19 июля 2011 года г. Саратов Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Машковой Л.Г., судей Заболотной Л.Н. и Пашенько С.Б., при секретаре Павловой Ю.В., рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Перфиловой М.В. к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании недействительным постановления и обязании предоставить в аренду земельный участок по кассационной жалобе Перфиловой М.В. на решение Кировского районного суда г. Саратова от 21 апреля 2011 года. Заслушав доклад судьи Заболотной Л.Н., обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда установила: Перфилова М.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Саратов» и просила признать недействительным постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 27сентября 2010г. № 2302, возложить на администрацию муниципального образования «Город Саратов» обязанность предоставить ей в аренду сроком на 49 лет земельный участок, для целей, не связанных со строительством, площадью 50 кв.м., кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес> с целью и разрешенным видом использования - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (торговый павильон с остановкой), в течение двух недель с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу, возложить на администрацию муниципального образования «Город Саратов» обязанность направить в ее адрес проект договора аренды сроком на 49 лет на указанный земельный участок в течение недели с момента принятия решения о предоставлении в аренду указанного земельного участка. В обоснование заявленных требований истица указала, что с 2009 года ею начата процедура оформления земельного участка площадью 50 кв.м. для размещения объекта торговли, общественного питания и бытового обслуживания (торговый павильон с остановкой), расположенного на пересечении <адрес>. 13.10.2009 г. территориальным отделом № 1 Управления Роснедвижимости по Саратовской области был изготовлен кадастровый паспорт данного земельного участка №№ с указанием его кадастрового номера №. 03.06.2010г. истица обратилась в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о предоставлении данного земельного участка для целей, не связанных со строительством, приложив к заявлению копию паспорта, копию кадастрового паспорта, выписку из ЕГРП УФРС по Саратовской области, однако ответа на данное заявление не получила, в связи с чем обратилась в суд с требованием о признании действий администрации незаконными, которое было судом удовлетворено. Постановлением администрации МО «Город Саратов» от 27.09.2010 г. № 2302 ей было отказано в предоставлении данного земельного участка, поскольку размещение нестационарных торговых объектов осуществляется исключительно через открытые аукционы по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, в связи с чем она обратилась в суд с данным иском. Решением Кировского районного суда г. Саратова от 21 апреля 2011 года в удовлетворении исковых требований Перфиловой М.В. отказано в полном объеме. Не согласившись с указанным решением суда, Перфилова М.В. обратилась в суд с кассационной жалобой, по доводам которой просит решение суда отменить и вынести новое решение, которым удовлетворить её иск в полном объеме. Заявитель указала, что учитывая противоречие Положения о предоставлении земельных участков, расположенных на территории МО «Город Саратов», для целей, не связанных со строительством, статье 34 ЗК РФ, суд не должен был применять вышеуказанное Положение. Суд не дал оценку представленному истицей кадастровому паспорту, выданному территориальным отделом № 1 Управления Роснедвижимости по Саратовской области. Основываясь на решении Саратовской городской Думы от 07.07.2010 г. № 53-632, суд применил нормативный акт, не подлежащий применению, и распространяющийся на правоотношения, возникшие после 14.07.2010 г., и не применил закон, подлежащий применению, чем грубо нарушил нормы материального и процессуального права. Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч.1 ст.347 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для его отмены. В соответствии с ч. 2 ст. 13 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, согласно ч.1 ст.28 ЗК РФ, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п.1 ст.20 ЗК РФ, гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п.1 ст.24 Земельного кодекса. Согласно ст. 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. Статьей 34 ЗК РФ предусмотрен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. В соответствии с п.1 ст.34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. На основании данного заявления выдается схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия решения о передаче земельного участка в аренду. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 03.06.2010 г. Перфилова М.В. обратилась в администрацию МО «Город Саратов» с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 50 кв.м. для размещения объекта торговли, общественного питания и бытового обслуживания (торговый павильон с остановкой), расположенного на пересечении <адрес>, приложив к заявлению копию паспорта, копию кадастрового паспорта, выписку из ЕГРП УФРС по Саратовской области. Поскольку ответа на данное заявление Перфилова М.В. не получила, она обратилась в суд с требованием о признании действий администрации незаконными. Решением Волжского районного суда г. Саратова от 12.07.2010г. бездействие администрации МО «Город Саратов» по непринятию решения по заявлению Перфиловой М.В. о предоставлении земельного участка, для целей не связанных со строительством, площадью 50 кв.м. признано незаконным. Постановлением администрации МО «Город Саратов» от 27.09.2010г. № 2302 Перфиловой М.В. отказано в предоставлении данного земельного участка, поскольку размещение нестационарных торговых объектов осуществляется исключительно через открытые аукционы по продаже права на заключение договора аренды земельного участка (л.д. 10). В схему размещения нестационарных торговых объектов на 2010 год адрес размещения нестационарного торгового объекта: г. Саратов, пересечение ул. Навашина и ул. Танкистов в Кировском районе не включен. В соответствии с пунктом 3.2 Положения о предоставлении земельных участков расположенных на территории МО «Город Саратов», для целей, не связанных со строительством, утвержденного решением Саратовской городской думы от 07.07.2010 г. № 53-632 «Об утверждении Положения о предоставлении земельных участков, расположенных на территории МО «Город Саратов», для целей, не связанных со строительством» размещение автостоянок и нестационарных торговых объектов осуществляется исключительно через открытые аукционы по продаже права на заключение договоров аренды земельного участка. Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными положениями закона, исходя из фактических обстоятельств дела, пришел к выводу, что оспариваемое истцом постановление администрации МО «Город Саратов» от 27.09.2010г. № 2302 вынесено в соответствии с требованиями законодательства, поэтому оснований для признания его недействительным, равно как и для удовлетворения иных требований истицы, не имеется. Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он не противоречит требованиям закона. Статья 34 ЗК РФ предусматривает право органа местного самоуправления принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. Действуя в рамках требований вышеуказанной правовой нормы, администрацией МО «Город Саратов» разработано Положение о предоставлении земельных участков, расположенных на территории МО «Город Саратов», для целей, не связанных со строительством, которое утверждено решением Саратовской городской думы от 07.07.2010 г. № 53-632 «Об утверждении Положения о предоставлении земельных участков, расположенных на территории МО «Город Саратов» для целей не связанных со строительством». Руководствуясь указанным выше Положением, в рамках предоставленных полномочий, администрация МО «Город Саратов» 27.09.2010 г. вынесла постановление № 2302 об отказе Перфиловой М.В. в предоставлении данного земельного участка по изложенным основаниям. Не является основанием к отмене судебного акта довод жалобы о том, что на момент подачи Перфиловой М.В. заявления о предоставлении земельного участка в аренду, указанное выше Положение принято не было, поэтому оно не могло быть применено к возникшим правоотношениям. Из системного анализа вышеизложенных правовых норм следует, что правоотношение по предоставлению земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, возникает на основании сложного юридического состава. Только комплекс юридических фактов как юридический состав в целом может вызвать определенное юридическое последствие. Оформление акта выбора земельного участка, обращение с заявлением о предоставлении земельного участка в соответствующий орган местного самоуправления является только частью процесса по накоплению юридических фактов для формирования юридического состава как основания возникновения земельного правоотношения. Таким образом, после подачи соответствующего заявления заинтересованным лицом правоотношения по предоставлению земельного участка возникнуть не могут, такие правоотношения возникают лишь после принятия уполномоченным органом соответствующего акта распорядительного характера. Иные доводы жалобы не содержат в себе правовых оснований для отмены обжалуемого решения, не имеют значение для рассмотренного судом спора и сводятся к неверному толкованию автором жалобы норм материального права. При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным. Выводы суда мотивированны, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, требованиям закона и в кассационной жалобе не опровергнуты, поэтому оснований для отмены судебного решения по доводам жалобы не имеется. Руководствуясь ст. 193, 199, 360, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда определила: решение Кировского районного суда г. Саратова от 21 апреля 2011 года по делу по иску Перфиловой М.В. к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании недействительным постановления и обязании предоставить в аренду земельный участок оставить без изменения, а кассационную жалобу Перфиловой М.В. – без удовлетворения. Председательствующий Судьи