33-4033/2011 26.07.2011



Судья: Ефимова Е.О.. Дело N 33-4033

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 июля 2011 года г. Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Шмаленко Т.А.

судей Заболотной Л.Н., Пашенько С.Б.

при секретаре Каланиной Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Дадонова Петра Григорьевича на решение Кировского районного суда г.Саратова от 27 мая 2011 года, которым в удовлетворении исковых требований Дадонова П.Г. об установлении факта конфискации и изъятия имущества (жилого дома) в связи с незаконной политической репрессией в отношении Дадонова Григория Павловича, 1891 года рождения отказано.

Отказано в удовлетворении исковых требований Дадонова Петра Григорьевича к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании права на улучшение жилищных условий в рамках закона Саратовской области № 39-ЗСО от 28.04.2005 года «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области».

Заслушав доклад судьи Шмаленко Т.А., объяснение Дадонова П.Г., поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области – Дюновой Ю.А. (доверенность №9959 от 28.09.2010 года), представителя Управления ФСБ по Саратовской области – Догадиной А.А. (доверенность от 11.07.2011 года сроком на 3 года), возражавших против доводов кассационной жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

Дадонов П.Г. обратился в суд к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства об установлении факта конфискации имущества, признании права на улучшение жилищных условий. В обоснование иска ссылался на то, что его отец Дадонов Г.П., 1891 года рождения, уроженец <адрес>, 31.10.1936 года был арестован и репрессирован приговором выездной сессии спецколлегии Саратовского областного суда от 07.03.1937 года по ч.1 ст.58-10 УК РСФСР к 3 годам лишения свободы с поражением в правах на 2 года. На основании ст.3 п. «а» и ст.5 п. «а» Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991 года Дадонов Г.П. был реабилитирован 23.12.1996 года. В соответствии с ч.2 ст.1-1 данного закона, истец, оставшийся в несовершеннолетнем возрасте без попечения отца, необоснованно репрессированного по политическим мотивам, признан подвергшимся политическим репрессиям. В момент ареста отца ему было 3 года. Семья проживала по адресу: <адрес>) в жилом доме, который в настоящее время утрачен в связи с политической репрессией.

С учетом уточнения исковых требований, просил установить юридический факт конфискации и изъятия имущества в связи с применением незаконной политической репрессии в отношении его отца Дадонова Г.П. – жилого дома, расположенного в <адрес>; признать за ним право на улучшение жилищных условий по категории реабилитированных лиц, утративших жилое помещение в связи с репрессиями, на основании Закона Саратовской области № 39-ЗСО от 28.04.2008 года «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» и право на предоставление благоустроенной квартиры по договору социального найма из государственного жилищного фонда Саратовской области.

Суд постановил приведенное решение.

В кассационной жалобе Дадонов П.Г. просит решение суда отменить, полагает, что согласно показаниям свидетелей дом разобран после репрессии его отца. Суд необоснованно отнесся к показаниям свидетелей критически, в связи с их малолетним возрастом на тот момент. Других свидетелей в настоящее время не имеется, так как прошло много лет. Просит учесть все его доводы.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 347 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Статья 265 ГПК РФ устанавливает, что суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

Согласно статье 1 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 08.10.1991 года № 1761-1, политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.

В силу статьи 13 Закона, признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении. При отсутствии документального подтверждения факт вынужденного переселения, связанного с репрессиями родственников, может устанавливаться судом.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, отец истца – Дадонов Г.П. на основании статьи 3 пункта «а» и статьи 5 пункта «а» Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» был реабилитирован, что подтверждается справкой прокуратуры Саратовской области от 24.03.2008 года № 13-23-08 (л.д. 8).

Дадонов П.Г., как оставшийся в несовершеннолетнем возрасте без попечения отца, необоснованно репрессированного по политическим мотивам, признан подвергшимся политической репрессии и реабилитирован, что также подтверждается справкой прокуратуры Саратовской области 14.04.2008 года № 13-23-08 (л.д. 9).

Из материалов дела следует, что Дадонов Г.П. был арестован 31.10.1936 года, до ареста работал рядовым колхозником в колхозе им.Доронина. При обыске, проведенном 31.10.1936 года, вещи, ценности и документы не изымались. Согласно правке об имущественном положении Дадонова Г.П., в момент ареста он имел 1 дом (л.д. 20). Конфискация имущества постановленным 7.03.1937 года приговором не предусматривалась (л.д. 39-40).

Из справки, выданной Администрацией Заволжского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области, следует, что истец Дадонов П.Г. был призван на действительную военную службу с 15.08.1952 года по 14.11.1955 года с места жительства: <адрес>. После ареста Дадонова Г.П. его сын Дадонов П.Г. проживал в том же населенном пункте – селе <адрес>.

Доводы кассационной жалобы о том, что суд необоснованно отнесся критически к показаниям свидетелей: Кузнецова В.М., 1933 года рождения, Сиротиной Л.И., 1931 года рождения, Прасловой К.Я., 1934 года рождения, в силу их возраста, так как они не могли являться свидетелями событий 31.10.1936 года, не может служить основанием для отмены принятого решения.

Из объяснений указанных лиц следует, что мать Дадонова П.Г. – Дадонова З.П. проживала до 1941 года в <адрес>, во время войны дом был разобран и перевезен в <адрес>, а семья Дадоновых жила на колхозном дворе МТФ № 2, в землянке. После войны семья переехала жить по <адрес>, откуда Дадонов П.Г. был призван на воинскую службу.

Таким образом, как из материалов дела, так и объяснений свидетелей не усматривается доказательств того, что дом, принадлежащий Дадонову Г.П., был изъят во время ареста и репрессии по политическим мотивам.

В заседании судебной коллегии Дадонов П.Г. пояснял, что со слов односельчан знает, что дом был разобран и продан матерью, но точных сведений об этом нет, поэтому других доказательств в обоснование своей кассационной жалобы представить не может.

Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.

Каких-либо нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судом не допущено.

Руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Кировского районного суда г.Саратова от 27 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Дадонова Петра Григорьевича – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи