Судья Сидоровнин А.А. Дело № 33-3772/11 14 июля 2011 года г. Саратов Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: Председательствующего Захарова В.Н. судей Евтушенко В.М.., Пантелеева В.М., при секретаре Сугробовой К.Н. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Сирика А.А. на решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 02 июня 2011 года, которым постановлено: Сирику А.А. отказать в удовлетворении иска к военному комиссариату Саратовской области о признании незаконным уменьшения с августа 2008 года размера пенсии, отказа в назначении пенсии в размере не менее 10393 руб. 98 коп. и перерасчете пенсии, возложении обязанности установить размер пенсии в соответствии с установленным ранее военным комиссариатом РФ г. Байконура размером пенсии не мене 10393 руб. 98 коп. и произвести перерасчет пенсии за период с августа 2008 года на день постановления судом решения, а также выплатить недополученную пенсию за указанный период. Заслушав доклад судьи Захарова В.Н., изучив материалы дела, судебная коллегия установила: Сирик А.А. обратился в суд с вышеуказанным иском к Военному комиссариату Саратовской области. В обоснование иска указал, что он проходил военную службу в местности с неблагоприятными климатическими условиями с 05 августа 1992 года по 31 декабря 1994 года – в г. Ленинске Республики Казахстан, с 01 января 1995 года по 18 января 2008 года – на космодроме Байконур и в городе Ленинске Республики Казахстан, в связи с чем имел право на льготы, установленные Постановлением Совета Министров СССР от 06 апреля 1988 года № 445, Постановлением Правительства РФ от 01 октября 1994 года № 1122 и приказом Министра обороны РФ от 27 декабря 1994 года № 441. Приказом командующего космическими войсками по личному составу № 0188 от 24 декабря 2007 года истца в связи с организационно-штатными мероприятиями досрочно уволили в запас, а приказом № 2 от 14 января 2008 года командира войсковой части № 11284, в которой состоял Сирик А.А., он был исключен из списков личного состава части и направлен в военный комиссариат РФ г. Байконура. В Военном комиссариате РФ г. Байконура ему была назначена пенсии в размере 10393 рублей 98 копеек. В августе 2008 года истец прибыл на новое место жительства в г. Балаково Саратовской области, где ему военкомат назначил пенсию в размере 7907 рублей 64 копейки. Не согласившись с уменьшением пенсии, истец обратился в военный комиссариат Саратовской области с заявлением о перерасчете ему пенсии и установлении пенсии в том размере, в котором он получал её до августа 2008 года, то есть, не менее 10393 рублей 98 копеек. В ответ на обращение в ноябре истца к ответчику 15 декабря 2010 года в адрес истца военным комиссариатом Саратовской области было направлено письмо, в котором в начислении ему пенсии в размере 10393 руб. 98 коп. было отказано на том основании, что он проходил службу в г. Байконур, который не относится ни к районам Крайнего Севера, ни к приравненным к нему районам, в связи с чем он не имеет права на сохранение районного коэффициента, примененного ранее при назначении истцу пенсии в Республике Казахстан, при прибытии на постоянное место жительства в Саратовскую область (л.д. 12). В этой связи Сирик А.А. просил признать данный отказ незаконным и обязать военный комиссариат Саратовской области произвести перерасчет пенсии в сторону увеличения до 10393 руб. 98 коп. Суд, рассмотрев возникший спор, постановил указанное выше решение. В кассационной жалобе Сирик А.А. просит постановленное по делу решение суда отменить, вынести по делу новое решение, которым его исковые требования удовлетворить в полном объёме. В обоснование жалобы кассатор ссылается на те же обстоятельства, на которые он ссылался в суде первой инстанции в обоснование своих исковых требований. Считает, что выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела и нормам материального права. Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ст. 347 ГПК РФ, исходя из доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены. В соответствии со ст. 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной и противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее – Закон) пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Согласно ст. 48 указанного выше Закона пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей. За пенсионерами из числа лиц, указанных в ст. 1 Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия (включая надбавки, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона) была исчислена с применением части первой настоящей статьи, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего районного коэффициента, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Пенсионерам из числа лиц, указанных в ст. 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих районный коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (включая надбавки, предусмотренные ст.ст. 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные ст. 16 настоящего Закона), исчисляются с применением районного коэффициента, установленного к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей, по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях независимо от времени обращения за назначением пенсии. Как положениями названного выше Закона, так и в соответствии с пунктом 16-1 Постановления Совета Министров – Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в РФ» не предусмотрено сохранение районных коэффициентов для лиц, прибывших на новое постоянное место жительства с меньшим районным коэффициентом, за исключением случаев прохождения ими военной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах. Из материалов дела следует, а также установлено судом, что с января 2008 года Сирик А.А. является получателем пенсии на основании Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной и противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Военным комиссариатом г. Байконура ему назначалась ранее пенсия в размере 10393 руб. 98 коп., которую он получал до убытия из Республики Казахстан на новое постоянное место жительства. В августе 2008 года Сирик А.А. прибыл на новое место жительства в г. Балаково Саратовской области, где военным комиссариатом Саратовской области ему была назначена пенсия в размере 7907 руб. 64 коп. Причиной изменения размера пенсии в сторону её уменьшения послужило исключение при подсчете размера пенсии районного коэффициента – 1,4, предусмотренного Постановлением Правительства РФ № 1122 от 01 октября 1994 года для лиц, проходивших военную службу в местности с неблагоприятными климатическими условиями на космодроме Байконур и в городе Ленинске Республики Казахстан. Таким образом, исходя из вышеизложенных положений закона, постановления Правительства РФ и установленных судом обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что военный комиссариат Саратовской области правомерно произвел перерасчет размера пенсии истцу в сторону уменьшения при его прибытии на новое место жительства в Саратовскую область, указав в решении, что Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 года № 402, не включает в себя территорию города Байконур Республики Казахстан. В этой связи суд посчитал, что к спорным правоотношениям применимы нормы ст. 43 и ст. 48 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной и противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», как устанавливающие общие основания для перерасчета пенсии, а именно – возможность изменения ранее назначенного размера пенсии в сторону его уменьшения в связи с переездом пенсионера на новое место жительства. Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела. Выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела. Ссылка в кассационной жалобе на то, что действующее законодательство не предусматривает возможности изменения ранее назначенного размера пенсии в сторону его уменьшения, является несостоятельной, поскольку такая возможность предусмотрена положениями п. «а» ч. 1. ст. 55 Закона № 4468-1, в котором указано, что перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначенных лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размеров пенсий в сторону уменьшения. При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных Сириком А.А. требований является законным и обоснованным. Доводы кассационной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался ответчик в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции, им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности. Кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, в связи с чем не может повлечь отмену постановленного судом по делу решения. Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 02 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сирика А.А. – без удовлетворения. Председательствующий Судьи