№ 33-3522 от 21.07.2011 г.



Судья Кузин В.В. Дело № 33-3522

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 июля 2011 года г. Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда

в составе:

председательствующего Захарова В.Н.

судей Пантелеева В.М., Тришкиной М.А.

при секретаре Сугробовой К.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Балаковском районе Саратовской области (далее – УПФ) на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 10 мая 2011 года, которым постановлено:

В удовлетворении иска Тимофеева Н.А. к УПФ о признании решения от 19.08.2010 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии недействительным, включении периода работы с 22.05.1977 г. по 05.01.1983 г. в стаж на соответствующих видах работ по пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», назначении трудовой пенсии – отказать.

Взыскать с Тимофеева Н.А., в пользу УПФ расходы по оплате государственной пошлины 2000 руб.

Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., объяснения Тимофеева Н.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела

установила:

Тимофеев Н.А. обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что 13 августа 2010 года он обратился в УПФ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением УПФ от 19 августа 2010 года ему отказано в назначении указанной пенсии в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. УПФ не засчитало ему в специальный стаж необходимый для назначения пенсии по основаниям подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды его работы с 22.05.1977г. по 05.01.1983г. в качестве шофера спецавтомобиля в Тресте <данные изъяты>, мотивируя тем, что не подтверждена его постоянная и непосредственная работа на переносных установках радиоизотопной дефектоскопии (гаммадефектоскопии) на просвечивании материалов и изделий. Просил включить в его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, вышеуказанные периоды работы, назначить пенсию с момента обращения к ответчику, то есть с 13 августа 2010 года.

Суд, рассмотрев возникший спор, постановил вышеуказанное решение,

В кассационной жалобе Тимофеев Н.А. просит отменить указанное решение суда, принять по делу новое решение, которым удовлетворить его исковые требования в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которых основывал свои требования в суде первой инстанции. Считает, что суд не применил законодательство, подлежащее применению, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права. Судом дана неверная оценка представленным доказательствам.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции согласно требованиям ст. 347 ГПК РФ, исходя из доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г., трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы – мужчинам и женщинам.

Положениями п. 2 ст. 27 указанного Закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Подпунктом «а» п. 1 постановления Правительства РФ от 18.07.2002 года № 537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, – Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.

При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.

В разделе XXI «Общие профессии» Списка № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. № 1173, указаны рабочие, контролеры, мастера и старшие мастера (в том числе контрольные) инженеры, старшие инженеры, техники, технологи и лаборанты, постоянно и непосредственно работающие на установках по гамма-дефектоскопии (просвечивание металлов).

Позицией 12205000-1754а раздела XXII «Работы с радиоактивными веществами, источниками ионизирующих излучений, бериллием и редкоземельными элементами» Списка № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, предусмотрены работники, постоянно и непосредственно занятые на переносных установках радиоизотопной дефектоскопии (гамма-дефектоскопии) на просвечивании материалов и изделий в промышленности и строительстве.

В соответствии с пунктом 5 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года №5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости», право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списком, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списком, не менее 80% рабочего времени.

В п.6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий", утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. № 555, предусмотрено, что основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее именуется - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Из трудовой книжки Тимофеева Н.А. следует, что он с 22.05.1977 г. по 05.01.1983 г. работал шофером спецавтомобиля постоянной и непосредственной работы с радиоактивными веществами (просвечивание металлов) в авто - транспортном предприятии -5 (АТП-5) треста <данные изъяты> 06.01.1983 г. переведен слесарем, 18.05. 1983 г. уволен по ст. 31 КЗоТ РСФСР.

В справке Управления производственно – технологической документации (УПТК) треста <данные изъяты> (без даты и номера), указано, что Тимофеев Н.А. действительно работал в особо вредных условиях с 22.05.1977 г. Справка дана для правильной записи в трудовой книжке, следует записывать «перемещён водителем специальной автомашины постоянной и непосредственной работы с радиоактивными веществами» (просвечивание металлов).

Из архивной справки архивного отдела администрации Балаковского муниципального района следует, что в документах архивного фонда ЗАО <данные изъяты> в книгах приказов по личному составу имеются сведения о работе Тимофеева Н.А. - приказ УПТК треста <данные изъяты> от 07.10.1977 г. о принятии истца шофером спецавтомашины с установкой аппаратуры по гаммадефектоскопии для просвечивания металлов, по совместительству с доплатой 30% тарифной ставки гаммадефектоскописта 5 разряда с 05.10.1977 г., А также приказ от 10.10.1980 г. об его увольнении в порядке перевода в хозрасчётный участок с 15.10.1980 г. по совместительству 30% (л.д.13).

Из архивной справки следует, что в документах архивного фонда ЗАО <данные изъяты> в книге приказов имеются сведения о работе Тимофеева Н.А. А именно: приказ от 20.10.1980 г. о приеме на работу ситца с 15.10.1980 г. по совместительству 30%, приказ от 26.10.1981 г. об увольнении гаммаскописта по совместительству с 01.10.1981 г.(л.д. 14).

Из копии приказа от 03.08.1982 г. АТП видно, что предоставлен отпуск Тимофееву Н.А. – шоферу автоколонны за период работы с 16.12.1981 г. по 16.12.1982 г. на 12 дней и дополнительно на 18 дней за работу на спецавтомобиле с гаммоскопией и 3 дня за выслугу лет (л.д.15-16).

Согласно акту проверки характера льготной работы Тимофеева Н.А. в тресте <данные изъяты> (л.д.30) в книге приказов начальника УПТК по личному составу за <данные изъяты> имеется: приказ от 07.10.1977 г. о принятии Тимофеева Н.Д. – шофёра спецавтомшины с установкой аппаратуры по гаммодефектоскопии для просвечивания металла, по совместительству с доплатой 30% тарифной ставки гаммадефектоскописта 5 разряда с 05.10.1977 г.; в книге карточек-справок по начислению заработной, платы за 1978 г. 1979 г., 1980 г. имеются: карточка-справка на Тимофеева Н.А., табель : зачислен с 05.10.1977 г. на участок-полигон по совместительству с доплатой 30% тарифной ставки 5 разряда дефектоскописта, имеются начисления с января 1978 г. по январь 1979 г., с февраля 1979 г. по декабрь 1979 г., с января по октябрь 1980 г.; приказ от 10.10.1980 г.: уволить по переводу в хозрасчётный участок с 15.10.1980 г. Тимофеева Н.А. – табель по совместительству 30%. Для проверки не представлены: личная карточка формы Т-2, штатное расписание, должностная (рабочая) инструкция, табель учёта рабочего времени, паспорта на оборудование.

Актом проверки характера льготной работы Тимофеева Н.А. в <данные изъяты> (л.д.29) за период с 15.10.1980 г. по 01.10.1981 г. установлено, что в книге приказов по личному составу <данные изъяты> имеется приказ от 20.10.1980 г. о принятии Тимофеева Н.А. с 15.10.1980 г., прибывшего по переводу из <данные изъяты> треста <данные изъяты>, на работу по совместительству 30%. В книге ведомостей по начислению заработной платы <данные изъяты> за 1980 г. и в книге карточек справок по начислению заработной платы данных на Тимофеева Н.А. не обнаружено. В книге приказов за 1981 г. имеется приказ от 26.10.1981 г. по личному составу об увольнении Тимофеева Н.А., гаммоскописта по совместительству с 01.10.1981 года. В книге карточек-справок по начислению зарплаты рабочим и служащим за 1981 г. имеется карточка-справка на Тимофеева Н.А., где указано: организация - хозрасчётный участок, табель , участок - полигон, совмещение 30%, начисления производились с января по август 1981 г. помесячно. Для проверки не представлены: личная карточка формы Т-2, штатное расписание, должностная (рабочая) инструкция, табель учёта рабочего времени, паспорта на оборудование.

При указанных обстоятельствах, районный суд правомерно пришел к обоснованному выводу о том, что истцом не представлено доказательств того, что, работая шофёром спецавтомобиля, он выполнял постоянно и непосредственно работу на установках по гамма-дефектоскопии (просвечивание металлов). Работа истца по совместительству в спорный период относилась к непосредственной работе на установках по гамма-дефектоскопии (просвечивание металлов), однако данная работа для него не была основной, он был занят не в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени), данная работа составляла только 30% тарифной ставки. Кроме того, период работы истца по совместительству в качестве дефектоскописта составляет 3 года 11 месяцев 26 дней, то есть менее 5 лет, что не даёт законных оснований для досрочного назначения пенсии по основаниям, предусомтренным подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.

Запись в трудовой книжке истца свидетельствует о том, что основной работой истца являлось выполнение обязанностей шофера спецавтомобиля, то есть работал он постоянно и непосредственно не на установках по гамма-дефектоскопии (просвечивание металлов), в том числе переносных, а на специальном автомобиле. Из указанной записи не следует, что истец работал постоянно и непосредственно на установках по гамма-дефектоскопии (просвечивание металлов), в том числе переносных. При таких обстоятельствах истцу следовало представить доказательства того, что он работал постоянно и непосредственно на установках по гамма-дефектоскопии (просвечивание металлов), в том числе переносных. Таких доказательств суду представлено не было.

Несостоятельными являются доводы жалобы о неверной оценке судом представленных доказательств. Суд первой инстанции при рассмотрении дела оценил указанные доказательства в соответствии с их относимостью и допустимостью. Оснований для переоценки доказательств и отмены судебного решения, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, не имеется.

Доводы кассационной жалобы аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался Тимофеев Н.А. в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 347, 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Балаковского районного суда Саратовской области от 10 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Тимофеева Н.А. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи