работы после указанной даты – в соответствии со Списком и Правилами, утверждёнными пунктом 1 настоящего Постановления.

В период работы истицы с 20.03.1984 г. по 10.12.1990 г. в должности медицинской сестры, лаборанта санчасти войсковой части 49220 до 1 октября 1993 года действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", который предусматривал включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности лаборанта и медицинской сестры (независимо от наименования должности) в больничных учреждениях всех типов и наименований, амбулаторно-поликлинических учреждений всех типов и наименований (в том числе медсанчасти, здравпункты, медицинские кабинеты и пункты). Согласно п.2 примечания к указанному Перечню работа по специальности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных в Перечне, дает право на пенсию, независимо от ведомственной принадлежности учреждений или организаций.

Из материалов дела следует, что, что в трудовой книжке Бочкаревой Марины Алексеевны содержатся сведения о том, что она в период с 20.03.1984 г. по 10.12.1990 г. работала в должности медсестры, лаборанта санчасти войсковой части <данные изъяты>. В трудовой книжке также указано, что Бочкарева М.А. принята на работу 20.03.1984г. на основании приказа от 23.03.1984г. и уволена 10.12.1990г. на основании приказа от 05.12.1990г. Однако, согласно архивной справки в приказе командира войсковой части <данные изъяты> от 23.03.1984г. указано о принятии на работу на должность медицинской сестры санчасти Бочкаревой Марины Александровны. Уволена Бочкарева М.А. с 10.12.1990г. по приказу от 05.12.1990г. При таких обстоятельствах районный суд правомерно, учитывая, что трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника (ст.66 ТК РФ), что 20.03.1984г. на работу на должность медицинской сестры санчасти войсковой части <данные изъяты> была принята именно Бочкарева Марина Алексеевна, а в тексте приказа от 23.03.1984г. имеет место техническая ошибка в указании отчества Бочкаревой, которая в настоящее время не может быть устранена войсковой частью <данные изъяты> в связи с её расформированием.

Из содержания архивной справки следует, что в войсковую часть <данные изъяты> входила санчасть с лазаретом, лабораторией, аптекой, стоматологическим кабинетом и врачами специалистами. Санитарная часть являлась лечебным учреждением, в котором проходили стационарное и амбулаторное лечение военнослужащие и члены их семей.

Учитывая изложенное, районный суд обоснованно посчитал, что санчасть войсковой части <данные изъяты>, в которой работала истица, являлась больничным учреждением, указанным в Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, и включил истице в её специальный стаж период работы в должности медицинской сестры, лаборанта санчасти войсковой части <данные изъяты> с 20.03.1984г. по 09.07.1990г. и с 20.07.1990г. по 10.12.1990г., кроме периода нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 10.07.1990г. по 20.07.1990г. Кроме того, поскольку Бочкарева М.А. осуществляла лечебную деятельность в сельской местности, периоды её работы с 20.03.1984г. по 14.12.1986г., с 07.04.1988г. по 09.07.1990г., с 20.07.1990г. по 10.12.1990г. включены в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в льготном исчислении - один год и 3 месяца за один год работы, а период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 15.12.1986г. по 06.04.1988г. - в календарном исчислении.

В ранее действующем Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденном постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999г. N1066, указана должность «лаборант». В п. 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденном постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999г. N1066, было предусмотрено, что в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22сентября 1999 г. N1066, а также в медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями, воинских частей.

В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденном постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 (в редакции постановления Правительства РФ от 26.05.2009 г. N 449), указана должность «лаборант».

Согласно п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 (в редакции постановления Правительства РФ от 26.05.2009 г. N 449), в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в Списке, в медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).

Таким образом, ранее действовавшее законодательство, как и законодательство, действующее в настоящее время, предусматривало включение в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения для досрочной пенсии - работу в должности лаборанта в медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями воинских частей.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что периоды работы истицы с 01.07.2000г. по 31.12.2003г. и с 01.01.2005г. по 18.05.2010г. в должности лаборанта медицинского пункта войсковой части 21965 подлежат включению в её специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001г. N 173-ФЗ.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.

Несостоятельными являются доводы жалобы о неверной оценке судом представленных доказательств. Суд первой инстанции при рассмотрении дела оценил указанные доказательства в соответствии с их относимостью и допустимостью. Оснований для переоценки доказательств и отмены судебного решения, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, не имеется.

Не может быть принят во внимание довод жалобы о неполной занятости истицы по выполнению обязанностей лаборанта медицинского пункта войсковой части 21965, поскольку какими – либо доказательствами данное обстоятельство ответчиком не подтверждено.

Довод о том, что в выписке из лицевого счета застрахованного лица Бочкаревой М.А. не указан код льгот - на правильность вынесенного решения повлиять не мог, поскольку судом установлено, что истица в спорные периоды осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, а проставление указанного кода от неё не зависело. Учитывая изложенное, довод кассационной жалобы в этой части судебная коллегия считает несостоятельным.

Доводы кассационной жалобы сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался ответчик в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Саратовского районного суда Саратовской области от 13 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в Саратовском районе Саратовской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи