33-3487/2011 от 30.06.2011



Судья Паршина С.В. Дело № 33-3487/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 июня 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Коршунова Р.В.,

судей Гладченко А.Н. и Бартенева Ю.И.,

при секретаре Ребневой Е.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Министерства юстиции Российской Федерации (далее Минюст РФ) Журик Т.В.

на решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 06 мая 2011 года, которым постановлено:

«Признать незаконным распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации от 23 марта 2010 года № 2392-р о нежелательном пребывании на территории Российской Федерации Савельевой Н.В. и обязании ее покинуть территорию Российской Федерации.

В остальной части требований Савельевой Н.В. отказать»,

заслушав доклад судьи Гладченко А.Н., объяснения представителя Управления Федеральной миграционной службы РФ по Саратовской области Рябчикова А.М., возражавшего против доводов жалобы, исследовав материалы дела,

установила:

Савельева Н.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными распоряжения Минюста РФ и действий Управления Федеральной миграционной службы РФ по Саратовской области (далее УФМС) по исполнению распоряжения Минюста РФ.

Требования мотивированы тем, что, являясь гражданкой республики Казахстан, 18 мая 2010 года она прибыла на постоянное место жительства в Российскую Федерацию. В связи с этим она получила разрешение на временное проживание сроком до 18 мая 2013 года, в дальнейшем намерена принять гражданство РФ. В октябре 2010 года ей сообщили о возможности документирования видом на жительство как иностранного гражданина. 22 февраля 2011 года ей стало известно о распоряжении Минюста РФ от 23 марта 2010 года о нежелательности ее пребывания (проживания) на территории РФ.

Считает данное распоряжение незаконным, поскольку предусмотренных законом оснований для признания ее пребывания в РФ нежелательным не имелось, поскольку она осуждена за преступление средней тяжести. К тому же 19 января 2011 года у нее родился сын, она проживает совместно с матерью и сожителем, встала на путь исправления, осознала необходимость соблюдения законов, не создает реальной угрозы обороноспособности, безопасности государства, общественному порядку, здоровью населения. В связи с незаконностью распоряжения также полагала незаконными действия УФМС по его исполнению.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе представитель Минюста РФ Журик Т.В. ставит вопрос об отмене решения по причине несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, нарушения норм материального права, в результате чего суд сделал необоснованный вывод о незаконности распоряжения Минюста РФ.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (ч.1 ст. 347 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

В соответствии со ст. 2 Федерального Закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении граждан в Российской Федерации», лицом иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Согласно п. п. 1, 3-5 ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее Закон) иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.

В соответствии с вышеуказанными положениями статьи о порядке выезда из РФ и въезда в РФ было принято Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2003 г. N 199 "Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ и Перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ".

Из Постановления Правительства РФ от 7 апреля 2003 г. N 199 следует, что в случае выявления предусмотренных Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" обстоятельств, являющихся основанием для принятия решения о нежелательности пребывания, территориальные органы (подразделения) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти представляют в соответствующий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти материалы, подтверждающие указанные обстоятельства.

Согласно п. 3 ст. 27 Закона въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.

Из материалов дела следует, что приговором Советского районного суда г. Челябинска от 08 мая 2008 года Савельева Н.В. была осуждена по ст. 30 ч. 3, ч. 1 ст. 161 УК РФ к 1 году лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Приговором мирового судьи судебного участка № 3 Центрального района г. Челябинска от 05 ноября 2008 года Савельева Н.В. была осуждена по ч. 1 ст. 158 УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

21 сентября 2009 года Савельева Н.В. была освобождена из мест лишения свободы по отбытию срока наказания.

Обстоятельствами, явившимися основанием для принятия решения о нежелательности пребывания Савельевой Н.В. на территории РФ явились: факт совершения ею преступления на территории Российской Федерации, то, что до осуждения Савельева Н.В. находилась на территории Российской Федерации незаконно и ее пребывание создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации.

Между тем материалами дела установлено, что совершенные Савельевой Н.В. на территории Российской Федерации относятся к категории небольшой и средней тяжести, на момент когда заявителю стало известно об оспариваемом распоряжении Минюста РФ, она была зарегистрирована по месту жительства в доме, принадлежащем ее матери К., по адресу: (…) и ей разрешено временное пребывание на территории РФ до 18 мая 2013 года (л.д. 11), в ноябре 2010 года Савельева н.В. обратилась с заявлением в УФМС о выдаче вида на жительство (л.д. 84-85). Кроме того, 19 января 2011 года у Савельевой Н.В. родился сын Г. (л.д. 74), 02 апреля 2011 года она зарегистрировала брак с гражданином РФ Г. (л.д. 73).

При этом судом правомерно принято во внимание то обстоятельство, что исполнение оспариваемого распоряжения Минюста РФ о нежелательности пребывания может привести к разлучению матери с ребенком.

Доказательств того, что пребывание Савельевой Н.В. на территории Российской Федерации создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения Минюстом РФ суду не представлено.

При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о незаконности распоряжения Минюста РФ о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации Савельевой Н.В. Приведенные в судебном решении выводы об обстоятельствах дела подтверждены доказательствами, мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела, и в жалобе не опровергнуты.

Доводы кассационной жалобы сводятся к иной оценке доказательств и мотивов принятого решения, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.

В связи с этим судебная коллегия не может согласиться с доводами кассационной жалобы и считает, что предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 06 мая 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Министерства юстиции Российской Федерации Журик Т.В. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: