33-3685 от 13.07.2011г.



Судья Донин Н.Н. Дело № 33-3685

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 июля 2011 года г. Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Ретунской Н.В.

судей Игнатьева А.В. и Пункиной Т.М.

при секретаре Милехиной Е.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Ластовкиной Е.А. к товариществу собственников жилья (далее – ТСЖ) «Южный-2001» о понуждении произвести перерасчет оплаты за отопление по кассационной жалобе Ластовкиной Е.А. на решение Заводского районного суда г. Саратова от 02 июня 2011 года, которым постановлено:

«Взыскать с ТСЖ «Южный-2001» в пользу Ластовкиной Е.А. разницу в связи с неправильным расчетом размера оплаты за центральное отопление за период с октября 2010 года по январь 2011 года включительно в размере 3679 рублей 55 копеек и в счет компенсации морального вреда 1000 рублей, а всего 4679 рублей 55 копеек.

В удовлетворении остальной части заявленных Ластовкиной Е.А. исковых требований – отказать.

Взыскать с ТСЖ «Южный-2001» штраф в доход местного бюджета в размере 2339 рублей 77 копеек.

Взыскать с ТСЖ «Южный-2001» госпошлину в доход государства в размере 200 рублей».

Заслушав доклад судьи Игнатьева А.В., объяснения представителя Ластовкиной Е.А. – Коч О.А., поддержавшей кассационную жалобу, судебная коллегия

установила:

Ластовкина Е.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском к ТСЖ «Южный-2001», в котором с учетом уточнения заявленных требований просила взыскать в ее пользу с ответчика денежные средства в размере переплаты за отопление в сумме 3679 рублей 55 копеек в связи с неверным расчетом размера оплаты за центральное отопление за период с октября 2010 года по январь 2011 года; признать незаконным отказ ТСЖ «Южный-2001» составить акт о предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества (отопление) за период с 21 февраля 2011 года по 10 марта 2011 года в занимаемом ей жилом помещении по адресу: г. Саратов, ул. В., д., кв.; взыскать с ТСЖ «Южный-2001» сумму 3366 рублей в связи с предоставлением коммунальной услуги ненадлежащего качества в период с 21 февраля 2011 года по 28 февраля 2011 года; обязать ТСЖ «Южный-2001» произвести перерасчет оплаты за отопление за период с 01 марта 2011 года по 10 марта 2011 года в связи с предоставлением коммунальной услуги ненадлежащего качества на сумму 3366 рублей; взыскать с ТСЖ «Южный-2001» компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.

В обоснование заявленных требований указала, что проживает со своей семьей в кв. д. по ул. В. в г. Саратове с 15 февраля 2010 года. Дом находится в управлении ТСЖ «Южный-2001» и оборудован многоканальным общедомовым прибором учета тепловой энергии и теплоносителя. На основании Постановления Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 25 сентября 2009 года № 24/2 «Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» на 2010 год» стоимость тепловой энергии и услуг по ее передаче с 01 января 2010 года по 31 декабря 2010 года составляла 893,43 руб./Гкал. Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 29 ноября 2010 года №17/20 «Об утверждении тарифов на тепловую энергию для потребителей ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» на 2011 год» стоимость тепловой энергии и ее передачи с 01 января 2011 года по 31 декабря 2011 года установлена в размере 992,62 руб./Гкал. Исходя из указанных тарифов и количества потребленной тепловой энергии по ведомостям учета, размер платы за отопление в жилом помещении истицы за октябрь 2010 года должен составить 442 рубля 61 копейка, за ноябрь 2010 года – 1794 рубля 46 копеек, за январь 2011 года – 2433 рубля 76 копеек. Однако согласно выставленной ответчиком квитанции, Ластовская Е.А. оплатила за октябрь 2010 года 1954 рубля 01 копейку, за ноябрь 2010 года – 3029 рублей 76 копеек; за январь 2011 года – 3366 рублей. Размер переплаты за указанные месяцы со стороны истицы в пользу ответчика составил 3679 рублей 55 копеек. Кроме того, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года №301 (далее - Правила), исполнитель обязан обеспечить потребителю температуру воздуха в жилых помещениях не ниже +18 градуса (в угловых комнатах +20 градусов), допустимое снижение в ночное время суток не более 3 градуса. Вместе с тем температура воздуха в принадлежащем истице жилом помещении в период с 21 февраля 2011 года по 10 марта 2011 года не отвечала требованиям Правил, в связи с чем Ластовкина Е.А. 21 февраля 2011 года и 22 февраля 2011 года обращалась в аварийно-диспетчерскую службу ответчика с просьбой зафиксировать факт предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. 25 февраля 2011 года сотрудники ТСЖ «Южный-2001», посетившие квартиру истицы, отказались составить акт о предоставлении услуг ненадлежащего качества, составленный истицей акт подписать также отказались. 28 февраля 2011 года и 01 марта 2011 года Ластовкина Е.А. обращалась с жалобами к руководителю Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области и в Государственную жилищную инспекцию. 11 марта 2011 года сотрудники Роспотребнадзора по Саратовской области произвели измерение микроклимата в квартире истицы, однако на тот момент температура воздуха соответствовала требованиям санитарных норм и правил, поскольку была повышена среднесуточная температура за пределами жилого помещения. В связи с низким температурным режимом Ластовкина Е.А. заболела и обращалась к врачу. Таким образом, предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества причинило истице физические и нравственные страдания.

Рассмотрев возникший спор, суд постановил приведенное выше решение, которое Ластовкина Е.А. в кассационной жалобе просит отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным отказа ТСЖ «Южный-2001» составить акт о предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества (отопление) за период с 21 февраля 2011 года по 10 марта 2011 года в занимаемом ей жилом помещении по адресу: г. Саратов, ул. В., д., кв., взыскании с ТСЖ «Южный-2001» суммы 3366 рублей в связи с предоставлением коммунальной услуги ненадлежащего качества в период с 21 февраля 2011 года по 28 февраля 2011 года; понуждении ТСЖ «Южный-2001» произвести перерасчет оплаты за отопление за период с 01 марта 2011 года по 10 марта 2011 года в связи с предоставлением коммунальной услуги ненадлежащего качества на сумму 3366 рублей.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда первой инстанции, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Ластовкина Е.А. является собственником кв. в д. по ул. В. г. Саратова. ТСЖ «Южный-2001» является управляющей организацией указанного дома и осуществляет сбор платежей за коммунальные услуги.

Согласно из ч. 1 ст. 155 Жилищного кодекса (далее – ЖК) РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 14 апреля 1995 года №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» тарифы на тепловую энергию подлежат государственному регулированию, которое осуществляется посредством экономически обоснованных тарифов.

Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 25 сентября 2009 года № 24/2 «Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» на 2010 год», Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 29 ноября 2010 года №17/20 «Об утверждении тарифов на тепловую энергию для потребителей ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» на 2011 год» установлена стоимость тепловой энергии в г. Саратове и услуг по ее передаче в 2010 году - 893 рубля 43 копейки/Гкал., в 2011 году – 992 рубля 62 копейки/Гкал.

Руководствуясь положениями приведенных норм, Правилами предоставления коммунальных услуг, устанавливающими порядок расчета размера платы за отопление (действующими на момент предоставления коммунальных услуг потребителю), учитывая наличие общедомовых приборов учета в многоквартирном жилом доме, в котором находится квартира истицы, и снятые с них показатели потребленных коммунальных услуг за отопление, суд пришел к обоснованному выводу о том, что ТСЖ «Южный-2001» произвел Ластовкиной Е.А. неправильный расчет платы за отопление за период с октября 2010 года по январь 2011 года и ей было переплачено за предоставление данной услуги 3679 рублей 55 копеек, в связи с чем правомерно взыскал указанные денежные средства с ТСЖ «Южный-2001», а также компенсацию морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения его прав, в размере 1000 рублей.

Между тем, судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части отказа Ластовкиной Е.А. в удовлетворении требований о признании незаконным отказа ТСЖ «Южный-2001» составить акт о предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества (отопление) за период с 21 февраля 2011 года по 10 марта 2011 года в занимаемом ей жилом помещении по адресу: г. Саратов, ул. В., д., кв., взыскании с ТСЖ «Южный-2001» суммы 3366 рублей в связи с предоставлением коммунальной услуги ненадлежащего качества в период с 21 февраля 2011 года по 28 февраля 2011 года; понуждении ТСЖ «Южный-2001» произвести перерасчет оплаты за отопление за период с 01 марта 2011 года по 10 марта 2011 года в связи с предоставлением коммунальной услуги ненадлежащего качества на сумму 3366 рублей.

Отказывая в удовлетворении указанных исковых требований, суд сослался на то, что в судебном заседании не нашел подтверждения факт незаконности действий ТСЖ «Южный-2001» и предоставления Ластовкиной Е.А. коммунальной услуги ненадлежащего качества за период с 21 февраля 2011 года по 10 марта 2011 года в занимаемом ей жилом помещении.

Однако с данными выводами суда согласиться нельзя, поскольку они не основаны на законе и доказательствах.

Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Согласно Правил предоставления коммунальных услуг, исполнитель обязан предоставить потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства РФ, настоящими Правилами и договором; самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю (п. 49); в случае непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (п. 64); сообщение о непредоставлении коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес проживания, а также вид непредоставленной коммунальной услуги или предоставленной коммунальной услуги ненадлежащего качества. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем заявку (фамилию, имя и отчество), регистрационный номер заявки и время ее приема (п. 65); в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (п. 66); в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта непредоставления коммунальных услуг или проверки качества предоставления коммунальных услуг. По результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем) (п. 67); если потребитель (или его представитель) и исполнитель (или его представитель) не пришли к единому решению относительно качества предоставления коммунальных услуг, то ими определяются новое время и дата оценки качества предоставления коммунальных услуг, на которую приглашается представитель государственной жилищной инспекции и представитель общественного объединения потребителей. По результатам повторной оценки качества предоставления коммунальных услуг составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). Наряду с указанными лицами акт может быть подписан представителем государственной жилищной инспекции и представителем общественного объединения потребителей (п. 68); в акте о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (п. 69); акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором (п. 71); акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества составляется в 2 экземплярах, один из которых передается потребителю (или его представителю), второй - остается у исполнителя (п. 73); исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг (п. 75).

В силу ст. 56 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств предоставления потребителям услуг надлежащего качества лежит на управляющей компании – ТСЖ «Южный-2001». Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались

Разрешая спор, суд установил, что 25 февраля 2011 года по заявлению Ластовкиной Е.А. представители ТСЖ «Южный-2001» приходили в ее квартиру для определения температурного режима, однако акт об этом не был составлен, поскольку стороны не пришли к единому решению относительно качества предоставления коммунальных услуг.

Между тем, суд не принял во внимание приведенные выше положения Правил предоставления коммунальных услуг, не выяснил, не определил и не поставил на обсуждение сторон обстоятельства, имеющие значение для дела: были ли известны сотруднику аварийно-диспетчерской службы ТСЖ «Южный-2001», к которому обращалась Ластовкина Е.А. 21 и 22 февраля 2011 года по поводу предоставлению услуги (отопления) ненадлежащего качества, причины непредоставления коммунальной услуги (отопления), сообщил ли об этом он потребителю и сделал соответствующую отметку в журнале регистрации заявок, которая является основанием для признания исполнителем факта предоставления коммунальной услуги (отопления) ненадлежащего качества; если сотруднику аварийно-диспетчерской службы ТСЖ «Южный-2001» не были известны причины предоставления коммунальной услуги (отопления) ненадлежащего качества, согласовал он с Ластовкиной Е.А. точное время и дату установления факта проверки качества предоставления коммунальной услуги (отопления); был ли составлен по результатам проверки акт о предоставлении коммунальной услуги (отопления) ненадлежащего качества, который подписывается потребителем и исполнителем (или его представителем), либо как утверждает истица, представители ТСЖ «Южный-2001» отказались составить акт о предоставлении услуг ненадлежащего качества; если Ластовкина Е.А. и представители ТСЖ «Южный-2001 не пришли к единому решению относительно качества предоставления коммунальной услуги (отопления), то были ли ими определены новое время и дата оценки качества предоставления этой услуги, на которую приглашается представитель государственной жилищной инспекции и представитель общественного объединения потребителей; был составлен по результатам повторной проверки оценки качества предоставления коммунальной услуг (отопления) акт о предоставлении коммунальной услуги (отопления) ненадлежащего качества, который подписан потребителем, представителем исполнителя, представителем государственной жилищной инспекции и представителем общественного объединения потребителей; имеются ли основания для перерасчета Ластовкиной Е.А. размера платы за коммунальную услугу (отопление) за период с 21 февраля 2011 года по 28 февраля 2011 года и с 01 марта 2011 года по 10 марта 2011 года в результате предоставлении коммунальной услуги (отопления) ненадлежащего качества; размер перерасчета в денежном выражении.

Суд в нарушение требований ст. 67 ГПК РФ не дал правовой оценки тому обстоятельству, что Ластовкина Е.А. представила в обоснование своих требований акт от 25 февраля 2011 года, который представители ТСЖ «Южный-2001» отказались подписать, что не оспаривал в судебном заседании и представитель ответчика.

Неправильное определение и недоказанность судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права в силу требований п.п. 1, 2, 4 ч. 1 ст. 362, ст. 363, ч.1 ст. 364 ГПК РФ являются существенными и непреодолимыми, в связи с чем могут быть исправлены только посредством отмены постановленного по делу решения суда.

Судебная коллегия не может вынести по делу новое решение, ввиду отсутствия в деле достаточных доказательств, подтверждающих фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, возможность представления которых сторонами не утрачена, а также невозможности устранения судом кассационной инстанции перечисленных нарушений норм материального и процессуального права.

При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует устранить отмеченные недостатки, уточнить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, определить закон, которым следует руководствоваться при разрешении дела и установлении правоотношений сторон, в зависимости от этого распределить бремя доказывания, предложить сторонам представить дополнительные доказательства в подтверждение своих доводов, разъяснив последствия их непредставления, а в случае установления предоставления истице коммунальной услуги ненадлежащего качества, проверить представленный Ластовкиной Е.А. перерасчет платы за отопление, и с учетом представленных доказательств, их оценки принять законное и обоснованное решение.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Заводского районного суда г. Саратова от 02 июня 2011 года в части отказа в удовлетворении требований Ластовкиной Е.А. о признании незаконным отказа ТСЖ «Южный-2001» составить акт о предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества (отопление) за период с 21 февраля 2011 года по 10 марта 2011 года, взыскании с ТСЖ «Южный-2001» 3366 рублей в связи с предоставлением коммунальной услуги ненадлежащего качества в период с 21 февраля 2011 года по 28 февраля 2011 года, понуждении ТСЖ «Южный-2001» произвести перерасчет оплаты за отопление за период с 01 марта 2011 года по 10 марта 2011 года в связи с предоставлением коммунальной услуги ненадлежащего качества, отменить и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи