Судья ФИО1 Дело N 33-3538 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего ФИО2 судей Грибалевой М.Н., ФИО3 при секретаре ФИО4 рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску ФИО7 к обществу с ограниченной ответственностью (далее - ООО) «Инвест - Авто и К», третье лицо - ФИО5 об опровержении недостоверной рекламы, компенсации морального вреда по кассационной жалобе ФИО7на решение Волжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Заслушав доклад судьи Саратовского областного суда Грибалевой М.Н., объяснения ФИО7, поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения представителя ООО «Инвест-Авто и К» ФИО6, полагавшего решение суда оставлению без изменения, исследовав материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда, установила: ФИО7 обратился в суд с иском к ООО «Инвест - Авто и К» с учетом уточнения требований об опровержении недостоверной рекламы, компенсации морального вреда в размере 30 000 руб., обосновывая свои требования следующим. ДД.ММ.ГГГГ на помещении автосалона «С», расположенного по адресу: <адрес> была размещена реклама «0 % переплаты, рассрочка на 3 года», в связи с чем истец решил приобрести автомобиль Рено Логан на условиях беспроцентной рассрочки на 3 года для чего взял взаймы у знакомого необходимую сумму. В салоне ему сообщили о недостоверности рекламы и о том, что рассрочка является процентной на 3 года. ФИО7 пришлось вернуть займ, проценты и испытывать переживания по поводу нарушения его прав. На страницах интернет сайта, принадлежащему ответчику также была размещена аналогичная реклама. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с названными исковыми требованиями. Решением Волжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований ФИО7 к ООО «Инвест - Авто и К», третье лицо - ФИО5 об опровержении недостоверной рекламы, компенсации морального вреда отказано. В кассационной жалобе ФИО7 просит решение суда отменить. Ответчик, по его мнению, не доказал, что не является рекламодателем. Суд возложил бремя доказывания на ФИО7 в нарушение действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения. Указывает на мнимость сделки между ООО «Р» и ФИО5 Не согласен с оценкой представленных в суд доказательств. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы в соответствии со ст. 347 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения. Из материалов дела следует, что на нежилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> размещена реклама «0 % переплаты программа предоставлена совместно с Банком, рассрочка на 3 года, оформление по двум документам, тел. 71-04-08». Нежилое помещение (литер АА1) площадью 2 216,7 кв.м. - домовладение № в <адрес> принадлежит ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 и ООО «Инвест - Авто и К» заключили договор аренды, по условиям которого ФИО5 передал во временное пользование нежилое помещение площадью 429,30 кв.м, расположенное на первом этаже здания (литер А1). ДД.ММ.ГГГГ ООО «Р» и ФИО5 заключили договор, по которому ФИО5 поручает обществу изготовить и осуществить монтаж баннера (объявления), состоящего из двух частей со следующим текстом: 1 часть - «0 % переплаты программа предоставлена совместно с Банком», 2 часть - «рассрочка на 3 года оформление по двум документам тел. 71-04-08». Стоимость работ составила 4 578 руб. 40 коп. Исходя из акта № от ДД.ММ.ГГГГ услуги по изготовлению и монтажу баннера выполнены полностью и в срок. В силу ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 38-ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Недобросовестной признается реклама, которая: 1) содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами; 2) порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента; 3) представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара; 4) является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством. Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: 1) о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами; 2) о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара; 3) об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока; 4) о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара; 5) об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара; 6) о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара; 7) об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара; 8) о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций; 9) об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград; 10) о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами; 11) о результатах исследований и испытаний; 12) о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара; 13) о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар; 14) об объеме производства или продажи рекламируемого или иного товара; 15) о правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии; 16) о правилах и сроках проведения основанных на риске игр, пари, в том числе о количестве призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, об их организаторе, а также об источнике информации об основанных на риске играх, пари; 17) об источнике информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральными законами; 18) о месте, в котором до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть предоставлена таким лицам в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; 19) о лице, обязавшемся по ценной бумаге; 20) об изготовителе или о продавце рекламируемого товара. Реклама не должна: 1) побуждать к совершению противоправных действий; 2) призывать к насилию и жестокости; 3) иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта; 4) формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц. В рекламе не допускаются: 1) использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации; 2) указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами; 3) демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе; 4) использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников; 5) указание на то, что рекламируемый товар произведен с использованием тканей эмбриона человека; 6) указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники. В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия. Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы. В рекламе товаров и иных объектов рекламирования стоимостные показатели должны быть указаны в рублях, а в случае необходимости дополнительно могут быть указаны в иностранной валюте. В рекламе товаров, в отношении которых в установленном порядке утверждены правила использования, хранения или транспортировки либо регламенты применения, не должны содержаться сведения, не соответствующие таким правилам или регламентам. Не допускаются использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции и распространение скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами. Не допускается размещение рекламы в учебниках, предназначенных для обучения детей по программам начального общего и основного общего образования, школьных дневниках, а также в школьных тетрадях. При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации. Распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником (ст. 19 названного Закона). Согласно ст. 38 указанного Закона нарушение физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством. Лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе). Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что не имеется оснований для удовлетворения исковых требований ФИО7, так как не представлено доказательств, что именно ООО «Инвест - Авто и К» является рекламодателем оспариваемой рекламы. Кроме того, суд пришел к выводу о том, что истцом не доказан факт нарушения его прав и интересов в результате распространения указанной рекламы. Как следует из материалов дела, по сообщению ЗАО Банк оно не оказывало финансовые услуги ООО «Инвест-Авто и К» по приобретению автомашины Рено на условиях 0% переплаты с рассрочкой на 3 года за период с 2008г. по апрель 2010г. по причине отсутствия у Банка программы кредитования клиентов банка с подобным названием. ЗАО Банк имеет совместную программу о сотрудничестве с ООО «Инвест-Авто и К», условия которой предусмотрены в договоре от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг, заключенном между Банком и обществом. ЗАО Банк не является рекламораспространителем, рекламопроизводителем, рекламодателем либо спонсором оспариваемой рекламы. Из сообщения ООО «К» следует, что оно не может сообщить на кого регистрировался домен, так как ООО «Инвест-Авто и К» не заказывало услуги по приобретению хостинга и проведения регистрации доменного имени. В заявлении в адрес суда первой инстанции ФИО5 подтвердил тот факт, что указанный рекламный баннер принадлежит ему, размещен на фасаде указанного здания для реализации своих личных целей, не связанных с деятельностью ООО «Инвест-Авто и К». Всем представленным по делу доказательствам судом дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. Ссылка в кассационной жалобе о том, что суд неправильно распределил бремя доказывания, признается судом кассационной инстанции несостоятельной, поскольку в силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Истцом должны быть представлены доказательства подтверждающие факт распространения ответчиком недостоверной рекламы. Довод в кассационной жалобе о том, что сделка между ООО «Р» и ФИО5 является мнимой, необоснован. Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Заявитель в жалобе ссылается на то обстоятельство, что суд не дал оценки фактическому исполнению сделки между ООО «Р» и ФИО5, не истребовал книгу учета расходов и доходов организации, оплаты соответствующих услуг. В данном случае указанные обстоятельства не являются имеющими значение для дела, поскольку исковые требования истцом заявлены к ООО «Инвест-Авто и К». Другие доводы жалобы, в том числе о письменных объяснениях менеджера отдела продаж Р.Р., об аудио-записи телефонного разговора истца с сотрудником кредитного отдела автосалона С., были предметом исследовании суда первой инстанции, оценены в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства. Учитывая вышеуказанные обстоятельства, районный суд, правильно истолковав и применив положения законодательства, указанного в постановленном решении, обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований истца. Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и его оценкой исследованных доказательств, поскольку они основаны на законе, соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Руководствуясь ст.ст. 193, 199, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда определила: решение Волжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску ФИО7 к обществу с ограниченной ответственностью «Инвест - Авто и К», третье лицо - ФИО5 об опровержении недостоверной рекламы, компенсации морального вреда оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО7 - без удовлетворения. Председательствующий Судьи