Судья Ефимова Е.О. Дело № 33-3314/2011 кассационное определение 23 июня 2011 года г.Саратов Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Коршунова Р.В., судей Михайлова В.Е. и Бартенева Ю.И., при секретаре Ребневой Е.Б., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бардаева А.П. к Министерству социального развития Саратовской области, Главному Управлению МЧС России по Саратовской области о понуждении к выдаче удостоверения о праве на льготы, по кассационной жалобе Бардаева А.П. на решение Кировского районного суда г.Саратова от 27 апреля 2011 года, которым постановлено: Бардаеву А.П. отказать в удовлетворении иска о признании лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, обязании выдать удостоверение, подтверждающее право на льготы, установленные ФЗ "О социальных гарантиях граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" от 10.01.002 г. № 2-ФЗ. Заслушав доклад судьи областного суда Михайлова В.Е., объяснения Бардаева А.П., поддержавшего доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия установила: Бардаев А.П. обратился в суд с исковыми требованиями к Министерству социального развития Саратовской области, Главному управлению Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании лицом, подвергшимся радиационному воздействию, выдаче удостоверения. В обоснование заявленных требований указал, что в период с 21.06.1956 г. по 27.10.1975 г. и с 17.01.1978 г. по 31.12.1990 г. проживал в г.Усть-Каменогорск Восточно-Казахстанской области бывшей Казахской ССР. В соответствии с законом Республики Казахстан от 18.12.1992 г. "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне" он относится к категории граждан, проживавших в населённых пунктах, подвергшихся загрязнению радиоактивными веществами вследствие испытаний ядерного оружия. Согласно ст.13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключённой в Минске 22.01.1993 г., действующей на территории России с 10.12.1994 г., на территории Казахстана – с 19.05.1994 г., документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения, документы, рассматриваемые на территории одной из Договаривающихся Сторон как официальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся Сторон доказательной силой официальных документов. Таким образом, полагал, что отказ Министерства социального развития Саратовской области в оформлении удостоверения единого образца как лицу, подвергшемуся радиационному воздействию в связи с тем, что г.Усть-Каменогорск не входит в перечень населённых пунктов, пострадавших от радиационного воздействия, установленный Распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 г. №356-р, является незаконным, нарушающим его права на получение предусмотренных законодательством социальных льгот. Судом постановлено указанное выше решение. В кассационной жалобе Бардаев А.П. просит об отмене состоявшегося решения. Указывает, что в исковом заявлении просил не признать за ним новые права, а защитить уже имеющиеся, поскольку уже имеет соответствующее удостоверение, выданное в Республике Казахстан. Полагает, что судом не принято во внимание Определение Конституционного Суда от 04.12.2007 г. №960-О-П, согласно которому при получении лицом накопительной дозы радиации свыше 5 БЭР не требуется установление причинной связи между вредом здоровью и проживанием лица в определённом населённом пункте. Также судом не учтены обобщенные данные МАГАТЭ по радиационной обстановке, в том числе и по г.Усть-Каменогорску. Кроме того, ссылается на существующую судебную практику по включению лиц, проживающих в г.Усть-Каменогорске, в число граждан, имеющих право на социальные гарантии, установленные Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" №2-ФЗ от 10.01.2002 г. Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 347 ГПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Федеральным законом № 2-ФЗ от 10.01.2002 г. "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" установлены гарантии социальной защиты. Согласно ст. 1 названного Федерального закона льготы и компенсации предоставляются гражданам, проживающим в 1949 - 1963 годах в населённых пунктах, включённых в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населённых пунктов, и получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на их родителей. Таким образом, возникновение права у граждан на льготы и компенсации связывается с двумя условиями: 1) проживанием в 1949 - 1963 годах в определённых населённых пунктах; 2) суммарной (накопленной) эффективной дозой облучения свыше 5 сЗв (бэр). Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1994 года № 162-р и от 15 марта 1995 года № 356-р были утверждены перечни населённых пунктов Алтайского края и бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Согласно данным перечням, населённые пункты были дифференцированы в зависимости от полученной населением суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний 29 августа 1949 года и 7 августа 1962 года. Статья 1 названного Федерального закона содержит положение и о том, что порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством РФ. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2003 года № 30 утверждено "Положение о порядке отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и выдачи им удостоверений единого образца". Согласно п. 1 Положения отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населённых пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включённых в перечни, утверждаемые Правительством Российской Федерации. Определение указанных населённых пунктов осуществлялось на основании расчётов доз облучения граждан (с учётом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утверждённой в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти по санитарно-эпидемиологическому надзору. В п. 2 этого же Положения указано о том, какие документы, подтверждающие факт проживания либо прохождения военной службы в населённом пункте, включённом в перечни, в периоды радиационного воздействия, включая день проведения ядерного испытания, должны предоставить граждане для решения вопроса об отнесении их к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Исходя из вышеизложенного, при решении вопроса об отнесении граждан к категориям лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в каждом конкретном случае необходимо устанавливать, проживал ли гражданин в 1949 - 1963 годах (включая день проведения ядерного испытания) в определенном населенном пункте, подвергшемся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также мог ли гражданин получить суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр). При подготовке распоряжения Правительства РФ от 08.02.2002 года №156-р, которым внесены изменения и дополнения в распоряжение Правительства РФ от 15.03.1995 г. №356-р «Об утверждении Перечня населённых пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 г. и 7 августа 1962 г.», были использованы расчёты, выполненные специалистами Барнаульского государственного учреждения "НИИ Региональных медико-экономических проблем" в 1997-1998 г.г. по заказу МЧС России, действовавшего по поручениям Президента РФ от 04.04.1997г. № 469 и Правительства РФ от 09.04.1997г. № ВЧ-П9-10884 в рамках научного договора по теме "Разработка перечней населённых пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в период 1950-1963годах, в дозах свыше 5 сантизиверт". Распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 г. №356-р, с последующими изменениями и действующим в редакции от 08.02.2002 г. №156-р, г.Усть-Каменогорск Восточно-Казахстанской области не отнесён к населённому пункту, подвергшемуся радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29.08.1949 г. и 07.08.1962 г., население которого получило суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 5 сЗв (бер). Из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ применительно к характеристике отношений, возникших в связи с причинением радиационного вреда вследствие деятельности государства, при решении вопроса об отнесении граждан к категориям лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, необходимо устанавливать, проживал ли гражданин в 1949-1963годах (независимо от дня проведения ядерного испытания) в определённом населённом пункте, подвергшемся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также мог ли гражданин получить суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр). Субъектом индивидуального конституционного права на возмещение причиненного государством вреда здоровью, реализуемого в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", является лицо, пострадавшее при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; данный статус лица определяется с учётом положений Конституции РФ объективными обстоятельствами, получившими документальное подтверждение и свидетельствующими об определённом объёме вреда, причинённого в результате проведения соответствующих ядерных испытаний (Определение Конституционного Суда РФ от 11.07.2006г. №404-О и Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 г. № 960-О-П). Достоверных доказательств получения истцом дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) и более после проведения ядерных испытаний Бардаевым А.П. суду не представлено. Ссылка заявителя в кассационной жалобе на ст. 13 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 23 января 1993 года (с изменениями от 28 марта 1997 года), несостоятельна. Данная статья всего лишь обеспечивает признание аутентичности (подлинности) документов, исходящих от органов, должностных или специально уполномоченных лиц иностранных государств, без необходимости дополнительного удостоверения (консульской легализации или проставления апостиля). В соответствии со ст. 1 Конвенции на территории Российской Федерации правовая защита может требоваться только в объёме, предоставляемом Российской Федерацией своим гражданам; Конвенция не даёт гражданам права требовать на территории Российской Федерации предоставления им льгот, установленных законодательством Республики Казахстан. На основании изложенного, судебная коллегия соглашается с решением суда, так как приведённые в нём выводы об обстоятельствах дела мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и в жалобе не опровергнуты. Доводы кассационной жалобы в целом аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование своих требований, и не содержат оснований, влекущих отмену судебного решения, были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности. При разрешении спора суд правильно определил правоотношения сторон, закон, которым следует руководствоваться и обстоятельства, имеющие значение для дела. Каких-либо нарушений процессуального закона, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу решения, судебной коллегией не установлено Руководствуясь ст.ст. 347, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Кировского районного суда г.Саратова от 27 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Бардаева А.П. – без удовлетворения. Председательствующий Судьи