№ 33-3504 от 30.06.2011 г.



Судья Куницына М.А. Дело № 33-3504

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 июня 2011 года г. Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда

в составе:

председательствующего Захарова В.Н.

судей Пантелеева В.М., Михайлова В.Е.

при секретаре Сугробовой К.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Комитета социальной защиты населения Министерства социального развития Саратовской области (далее - КСЗН) на решение Кировского районного суда г. Саратова от 11 мая 2011 года, которым постановлено:

Признать заключение комиссии по решению спорных вопросов, связанных с предоставлением пособий и других мер социальной поддержки Управления организации предоставления мер социальной поддержки по Волжскому, Фрунзенскому и Кировскому районам Комитета социальной защиты населения города Саратова Министерства социального развития Саратовской области от 17.04.2008 года и действия по удержанию с Афонина А.Ф. начисленной и выплаченной денежной компенсации по возмещению расходов на услуги связи по абонентской плате за телефон за период с 01.08.2005 года по 23.01.2008 года в размере 3505 руб. 30 коп. незаконными.

Обязать государственное учреждение КСЗН начислить Афонину А.Ф. к выплате в счет возмещения ранее удержанной денежной компенсации за предоставление услуги связи с учетом индексации 4110 руб. 03 коп.

В удовлетворении иска в остальной части отказать.

Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., пояснения Афонина А.Ф., полагавшего решение суда законным, исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

Афонин А.Ф. обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя тем, что является ветераном на основании Закона «О статусе военнослужащих РФ» и имеет право на возмещение в размере 50 % оплаты за услуги телефонной связи. Он проживал в квартире по адресу: <адрес>, и на основании договора с ЗАО <данные изъяты> имел телефон с абонентским номером <данные изъяты>; производил оплату за пользование данным телефоном до 08 августа 2005 г., получая из КСЗН г.Саратова в счет возмещения компенсацию в размере 50 процентов от оплаты за телефон. Перечисления осуществлялись на счет в Сбербанке. 25 мая 2005 г. он продал вышеуказанную квартиру и купил другую квартиру по адресу: <адрес>, где проживает в настоящее время. В данной квартире ЗАО <данные изъяты> был установлен телефон, за который он производил оплату ежемесячно с 09.08.2005 г. по 31.12.2007 г.

В декабре 2007 г. он обратился в КСЗН для оформления факта смены жилья, после чего с него удержали выплаченное ранее выплаченное возмещение по оплате услуг местной телефонной связи в сумме 3425 руб. за период с 01.08.2005 г. по 23.01.2008 г., указав, что в связи с несвоевременным сообщением об изменении места жительства ему незаконно переплатили 3505 руб.30 коп. Он подал заявление в комиссию по решению спорных вопросов, решением которой от 17.04.2008 г. ему отказано в возвращении удержанных сумм. Полагал данное решение и действия ответчика незаконными. Просил взыскать в его пользу удержанную сумму с учетом индексации, пропорционально индексу роста потребительских цен, в размере 4110 руб.03 коп., а также в счет возмещения морального вреда 5000 руб.

КСЗН заявлено о пропуске истцом трехмесячного срока для обращения в суд, установленного ст.256 ГПК РФ.

Суд, рассмотрев возникший спор, постановил указанное выше решение.

КСЗН в кассационной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которые ссылался в суде первой инстанции. Указывает, что районным судом были неправильно применены нормы материального права; неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы суда, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела; не применены положения главы 25 ГПК РФ о пропуске истцом трехмесячного срока для обращения в суд.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ст. 347 ГПК РФ, исходя из доводов кассационной жалобы и интересов законности, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

В соответствии с ст.4 Закона Саратовской области от 22.12.2004 года № 66-ЗСО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов в Саратовской области», действовавшего до 01.01.2010 г., Афонин А.Ф. имел право на ежемесячную денежную выплату в счет возмещения расходов по оплате услуг местной телефонной связи (п.6 ст.3 указанного Закона).

Постановлением Правительства Саратовской области от 31.10.2005г. N 367-П был утвержден Порядок ежемесячных денежных выплат на оплату проезда городским транспортом и пригородным автомобильным транспортом общего пользования, ежемесячного возмещения расходов по оплате услуг местной телефонной связи, ежемесячного возмещения расходов по оплате услуг за пользование радио отдельным категориям ветеранов в Саратовской области (действовал до 03.02. 2010 г., далее- Порядок),

В соответствии с п.3 Порядка (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) истец имел право на получение меры социальной поддержки в виде ежемесячного возмещения расходов по оплате услуг местной телефонной связи (за предоставление в постоянное пользование абонентской линии и местного телефонного соединения абоненту сети фиксированной телефонной связи) в размере 50 процентом стоимости фиксированного месячного платежа за неограниченный объем местных телефонных соединений.

Указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.

Положениями п.5 Порядка предусмотрено, что ежемесячные денежные выплаты и возмещение расходов назначаются и выплачиваются органами социальной защиты населения по месту жительства ветерана. Ежемесячные денежные выплаты и возмещение расходов могут назначаться органами социальной защиты населения по месту пребывания ветерана. Возмещение расходов может производиться ветерану, имеющему жилое помещение на территории области на праве личной собственности и проживающему на территории Саратовской области. Ветеранам, осужденным к лишению свободы, ежемесячные денежные выплаты назначаются и выплачиваются органами социальной защиты населения по месту нахождения учреждения исполнения наказания. Возмещение расходов производится тем же органом социальной защиты населения только в случае, если осужденный является абонентом на территории Саратовской области.

В силу пп.7-10 данного Порядка ветеранам, указанным в пункте 3 настоящего Порядка, ежемесячные денежные выплаты назначаются со дня обращения в органы социальной защиты населения, но не ранее дня возникновения права на указанные выплаты. Возмещение расходов услуг связи производится со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты и возмещения расходов считается день приема органом социальной защиты населения заявления со всеми необходимыми документами. При направлении заявления со всеми необходимыми документами по почте днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты и возмещения расходов считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления заявления. В случае смены места жительства (места пребывания) ветерана на территории Саратовской области назначение ежемесячной денежной выплаты и возмещения расходов по новому месту жительства на территории Саратовской области производится в соответствии с настоящим Порядком, но не ранее дня окончания выплаты ежемесячной денежной выплаты и возмещения расходов по прежнему месту жительства. Для назначения ежемесячных денежных выплат в органы социальной защиты населения представляются следующие документы:

удостоверение ветерана (для ветеранов труда, ветеранов военной службы, ветеранов государственной службы);

удостоверение ветерана Великой Отечественной войны или удостоверение о праве на льготы (для тружеников тыла);

паспорт (вид на жительство - для тружеников тыла, не имеющих гражданства Российской Федерации);

пенсионное удостоверение;

заявление-обязательство.

В п. 11 Порядка установлено, что для возмещения расходов на услуги связи в органы социальной защиты населения в дополнение к документам, указанным в пункте 10 настоящего Порядка, предоставляются следующие документы:

договор на оказание услуг телефонной связи или справка органа электросвязи;

договор на пользование радиоточкой или справка органа электросвязи;

документ, подтверждающий наличие жилого помещения на праве личной собственности (при отсутствии у ветерана регистрации по месту жительства), если телефон или радиоточка зарегистрированы по месту нахождения жилого помещения на праве личной собственности.

В соответствии с п. 13 данного Порядка выплата ежемесячной денежной выплаты и возмещения расходов прекращается:

а)с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть получателя либо вступило в силу решение суда об объявлении его умершим или решение о признании его безвестно отсутствующим;

б)с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, вследствие которых гражданином утрачено право на получение ежемесячной денежной выплаты и возмещения расходов (утрата статуса ветерана, расторжение договора на услуги связи и др.).

В силу пп.14-16 Порядка ежемесячные денежные выплаты и возмещение расходов производятся за текущий месяц. Ежемесячные денежные выплаты и возмещение расходов производятся путем перечисления средств на счет в учреждениях Сберегательного банка Российской Федерации, кредитных организациях (банках) или через учреждения Федеральной почтовой связи по выбору гражданина, о чем указывается в заявлении-обязательстве. Органы социальной защиты населения на основании личного дела получателя и находящегося в нем решения о назначении ежемесячных денежных выплат и возмещения расходов открывают на каждого получателя лицевой счет, в котором отражается вся информация о получателе. Оформление лицевых счетов и записи в них производятся с соблюдением правил бухгалтерского учета.

Согласно пп.19 - 20 Порядка ветераны обязаны информировать органы социальной защиты населения об изменении условий, обязательных для получения ежемесячных денежных выплат и возмещения расходов (перемена места жительства, изменение льготного статуса) в течение одного месяца. Излишне выплаченные суммы удерживаются с получателя только в том случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения ежемесячных денежных выплат и возмещения расходов и исчисление их размеров), а также в случаях, предусмотренных законодательством. В случае несогласия получателя с принятым решением, оно может быть обжаловано в орган исполнительной власти области в сфере социальной защиты населения либо в судебном порядке.

В п.21 Порядка указано, что ежемесячная денежная выплата, не полученная гражданином своевременно по вине органов, осуществляющих указанную выплату, выплачивается за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Из материалов дела следует и установлено судом, что решением органа социальной защиты с истца в период с апреля 2008 г. была удержана ранее перечисленная в период с 01.08.2005 г. по 23.01.2008 г. на его счет денежная сумма в размере 3425 руб. из 3505 руб. 30 коп., в счет возмещения оплаты за услуги телефонной связи. Истец оспорил данные действия. Решением комиссии по решению спорных вопросов, связанных с предоставлением пособий и других мер социальной поддержки, Управления организации предоставления мер социальной поддержки по Волжскому, Фрунзенскому и Кировскому районам КСЗН г.Саратова от 17.04.2008 г. , истцу было отказано в удовлетворении жалобы в связи с нарушением п. 19 вышеуказанного Порядка.

Удовлетворяя частично исковые требования истца, районный суд исходил из того, что данное решение неправомерно, поскольку не установлено законных оснований для лишения истца права на получение вышеуказанной меры социальной поддержки в указанный период, поскольку в основу оспариваемого решения положен факт смены истцом места жительства в связи с переездом из <адрес> в <адрес> и несообщение органу социальной защиты об этом в установленный вышеуказанным Порядком срок.

Данное обстоятельство не является основанием для лишения истца права на получение меры социальной поддержки, так как в любом случае органы социальной защиты, производящие начисление данной выплаты, на тот момент входили в структуру КСЗН г. Саратова. Никем не оспаривалось, что истец пользовался услугами телефонной связи ЗАО «Конверсия связь» в обеих квартирах, без какого-либо перерыва.

Смена места жительства не является в данном случае обстоятельством, влияющим на право истца по получению мер социальной поддержки в силу указанных выше норм права. Никаких виновных действий, влияющих на право истца по получению мер социальной поддержки, Афониным А.Ф. не совершено.

Районным судом правомерно не принято во внимание заявление о пропуске истцом срока для обращения в суд, установленного ст.256 ГПК РФ.

В соответствии со ст.11, 12 ГК РФ защите подлежит нару­шенное право.

Истец оспаривал решение органа социальной защиты и просил восстановить его нарушенное право на получение мер социальной поддержки, путем возврата денежных сумм, которые были с него удержаны.

При таких обстоятельствах, заявление не могло рассматриваться в порядке главы 25 ГПК РФ, поскольку имелся спор о праве истца на получение меры социальной поддержки в определенном размере, и заявление должно было быть рассмотрено в порядке искового производства. Положения ч.1 ст.200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.

Доводы кассационной жалобы сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался ответчик в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Саратова от 11 мая 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета социальной поддержки населения Министерства социального развития Саратовской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи