Судья Агаркова С.Н. Дело № 33-3189 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 29 июня 2011 года г. Саратов Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Ретунской Н.В. судей Игнатьева А.В. и Пункиной Т.М. при секретаре Милехиной Е.К. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Рогачева А.П. в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Рогачева Р.А., Рогачевой С.А., Рогачева А.А. к Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий (далее – ГУ МЧС России) по Саратовской области, Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий (далее – МЧС России) понуждении к выдаче государственного жилищного сертификата по кассационной жалобе Рогачева А.П. на решение Волжского районного суда г.Саратова от 20 апреля 2011 года, которым в удовлетворении иска отказано. Заслушав доклад судьи областного суда Игнатьева А.В., объяснения Рогачева А.П., поддержавшего кассационную жалобу, представителя ГУ МЧС России по Саратовской области и МЧС России Ермиловой А.В., возражавшей против отмены решения суда, судебная коллегия установила: Рогачев А.П. в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Рогачева Р.А., Рогачева С.А., Рогачев А.А. обратились в суд с иском к ГУ МЧС России по Саратовской области о понуждении к выдаче государственного жилищного сертификата. В обоснование заявленных требований ссылались на то, что Рогачев А.П. проходил службу в Государственном учреждении «Учебный центр ФПС по Саратовской области», его выслуга в календарном исчислении на 01 сентября 2010 года составляла 25 лет 07 месяцев 26 дней. 20 сентября 2010 года он подал рапорт о принятии его и членов его семьи: супруги Рогачевой С.А., сына Рогачева А.А., сына Р., 27 июня 1997 года рождения, на учет нуждающихся в жилых помещениях и включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Истцы жилого помещения для постоянного проживания не имеют, зарегистрированы по адресу: Саратовская область, р.п. Р., ул. В., д., кв. Приказом ГУ МЧС России по Саратовской области от № 96 от 01 октября 2010 года Рогачев А.П. был уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России по ограниченному состоянию здоровья. Решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Саратовской области от 09 ноября 2010 года рапорт Рогачева А.П. был оставлен без удовлетворения. Истцы считают данное решение незаконным, поскольку полагают, что им нарушаются их жилищные права на получение субсидий в соответствии п. 5 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы (вместе с «Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы). Выполнение требований по обеспечению сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России социальной выплатой, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, является не правом, а обязанностью ГУ МЧС России по Саратовской области. Истцы просили признать незаконным отказ жилищной комиссии ГУ МЧС России по Саратовской области от 09 ноября 2010 года о постановке Рогачева А.П. с составом семьи из 4-х человек на учет нуждающихся в жилых помещениях, включить их в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», обязать ГУ МЧС России по Саратовской области выдать Рогачеву А.П. и членам его семьи государственный жилищный сертификат, взыскать с ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины, расходы по оплате услуг представителя. В порядке, предусмотренном ст. 39 ГПК РФ, истцы уточнили свои требования, указали в качестве соответчика МЧС России, просили признать отказ жилищной комиссии ГУ МЧС России по Саратовской области от 09 ноября 2010 года в удовлетворении рапорта Рогачева А.П. о постановке его семьи с составом их 4-х человек на учет нуждающихся в жилых помещениях, включить их в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»; признать, что Рогачев А.П., члены его семьи: Рогачева С.А., Рогачев А.А., Рогачев Р.А. имеют право на постановку в очередь на получение жилья и быть включенными в список участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты 2004 – 2010 гг., входящей в состав программы «Жилище 2002 – 2010 гг. (Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы), в период обращения с 29 сентября 2010 года; обязать МЧС России включить Рогачева А.П. с составом семьи из 4-х человек в список получения государственных жилищных сертификатов и выдать ему на состав семьи из 4-х человек государственный жилищный сертификат; взыскать с ГУ МЧС России по Саратовской области судебные расходы по оплате государственной пошлины, расходы по оплате услуг представителя. Решением Волжского районного суда г. Саратова от 20 апреля 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано. В кассационной жалобе Рогачев А.П. просит указанное решение суда отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права, несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам делам. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему. Оспариваемым в настоящем деле решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Саратовской области от 09 ноября 2010 года рапорт начальника ГУ «Учебный центр ФПС по Саратовской области», подполковника внутренней службы Рогачева А.П. от 29 сентября 2010 года о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях и включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» оставлен без удовлетворения. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Рогачев А.П. не может в настоящее время претендовать на получение государственного жилищного сертификата, поскольку не встал на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий в органах МЧС до 01 марта 2005 года; решение органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий при подаче рапорта о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы предоставить не может вследствие его отсутствия; в настоящее время ГУ МЧС РФ по Саратовской области не наделено полномочиями определять категории граждан Федеральной противопожарной службы для улучшения жилищных условий и их нуждаемость в жилых помещениях. Судебная коллегия не может согласиться с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку допущены существенные нарушения норм материального права, повлиявшие на исход дела. В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 29 сентября 1999 года № 1095 «Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов и учреждений», увольняемые со службы сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, граждане, уволенные со службы из указанных органов и учреждений, а также члены их семей, признанные в установленном порядке нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий и имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются жилыми помещениями преимущественно путем выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов. Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 года, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, предусматривают, что государственный жилищный сертификат (далее - сертификат) является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (п. 2); право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан Российской Федерации: сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более (подп. «а» п. 5); участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание (п. 6); применительно к подпрограмме основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений является: отсутствие жилых помещений для постоянного проживания; проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания; проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания (п. 8); применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются: постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина - участника подпрограммы (подп. «а» п. 17); выдачу сертификатов осуществляют: гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпункте «а» пункта 5 настоящих Правил, - федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба) (подп. «а» п. 18); для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению 1, к которому прилагают следующие документы: граждане, указанные в подпункте «а» пункта 5 настоящих Правил: справку об общей продолжительности военной службы (службы); выписку из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения в списках очередников на улучшение жилищных условий (получение жилых помещений) в федеральном органе исполнительной власти; выписку из домовой книги и копия финансового лицевого счета; выписку из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка (поселка) (подп. «а» п. 19); основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является: несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта настоящих Правил; непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; реализация ранее права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты за счет средств федерального бюджета (п. 22). Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 «О Федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 – 2015 годы установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153. Согласно Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 сентября 1998 года № 1054, в настоящих Правилах устанавливается единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению с военной службы, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы, граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы, и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета (п. 1); нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются: граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями (подп. «а» п. 6); основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются: отсутствие жилой площади; наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; наличие жилой площади, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям; наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках; проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; проживание в общежитиях и на служебной жилой площади; проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади; избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел; основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел - приказ об увольнении в запас или в отставку, приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел (п. 7); ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, а также территориальными органами безопасности, министерствами внутренних дел и управлениями (главными управлениями) внутренних дел субъектов Российской Федерации, территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющими функции военных комиссариатов в отношении лиц, состоящих на специальном учете (п. 12); военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий; к рапорту прилагаются: заявление на имя главы муниципального образования; выписка из личного дела о составе семьи; выписка из домовой книги; копия финансового лицевого счета; выписка из личного дела о дате и месте призыва; документы, подтверждающие право на получение жилья в населенном пункте с особыми условиями регистрации (п. 13); на основе рапорта и представленных в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий (п. 14); органы местного самоуправления регистрируют и ставят на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий военнослужащих на основании документов и списков, представленных военным комиссариатом; ходатайства с приложенными к ним документами рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам в течение месяца; о принятом решении органы местного самоуправления в письменной форме сообщают военнослужащим через командиров (начальников) воинских частей в 3-месячный срок (п. 16). В соответствии с Положением о территориальном органе МСЧ России – органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, утвержденным Приказом МСЧ России от 06 августа 2004 года № 372, Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации в соответствии с возложенными на него задачами организует учет военнослужащих, сотрудников, государственных служащих, работников Главного управления МЧС России и подчиненных подразделений, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и обеспечивает их жилыми помещениями в установленном порядке (п. 12) Как видно из материалов дела, с 1990 года по сентябрь 2010 год Рогачев А.П. проходил службу в органах Государственной противопожарной службы МЧС России. На основании приказа временно исполняющего обязанности начальника ГУ МСЧ России по Саратовской области от 01 октября 2010 г. 96 л/с Рогачев А.П. уволен из органов Государственной противопожарной службы МСЧ России по основаниям, установленным п. «з» ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 года № 4202-1 (по ограниченному состоянию здоровья). Общая продолжительность службы Рогачева А.В. в календарном исчислении составляет более 10 лет (л.д.11-15, 58-59). Членами семьи Рогачева А.П. являются: супруга – Рогачева С.А., сын – Рогачев А.А., сын – Рогачев Р.А. Рогачев А.П. и члены его семьи какого-либо жилья на праве собственности не имеют, зарегистрированы в квартире, расположенной по адресу: Саратовская область, р.п. Р., ул. В., д., кв., принадлежащей на праве собственности матери Рогачевой С.А. – Т. (л.д. 16-19, 37-39, 43, 46-56, 60, 131-132). Однако Рогачев А.П., Рогачева С.А., Рогачев А.А., Рогачев Р.А. совместно с Т. не проживают. Проживают они на условиях договора найма жилого помещения от 01 января 2010 года в квартире, расположенной по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Т., д., кв., принадлежащей на праве собственности С., что подтверждается копией указанного договора и актом проверки жилищных условий семьи Рогачева А.П. от 27 сентября 2010 года (л.д. 30-31, 63-64). Учитывая изложенное, принимая во внимание, что в суде кассационной инстанции представитель ГУ МЧС России по Саратовской области и МЧС России Ермилова А.В. не оспаривала того, что Рогачев А.П. и члены его семьи являются нуждающимися в получении жилого помещения, судебная коллегия полагает установленным, что Рогачев А.П., члены его семьи: Рогачева С.А., Рогачев А.А., Рогачев Р.А., являются нуждающимися в получении жилого помещения. Данные обстоятельства в соответствии с п.п. 12, 13, 14 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 сентября 1998 года № 1054, обязывали начальника ГУ МЧС России по Саратовской области на основании поданного Рогачевым А.П. рапорта о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях и приложенных к нему документов принять решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке Рогачева А.П., членов его семьи в очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. Поскольку этого сделано не было, отказ жилищной комиссии ГУ МЧС России по Саратовской области от 09 ноября 2010 года в удовлетворении рапорта Рогачева А.П. о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, судебная коллегия находит незаконным. В этой связи, непредставление Рогачевым А.П. одновременно с рапортом выписки из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), указанной в п. 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 года, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, не может являться основанием для отказа в признании его участником вышеназванной подпрограммы. Анализ имеющихся в материалах дела доказательств в их совокупности свидетельствует о том, что Рогачев А.П. отвечает требованиям, указанным в п. 5 указанных выше Правил: является сотрудником Государственной противопожарной службы МЧС России, увольняемым со службы по состоянию здоровья; имеет продолжительность службы в календарном исчислении более 10 лет; изъявил желание участвовать в подпрограмме; он, а, равно как и члены его семьи: Рогачева С.А., Рогачев А.А., Рогачев Р.А., фактически нуждаются в получении жилого помещения. При таких обстоятельствах Рогачев А.П. и члены семьи: Рогачева С.А., Рогачев А.А., Рогачев Р.А., имеют право быть включенными в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 года с момента подачи Рогачевым А.П. рапорта – 29 сентября 2010 года, а также право на получение государственного жилищного сертификата. Следовательно, отказ жилищной комиссии ГУ МЧС России по Саратовской области от 09 ноября 2010 года в удовлетворении рапорта Рогачева А.П. о включении в состав участников указанной подпрограммы также является незаконным. Доводы представителя ГУ МЧС России по Саратовской области и МЧС России Ермиловой А.В. о том, что Рогачев А.П. до 01 января 2005 года с просьбой о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий не обращался; ставить на учет жилищная комиссия была полномочна до 01 января 2005 года; с 01 марта 2005 года отсутствуют правовые основания для постановки сотрудников ФПС на учет на улучшении жилищных условий по месту службы; Рогачев А.П. имеет возможность использовать свое право на улучшение жилищных условий путем предоставления жилья органами местного самоуправления по месту жительства, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны не неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. Поскольку судом первой инстанции было допущено неправильное применение норм материального права, которое повлияло на исход дела, решение суда законным быть признано не может, в связи с чем подлежит отмене на основании п. 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ. Учитывая, что все обстоятельства по делу установлены полно, судебная коллегия в силу ст. 361 ГПК РФ считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об удовлетворении исковых требований Рогачева А.П., Рогачевой С.А., Рогачева А.А., Рогачева Р.А. В соответствии со ст.ст. 88, 94, 98, 100 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: расходы на оплату услуг представителей. Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Материалами дела подтверждается, что при подаче искового заявления в суд Рогачев А.П. оплатил государственную пошлину в сумме 1200 рублей (л.д. 5). Согласно п. 1 ст. 333.19. Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера: для физических лиц - 200 рублей. В связи с тем, что Рогачевым А.П. были заявлены три требования неимущественного характера, уплате подлежала государственная пошлина в размере 600 рублей, а потому судебная коллегия считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы по уплате государственной пошлины лишь в сумме 600 рублей. За оказание услуг юридической помощи Рогачев А.П. оплатил адвокату 15000 рублей (л.д. 80-81). Учитывая сложность спора, требования разумности, судебная коллегия полагает, что с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплату услуг представителя в сумме 15000 рублей. Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Волжского районного суда г. Саратова от 20 апреля 2011 года отменить. Принять по делу новое решение, которым заявленные Рогачевым А.П., Рогачевой С.А., Рогачевым А.А., Рогачевым Р.А. требования - удовлетворить. Признать отказ жилищной комиссии ГУ МЧС России по Саратовской области от 09 ноября 2011 года в удовлетворении рапорта Рогачева А.П. о постановке на учет его и членов его семьи: Рогачевой С.А., Рогачева А.А., Рогачева Р.А., на учет нуждающихся в жилых помещениях и включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 года, незаконным. Признать, что Рогачев А.П. и члены его семьи: Рогачева С.А., Рогачев А.А., Рогачев Р.А., имеют право быть включенными в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 года, с 29 сентября 2010 года. Обязать ГУ МЧС России по Саратовской области включить Рогачева А.П. и членов его семьи: Рогачеву С.А., Рогачева А.А., Рогачева Р.А., в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 года и выдать им государственный жилищный сертификат. Взыскать с ГУ МЧС России по Саратовской области в пользу Рогачева А.П. судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 600 рублей, расходы на оплату услуг представителя в сумме 15000 рублей. Председательствующий Судьи