Судья Саяпина Е.Г. Дело № 33-3556 07 июля 2011 года г. Саратов Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Коршунова Р.В. судей Пантелеева В.М., Бартенева Ю.И. при секретаре Аникиной С.А. с участием прокурора Ильина Ю.В. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Глаз М.В. на решение Заводского районного суда г. Саратова от 25 мая 2011 года, с учетом внесенных исправлений определением Заводского районного суда г. Саратова 17.06.2011г., которым постановлено: обязать Комитет социальной защиты населения г.Саратова Министерства социального развития Саратовской области назначить Глаз М.В. ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью с 01 января 2011 г. в сумме 4193 руб. 50 коп. с дальнейшей ежегодной индексацией, начиная с 1.01.2011 г., исходя из роста уровня инфляции, устанавливаемого Федеральным Законом «О федеральном бюджете на очередной финансовый год»; обязать Комитет социальной защиты населения г.Саратова Министерства социального развития Саратовской области назначить Глаз М.В. к выплате единовременно сумму задолженности по ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью в размере 93352 руб. 32 коп., за период с 01.01.2004 г. по 31.12.2010 г.; обязать Комитет социальной защиты населения г.Саратова Министерства социального развития Саратовской области назначить Глаз М.В. к выплате единовременно сумму задолженности по ежегодной компенсации за вред здоровью в сумме 1928 руб. 18 коп. за период с 2007 год по 2009 год включительно; в удовлетворении остальной части иска - отказать. Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., пояснения представителя Комитета социальной защиты населения г.Саратова Министерства социального развития Саратовской области – Метлиной Л.Ф. (доверенность от 11.01.2011г.), заключение прокурора, полагавших решение суда законным, исследовав материалы дела, судебная коллегия установила: Глаз М.В. обратилась в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя тем, что принимала участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, является инвалидом <данные изъяты> группы, имеет право на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью, ежемесячную компенсацию на продовольственные товары, ежегодную компенсацию возмещения вреда здоровью в соответствии с Законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Считала, что ежегодная компенсация ответчиком производилась в меньшем размере, чем предусмотрено законодательством: в 2001-2004 гг. ответчик не производил индексацию указанной компенсации; в 2007-2009 гг. ответчик не перечислял данные выплаты; в 2010 г. выплачена сумма без учета её индексации, начиная с 2001 г. Выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров производились ответчиком в меньших суммах, чем предусмотрено законодательством. Сумма компенсации должна была периодически повышаться (индексироваться), но в нарушение требований закона, ответчик за 2001, 2002, 2003 г.г. и четыре месяца 2004 г. соответствующую индексацию не производил и выплачивал по 300 рублей в месяц. С 29 мая 2004 г. ответчик начал индексировать выплаты исходя из базовой суммы 300 рублей, что в настоящее время значительно снижает сумму компенсации. Ежемесячные компенсации за вред здоровью за период 2001-2010 г.г. ответчик выплачивал в меньших суммах, чем предусмотрено законодательством. Органы социальной защиты не проинформировали её о том, что индексацию выплаты в феврале-декабре 2001 г. не произвели. По решению суда ответчик произвел индексацию за 2002 и 2003 гг., а с января 2004 г. и до настоящего времени выплаты не индексировались. От перерасчета денежных сумм и выплаты их с учетом индексации ответчик отказывается, в связи с чем истица просила: обязать комитет социальной защиты населения г. Саратова произвести индексацию ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежемесячной и ежегодной компенсации в возмещение вреда здоровью с 01 января 2001 года на коэффициент роста минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ) 1,515; за период 2002-2003 гг. на индекс роста прожиточного минимума 1,41 в 2002 г., 1,135 в 2003 г., 1,157 в 2004 г.; с 01.01.2005 по 31.12.2010 г.г. на коэффициент роста уровня инфляции, выплатить образовавшуюся в связи с этим задолженность. Также просила: обязать ответчика выплачивать ежегодную компенсацию в возмещение вреда здоровью в сумме 2012,85 руб. с последующей индексацией указанной суммы в соответствии с действующим законодательством; обязать ответчика назначить ей ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, начиная с 01 января 2011 г. в размере 1552,08 руб. с последующей индексацией этих выплат в соответствии с ростом индекса инфляции в РФ; обязать ответчика с 01 января 2011 г. выплачивать ей ежемесячную компенсацию в возмещение вреда здоровью в сумме 5034,63 руб. с последующей индексацией указанной суммы в соответствии с действующим законодательством; обязать ответчика назначить к выплате единовременно задолженность по выплате ежемесячной компенсации за вред здоровью за период с февраля 2001 г. по 31 декабря 2010 г. в сумме 209926 рублей, с дальнейшей индексацией суммы выплаты 5741,74 руб., начиная с 01 января 2011 г. исходя из роста уровня инфляции, устанавливаемого Федеральным законом «О федеральном бюджете на очередной финансовый год»; обязать назначить к выплате единовременно задолженность по выплате ежегодной компенсации за вред здоровью в сумме 9675,94 руб. за период с февраля 2001 г. по 31 декабря 2010 г., с дальнейшей индексацией суммы выплаты 2013,85 руб., начиная с 01 января 2011 г. исходя из роста уровня инфляции, устанавливаемого Федеральным законом «О федеральном бюджете на очередной финансовый год»; назначить к выплате единовременно задолженность по выплате ежемесячной компенсации за продовольственные товары за период с февраля 2001 года по 31 декабря 2010 г. в сумме 71449,63 рублей, с дальнейшей индексацией суммы выплаты 1552,08 руб., начиная с 01 января 2011. исходя из роста уровня инфляции, устанавливаемого Федеральным законом «О федеральном бюджете на очередной финансовый год». Указывала, что впервые выплата по ежемесячной компенсации вреда здоровью была назначена ей 05 февраля 2001 г. в сумме 886,58 руб. Органы социальной защиты не проинформировали её о том, что с 2000 г. указанные выплаты подлежат ежегодной индексации с применением индекса роста МРОТ в соответствии с действовавшим в тот период времени Законом РСФСР от 24 октября 1991 г. №1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан». Ответчик не проинформировал её также о том, что индексацию выплаты за 2001 г. - увеличение ежемесячной суммы с 886,58 руб. он произведет только на основании решения суда. С учетом индексации (в 1,515) в 2001 г. она должна была получить 14774,85 руб. (11 месяцевх886,58 руб.х1,515=11x1343,17 руб.), однако вместо этого ей было перечислено 11000 рублей, то есть по 1000 рублей в месяц. Исполняя решения Заводского районного суда г. Саратова от 09 декабря 2002 г. и от 28 февраля 2003 г., ответчик произвел индексацию за 2002 г. и 2003 г. по неблагоприятному для неё критерию исходя из суммы 1000 рублей (1000x1,46x1,41=2058,60 руб.). 2058,60 руб. ей выплачивается ежемесячно по настоящее время. Считала, что установленная ей 05 февраля 2001 г. сумма компенсации в размере 886,58 рублей подлежит индексации в 2001 г. с учетом индекса роста МРОТ-1,515 и составляет 1343,17 рублей в месяц; в 2002 и 2003 г.г. должны быть применены индексы, установленные решениями Заводского районного суда г. Саратова, соответственно 1,46 и 1,41, и выплаты в 2003 г. должны составлять в сумме 1961,01 рублей (1343,17x1,46), в 2003 г.- 2765,05 руб. (1961,02x1,41); в 2004 г. выплаты должны быть проиндексированы с применением индекса 1,157, исходя из роста величины прожиточного минимума в Саратовской области, и должны составлять 3199,16 руб. (2765,05x1,157); с 2005 по 2010 г. выплаты должны быть проиндексированы с учетом индекса инфляции, в связи с чем выплата в 2010 г. должна составить 5741,74 руб. С учетом указанного порядка индексации единовременная задолженность по ежемесячным выплатам в возмещение вреда с февраля 2001 г. по 31 декабря 2010 г. составляет 209926 руб. Суд, рассмотрев возникший спор, постановил указанное выше решение. В кассационной жалобе Глаз М.В. просит решение суда изменить, обязав Комитет социальной защиты населения г. Саратова выплатить ей единовременно задолженности: - по ежемесячной компенсации за вред здоровью за период с февраля 2001 года по 31.12. 2010 года в сумме 209926 рублей, с дальнейшей индексацией суммы 5741,74 руб., начиная с 01.01.2011 г., исходя из роста уровня инфляции, устанавливаемого Федеральным законом «О федеральном бюджете на очередной финансовый год»; - по ежегодной компенсации за вред здоровью в сумме 9 675,94 рублей за период с февраля 2001 года по 31.12. 2010 года, - с дальнейшей индексацией суммы 2013,85 руб., начиная с 01.01.2011 года, исходя из роста уровня инфляции, устанавливаемого Федеральным законом «О федеральном бюджете на очередной финансовый год»; - по ежемесячной компенсации за продтовары (ЕДК) за период с февраля 2001 года по 31.12. 2010 года в сумме 71 449,63 рублей, - с дальнейшей индексацией суммы 1552,08 руб., начиная с 01.01.2011 года исходя из роста уровня инфляции, устанавливаемого Федеральным законом «О федеральном бюджете на очередной финансовый год». В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которые ссылалась в суде первой инстанции в обоснование своих требований. Считает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права. Полагает, что районный суд не применил законы, подлежащие применению. Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ст. 347 ГПК РФ, исходя из доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены. Из материалов дела следует, что Глаз М.В. принимала участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, вследствие чего ей установлена <данные изъяты> группа инвалидности. Глаз М.В. имеет право на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью, ежемесячную компенсацию на продовольственные товары, ежегодную компенсацию на возмещение вреда здоровью соответствии с базовым законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», и состоит на учете в Комитете социальной защиты населения г.Саратова как получатель вышеуказанных компенсаций в возмещение вреда здоровью. 05 февраля 2001 г. Глаз М.В. была установлена сумма в возмещение ежемесячной компенсации вреда здоровью в размере 886,58 руб. Однако в связи с вступлением в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", начиная с февраля 2001 г. Глаз М.В. установлена твердая сумма ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в зависимости от полученной группы инвалидности, в размере 1000 руб. По заявлениям истицы решениями Заводского районного суда г. Саратова от 09 декабря 2002 г. и 28 февраля 2003 г. указанная ежемесячная сумма в возмещение вреда здоровью была проиндексирована пропорционально росту величины прожиточного минимума для пенсионеров по Саратовской области за 2002-2003гг. С 01 января 2002 г. на основании решения Заводского районного суда г. Саратова от 09 декабря 2002 г. истице назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в размере 1460 руб. С 01 января 2003 г. на основании решения Заводского районного суда г. Саратова от 28 февраля 2003 г. истцу назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в размере 2058 руб.60 коп., которая выплачивалась ей до обращения в суд. Указанные решения суда в порядке главы 42 ГПК РФ не пересматривались по вновь открывшимся обстоятельствам. Разрешая возникший спор, суд первой инстанции исходил из того, что со вступлением в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" порядок определения сумм возмещения вреда изменился, законодатель отказался от определения размера возмещения вреда в зависимости от заработка и перешел к новому способу - в зависимости от степени утраты здоровья. При этом были установлены твердые суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в зависимости от полученной группы инвалидности. В соответствии со ст. 1 Федерального Закона № 5-ФЗ от 12 февраля 2001 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» п. 25 Базового Закона изложен в следующей редакции: «возмещение вреда, причинённого здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой ежемесячной денежной компенсации в следующих размерах: инвалидам I группы - 5000 рублей; инвалидам II группы - 2500 рублей; инвалидам III группы - 1000 рублей». По смыслу Федерального Закона №5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с которым впервые были установлены фиксированные суммы возмещения вреда здоровью в зависимости от группы инвалидности, устанавливалось добровольное право граждан на свободный выбор того или иного критерия установления возмещения вреда, причём гарантировалось также и право получать возмещение в том порядке, в котором оно было ранее установлено. Истицей не оспаривалось до обращения в суд установление суммы возмещения вреда здоровью ежемесячно в твёрдой денежной сумме в размере 1000 рублей, как инвалиду третьей группы. Из материалов дела следует, что она была согласна с данным критерием возмещения вреда, что подтверждено имеющимися в деле копиями решений судов об индексации ранее установленной суммы возмещения вреда. При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, учитывая, что истице назначены ежемесячные выплаты в возмещение вреда в феврале 2001 г. и индексация назначенной суммы произведена решениями суда от 09 декабря 2002 г., 28 февраля 2003 г., обоснованно пришел к выводу об отсутствии законных оснований для перерасчета суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда по представленному Глаз М.В. расчету с 2001 г. по 2003 г. Требования истицы об индексации суммы ежемесячной компенсации возмещения вреда, начиная с 01 января 2004 г. по 2010 г. суд первой инстанции правомерно посчитал подлежащими частичному удовлетворению. При расчете указанных выплат суд исходил из размера выплаты в сумме 2058 руб. 60 коп. (решение суда Заводского районного суда г. Саратова от 28 февраля 2003 г.). Учитывая положения Постановления Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 г. N 11-П, а также Федерального закона от 26.04.2004 г. № 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», суд первой инстанции проиндексировал размер возмещения вреда здоровью истице исходя из роста величины прожиточного минимума в Саратовской области с 01.01.2004 г. на индекс 1,135; далее, с учётом изменения уровня инфляции: с 01.01.2005г. - 1,11; с 01.01.2006г. - 1,09, с 01.01.2007 г. - 1,08, с 01.01.2008 г. - 1,105, с 01.01.2009г. - 1,13, с 01.01.2010г. - 1,1. Размер ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью с учётом такой индексации с 01.01.2011 г. составил 4193 руб. 50 коп. Поскольку ответчик не выполнил обязанностей по индексации размера возмещения вреда здоровью, суд первой инстанции обоснованно признал, что задолженность по данной выплате за период с 01 января 2004 г. по 31 декабря 2010 г., с учетом произведенных ежемесячно выплат в размере 2058,60 руб., составляет 93352 руб. 32 коп. Отказывая в удовлетворении требований истца о взыскании ежемесячной компенсации за продовольственные товары, ежегодной компенсации в возмещение вреда здоровью с их дальнейшей индексацией, а также взыскании единовременно задолженности образовавшейся задолженности по выплате указанных сумм, районный суд правомерно указал, что из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с её статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства. В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 01 декабря 1997 г. № 18-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального Закона от 24 ноября 1995 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами. Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета. Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью предусмотрены пунктом 22 статьи 14 и частью 1 статьи 39 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от24 ноября 1995 года №179-ФЗ). Ежемесячные выплаты возмещения вреда здоровью предусмотрены пунктом 15 статьи 14 названного Закона. Частью 3 статьи 5 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции ФЗ от 26 апреля 2004 г. №31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируется исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Следует, кроме того, учитывать, что положения статьи 3 базового Закона предусматривали право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение денежных и иных материальных компенсаций и льгот, но та же норма в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменения в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» предусматривает право указанных граждан на возмещение вреда и меры социальной поддержки. Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. При этом статьей 3 Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ и статьей 4 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ установлено, что в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30 июня 2000 г. (т.е. исчисленных исходя из 83 руб. 49 коп.), а с 1 января 2001 г. -исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ в статьи 14 и 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" внесены изменения, которыми гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 названного Закона гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей и ежегодная компенсация за вред здоровью инвалидам 1 и 2 групп в размере 500 рублей, 3 группы в размере 400 рублей. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N11-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных Законов от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 19 июня 2000 года "О минимальном размере оплаты труда" и от 7 августа 2000 года "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобам граждан и общественных организаций чернобыльцев" (пункт 2 резолютивной части) указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 г. N 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 847, от 7 мая 2005 г. N292, от 25 апреля 2006 г. N246 и от 21 марта 2007 г. N171 утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006 и 2007 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Этими постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период. При этом, то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, однако, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации за вред здоровью не может быть различен. Так, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением МРОТ, а впоследствии с увеличением роста величины прожиточного минимума, либо исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, на основании вышеизложенного, индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, а именно: в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 847 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 июня 2004 года в размере 330 руб. (установленная законом 300 руб.) коэффициент 1,1, ежегодная компенсация за вред здоровью инвалиду 3 группы в размере 400 руб.; в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2005 г. N 292 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 01 января 2005 года в размере 366 руб. 30 коп., ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 488 руб. 40 коп. - коэффициент 1,11;в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2006 года N 246 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 января 2006 года в размере 399 руб. 27 коп. ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 532,36 руб. - коэффициент 1,09; в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года N171 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 января 2007 года в размере 431 руб. 21коп. коэффициент 1,08; в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2007 года N 914 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 января 2008 года в размере 476 руб. 49 коп., коэффициент 1,105; с 1 января 2009 г. в размере 538,43 руб., коэффициент 1,13; в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2009 года N 1024 с 1 января 2010 г. -592,27 руб., коэффициент 1,10, ежегодная компенсация за вред здоровью за 2010 г. установлена в размере 789 руб.70 коп. В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. N 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (с изменениями от 5 апреля 2005 г.) разъяснено, что денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, в связи с чем суд вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью за период с 01 июля 2000 г. с учетом величины минимального размера оплаты труда, указанной в ст.1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. №82 -ФЗ «О минимальной размере оплаты труда», а не из базовой суммы, установленной ст.4 этого же закона. Данное разъяснение основано на правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 г. №11-П и касается индексации размера ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда, причиненного здоровью, предусмотренного п. 15 ст. 14 базового Закона, а индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, исходя из базовой суммы этим же постановлением Конституционного Суда РФ, как указывалось выше, не была признана неконституционной. Учитывая изложенное и на основании представленных доказательств, районный суд установил, что ответчиком ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодная компенсация за вред здоровью (за исключением периода с 2007 г. по 2009 г.) производилась и производится истице в размерах, установленных постановлениями Правительства РФ в соответствии с Федеральными законами «О федеральном бюджете», а потому правомерно пришел к выводу о необоснованности требований Глаз М.В. об индексации вышеуказанных сумм, исходя из коэффициентов роста МРОТ, величины прожиточного минимума и уровня инфляции. Из дела следует, что в период с 2007 г. по 2009 г. ежегодная компенсации за вред здоровью Глаз М.В. не выплачивалась, а потому суд первой инстанции в соответствии с постановлениями Правительства РФ взыскал в её пользу ежегодную компенсацию за вред здоровью за 2007 г., 2008 и 2009 гг. в общей сумме 1928 руб. 18 коп. (574,95+635,32+717,91). Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела. Доводы кассационной жалобы сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылалась истица в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности. При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, для отмены или изменения по существу правильного судебного постановления по доводам кассационной жалобы не имеется. Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила: Решение Заводского районного суда г. Саратова от 25 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Глаз М.В. – без удовлетворения. Председательствующий Судьи